ВОПРОС 17. Охарактеризуйте современный процесс обучения в опыте педагогов-новаторов
Педагоги-новаторыразвивают такое направление в педагогике, как педагогика сотрудничества. Педагогика сотрудничества строится на воспитательном подходе к обучению, который учит о том, что следует определять ребенка не по его знаниям, а определение ребенка должно исходить от его отношения к людям, к труду, моральным ценностям и качествам.
В личностно ориентированном обучении по-новому реализуется индивидуальный подход к детям, суть которого состоит в том, что в педагогическом процессе учитель идет не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, от тех возможностей, которые учитель развивает, совершенствует, обогащает.
Личностно ориентированное образование представлено во всех компонентах в опыте Амонашвили. Целевые ориентации в его опыте состоят в следующем:
-способствовать в воспитании ребенка благородного человека
-развивать познавательные силы ребенка
-обеспечивать условия для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
Софья Николаевна Лысенкова решила проблему одновременного обучения детей с разным уровнем развития их способностей. Отказалась от дополнительных занятий с учащимися.
Ее технология обучения строится на трех китах:
1. Перспективная подготовка (опережающее обучение), попутное прохождение сложной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. В результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему. Экономится время, поскольку дети быстрее воспринимают новый материал.
2. Комментируемое управление. Этот прием позволяет оптимально включить в учебный процесс весь класс. Комментирование 3-х действий: думаю, говорю, записываю. В результате слабые и средние ученики тянутся за сильным; развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; учении ставится в положение учителя, управляющего классом.
3. Опорные схемы (опоры) – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблицы, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, схемы. Это является алгоритмом рассуждения и доказательства, все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, сознание причинно-следственных связей
Виктор Федорович Шаталов разработал такой индивидуальный подход, который охватывает единовременно всех учеников. Этот подход заключается в создании атмосферы увлеченной и творческой работы.
Индивидуальный подход рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной работы. Шаталов был сторонником освобождения детей от недостойного страха перед двойкой. Он говорил, что надо вселять в них оптимизм, предоставлять возможность почувствовать свой успех в учебе. Для достижения этих целей Шаталов делал следующее: он объяснял материал предельно четко, логично, применяя наглядные блок-схемы, показывающие логические связи изучаемого материала, при ответе ученики опираются на блок-схему, на дом даются первоначально задачи, аналогичные тем, что давались на уроке. Результатом является то, что даже «слабые», но стремящиеся учиться дети достигают успеха. Далее с овладением материала ученики могут сами творчески выбирать задания из предложенных вариантов, дети могут сами находить творческие решения, во время проверки исправляются ошибки, однако оценки не ставятся. Знания проверяются после изучения темы всеми учениками. Шаталов считал, что ключевые методические инструменты педагога – это участие, осознание внутреннего мира ребенка, его волнений, сомнений, слабостей.
Персональное влияние на личность ребенка посредством работающего, творящего коллектива свойственно многим педагогам-новаторам. Учитель Игорь Павлович Волков, преподающий труд и черчение, полагал, что при развитии стремлений и способностей ученикам нужно испытать себя в разнообразных видах деятельности. Он создал «свободную мастерскую», в которой были собраны разнообразные инструменты и материалы. Любой ученик мог выбрать дело по своему усмотрению, при этом учитель не ограничивал его инициативы. Существовало только одно правило: «Научился сам, научи товарища». Для построения процесса обучения учитель-новатор предлагает 19 видов работ. Используется принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала. Отрабатываются приемы труда, в результате создается творческий продукт. Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития.
В процессе своей работы педагоги-новаторы пытались преодолеть необщительность школьного классного мира и несвязанность обучения с жизнью. Учитель Евгений Николаевич Ильин предлагал сделать уроки литературы уроками человековедения. Он разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения. Педагог-новатор главную цель преподавания литературы видит в ее воспитательной функции, а уже потом — в познавательной. «Интенсифицировать знания в массовой школе в полной мере удается лишь на воспитательной основе». Отказавшись от пассивных методов обучения («Запоминай так, как сказано в учебнике!»), он разнообразными приемами побуждает учащихся к активному поиску «своей истины», собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем. Идеи, которые предлагают педагоги-новаторы, дают практическую пользу в процессе обучения.