Конспекты занятий пропедевтического периода для детей с нормальным психофизическим развитием
Занятие 1
"Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета"
Цель. Продолжить знакомство детей с конструктором ЛЕГО ДУПЛА, с ЛЕГО-деталями, с цветом ЛЕГО-элементов, активизацию речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы.
Оборудование. Наборы ЛЕГО ДУПЛА. Коробка с десятью ЛЕГО-элементами, засыпанными бумажной стружкой или песком. Альбомы, фломастеры с толстым стержнем желтого, красного, синего цветов. Продолжительность занятия не более 45 мин.
Ход занятия
1. Организующий момент
Педагог и дети сидят за столом или на ковре, перед ними ЛЕГО-элементы.
Педагог. Ребята, мы сегодня будем играть и строить. Вы догадались, во что мы будем играть?
Педагог. Вам понравилось играть в ЛЕГО? Почему?
2. Постановка цели занятия Педагог. Отправляемся в путешествие. Мы сегодня снова в волшебной стране. Мы – волшебники, потому что все, что захотим, можем сделать из этих волшебных кирпичиков. Ой, кто это? Смотрите, ребята, кирпичики соединились, и получился человечек.
ЛЕГО-друг, нас научи,
Брать как надо кирпичи,
Чтобы все детали
Куда надо встали!
ЛЕГО-друг. Я – ЛЕГО-друг. Здравствуйте, ребята! (Можно предложить детям поздороваться с ЛЕГО-другом за ручку.) Я буду вам помогать путешествовать по волшебной стране ЛЕГО и быть в ней исследователями. Исследователи – это такие люди, которые изучают разные предметы и явления. А мы с вами будем изучать ЛЕГО-конструктор и отправимся на завод, где его делают. Вы согласны? (Ответы детей) Я приехал к вам издалека. Моя страна называется Дания. (Демонстрация карты детям) Смотрите, какая она. А вот ваша страна. Правда, далеко? В моей стране, в городе Биллу, есть завод игрушек. Там делают эти волшебные детали. Так что ЛЕГО появилась в Дании. Вы уже строили из ЛЕГО разные постройки и они у вас получались яркими и очень красивыми. Сегодня мы узнаем, почему они такие красивые и яркие.
2. Знакомство с цветом
ЛЕГО-друг. Ребята, сегодня мы будем исследовать цвет ЛЕГО-деталей. Для этого мы должны узнать, что находится в волшебном ящике, который стоит перед нами. Рассаживайтесь поудобнее на ковре и начнем игру "Что спрятано?"
Игра "Что спрятано?"
В коробке с пенопластовой стружкой (песком) помещены разные детали ЛЕГО. Дети достают деталь и называют ее цвет.
ЛЕГО-друг. Скажите, в какие цвета окрашены детали ЛЕГО ДУПЛА?
Ответы детей.
ЛЕГО-друг. Настоящие исследователи должны знать все, поэтому необходимо прочитать в моей волшебной книжке, что значит слово "цвет", а также "красный", "желтый", "зеленый" и "синий". Вот что написано о цвете. Цвет – это вид краски. Слово "краска" произошло от красного цвета, а сейчас означает вещество, которое позволяет окрашивать что-либо в разные цвета. Ребята, быстро найдите красную деталь и скажите, что вы знаете о красном цвете и почему он так называется. (Ответы детей) А вот что написано в моей волшебной книге. Красный – это значит красивый, хороший.
То же самое с желтым, зеленым и синим цветом.
Желтый – это цвет золота, солнца.
Зеленый – цвет травы, листьев, который получается из смешения желтого и синего цветов.
Синий – в старину означал сияющий, блестящий цвет.
4. Ориентировка в цвете деталей
Педагог и дети сидят на ковре, перед ними рассыпаны детали ЛЕГО. ЛЕГО-друг предлагает поиграть в игру "Кто самый быстрый и внимательный?"
Игра "Кто самый быстрый и внимательный?"
ЛЕГО-друг. Нужно быстро найти деталь того цвета, который я назову.
Оценка деятельности детей.
ЛЕГО-друг. Какие вы молодцы! Как вы хорошо научились разбираться в цветах!
Знаю, знаю все цвета!
У меня деталька – та!
5. Классификация деталей Игра "Строим башни"
ЛЕГО-друг. Ребята, ЛЕГО-детали очень любят играть. Сегодня мы должны построить из ЛЕГО 4 волшебные скалы – красного, зеленого, желтого и синего цветов.
Педагог разыгрывает цвета в "чудесном мешочке". В "чудесный" мешочек заранее помещается некоторое количество деталей разных цветов. Детей делят на 4 команды. Представители команд разыгрывают цвет деталей, из которых команда будет строить свою скалу.
В конце игры дефектолог сравнивает, какие красивые скалы сделали дети, выявляет ошибки, просит детей их исправить. Если скалы неустойчивые, то педагог объясняет почему.
Оценка деятельности детей.
6. Графические задания
ЛЕГО-друг объясняет детям: "Исследователи не только все запоминают, но и делают рисунки, поэтому вы должны раскрасить фломастером контур ЛЕГО-деталей!"
Детям раздают альбомы, в которых на первой странице изображен контурный рисунок и предлагают выбрать деталь и закрасить ее тем цветом, который им больше понравился.
7. Свободная конструктивно-игровая деятельность и развитие речи
Детям предлагают с помощью вертушки выбрать по 5 деталей разного цвета.
ЛЕГО-друг предлагает сделать подарки для своих мам.
Опрос детей.
ЛЕГО-друг. Что вы будете делать? Какого цвета детали вы будете использовать?
Дети строят под музыку.
После выполнения задания – оценка работ детей. Выяснение, уточнение предварительного замысла и результатов работы.
Итог занятия
Педагог. Дети, вы такие молодцы. Вы так хорошо играли и отвечали на вопросы! А сейчас попрощаемся с ЛЕГО-другом до следующего раза.
Занятие 2
"Исследователи кирпичиков"
Цель. Продолжение знакомства детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГОсловаря. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога. Развитие графических навыков.
Оборудование. ЛЕГО-кирпичики из наборов, альбомы, фломастеры. Вертушка, на диске которой изображены разные по цвету и форме кирпичики.
Ход занятия
1. Организующий момент
Педагог. Ребята, вы уже знакомы с ЛЕГО, мы уже были исследователями на заводе игрушек. Давайте вспомним, что мы исследовали. (Ответы детей) Какого цвета ЛЕГО-детали?
Дети быстро подходят к коробке с ЛЕГО, достают деталь и называют их цвет.
2. Постановка цели занятия, знакомство с кирпичиками
Педагог. К нам сегодня опять пришел ЛЕГО-друг!
ЛЕГО-друг. Ребята, мы сегодня опять отправимся на завод игрушек в Данию и будем исследовать… а что именно, вы должны сейчас узнать. Вот мой "волшебный мешочек", быстро доставайте то, что там лежит, чтобы узнать наше задание.
В "волшебном мешочке" на этот раз лежат только ЛЕГОкирпичики. Дети достают детали.
Опрос детей.
ЛЕГО-друг: Что вы видите?
Дети. Кирпичики.
ЛЕГО-друг. Они все одинаковые или нет?
Дети. Разные!
ЛЕГО-друг. Чем они отличаются?
Дети. Размером, формой.
ЛЕГО-друг. Ребята, а вы знаете, что такое форма?
Ответы детей.
ЛЕГО-друг. Мы сегодня будем исследовать форму ЛЕГО-деталей. Но сначала мы прочитаем в моей волшебной книге, что означает слово "форма". Форма – это приспособление для придания чему-нибудь разных очертаний, а еще это значит – контур или внешний вид предмета. А вот послушайте, какие интересные вещи написаны о кирпиче. Кирпич – такая форма. На Руси кирпичом называли брусок, который делался в деревянной клетке, а потом обжигался в печи.
Далее ЛЕГО-друг предлагает детям: "Найдите самый маленький (самый большой, средний) кирпичики. А теперь попробуйте их скрепить. Крепко держатся? (Ответы детей) Подумайте, на чем держатся эти волшебные кирпичики. Подумайте, как их можно назвать? (На что они похожи?)"
Д е т и. Кнопочки, таблетки и т. д. (Другие ответы)
ЛЕГО-друг. Давайте посчитаем, сколько кнопочек у кирпичиков ЛЕГО.
Дети вместе считают кнопочки на детальках ЛЕГО по горизонтали и вертикали.
Таким образом, вместе с педагогом дети рассматривают 4 вида кирпичиков: 2x2, 2x4, 2x6, 2x8.
ЛЕГО-друг. Ребята, это волшебные кирпичики. Мы с вами узнали, что они все разные, имеют кнопочки, которые скрепляют один кирпичик с другим. Эти кирпичики волшебные и очень добрые, потому что вы можете с ними играть, делать разные постройки. С ними надо обращаться очень бережно, тогда вы сами станете волшебниками.
Кирпичик любит ласку!
Тогда построишь сказку!