Раздел 3: Частные методики адаптивной физической культуры

Вопросы итогового государственного экзамена

Раздел 1. Теория и методика физической культуры

1. Цель, задачи и функции физической культуры.

2. Принципы физической культуры: социальные (общие), методические (обучение), специфические принципы спортивной тренировки. Дать характеристику социальных принципов: название, раскрыть содержание и пути реализации в процессе деятельности.

3. Физические упражнения как основное средство физической культуры: определение понятия; возникновение и развитие; факторы, определяющие эффект от воздействия физических упражнений и их педагогическое значение.

4. Содержание и форма физических упражнений, их взаимосвязь. Педагогические классификации физических упражнений: их значение и зависимости от решаемых педагогических задач.

5. Техника физических упражнений: определение понятия, что такое основа техники, фазы техники (подготовительная, основная или основное звено, заключительная фаза, детали техники).

6. Методы использования слова: значение, классификация, требования по их использованию. Особенности использования в различных возрастных группах и на различных этапах обучения.

7. Методы наглядного восприятия: значение, классификация, требования по их использованию. Особенности использования в различных возрастных группах и на различных этапах обучения.

8. Практические методы обучения: значение, классификация. Требования по их использованию, положительные и отрицательные стороны. Особенности использования в различных возрастных группах и на различных этапах обучения.

9. Принцип сознательности и активности: осмысление сущности двигательной активности и воспитание устойчивого интереса к ней. Значение инициативности, самостоятельности и творческого отношения в процессе физического воспитания. Правила при реализации этих принципов.

10. Принцип доступности: виды доступности (программно-нормативная и индивидуальная). Правила доступности.

11. Принцип систематичности и последовательности.

12. Двигательные умения как низший уровень владения двигательного действия и как функция сознания. Признаки двигательного умения.

13. Двигательный навык как высший уровень освоения двигательного действия и как функция сознания. Признаки двигательного действия.

14. Сила: определение понятия; факторы, определяющие проявление силовых способностей. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силы. Виды силовых способностей. Задачи и средства силовой подготовки. Характеристика методов развития силы: метод «до отказа», метод максимальных усилий, изометрический (статический) метод.

15. Быстрота: определение понятия; факторы, определяющие развитие быстроты и скорости. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития быстроты реакции и движения. Задачи, средства и методы развития простой и сложной двигательных реакций.

16. Методика развития быстроты движений. Скоростной барьер и пути борьбы с ним.

17. Выносливость: определение понятия; формы проявления (утомления); факторы, определяющие развитие выносливости, виды выносливости. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости.

18. Задачи, средства и методы развития общей (аэробные способности) выносливости.

19. Задачи, средства и методы развития специальной (анаэробные способности) выносливости.

20. Конспект урока. Разработка содержания урока (частные задачи, средства, дозировка нагрузки и методические приемы организации, воспитания и обучения). Оформление конспекта (представить развернутый конспект).

21. Планирование учебной работы. Сущность и значение. Технология планирования: требования к планированию и его основные документы.

22. Контроль на уроке: учет, оценка, проверка. Формы проверки: предварительная, текущая, заключительная. Разновидности контроля: учительский, взаимоконтроль, самоконтроль. Виды учета. Система оценивания: отметка, зачет, суждение.

23. Педагогический анализ (по рекомендуемой схеме) урока: подготовка учителя к уроку, его организационное обеспечение, деятельность учеников и учителя на уроке.

24. Микроцикл. Определение микроцикла, продолжительность. Последовательность планирования нагрузки по направленности воздействия. Типы микроциклов и их характеристика.

25. Построение средних циклов (мезоциклов).

26. Модели годичных циклов. Одноцикловые и многоцикловые. Преимущества многоциклового планирования. Планирование, организация и проведение спортивных соревнований.

27. Основные документы для проведения соревнований и отчетности.

28. Характеристика подготовительного периода (этапы, задачи, динамика нагрузок).

29. Характеристика соревновательного периода (этапы, задачи, динамика нагрузок).

30. Особенности организации тренировочной работы с женщинами и детьми.

Раздел 2: Теория и организация адаптивной физической культуры

1. Главная цель и основные задачи креативных (художественно-музыкальных) видов адаптивной физической культуры, их ведущие функции и принципы. Основные средства и отличительные черты методики креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик.

2. Главная цель и основные задачи экстремальных видов адаптивной физической культуры, их ведущие функции и принципы. Основные средства и отличительные черты методики экстремальных видов адаптивной физической культуры.

3. Цель, принципы, основное содержание Всемирных игр Специальной Олимпиады. Виды адаптивного спорта, применяемые в Специальных Олимпиадах. Правила формирования «дивизионов», процедура награждения участвующих в соревнованиях игр Специальной Олимпиады.

4. Паралимпийское движение инвалидов как модель спорта здоровых спортсменов. Принципы спортивно-медицинской классификации спортсменов-паралимпийцев. Основные виды адаптивного спорта, входящие в программы летних и зимних Паралимпийских игр.

5. Становление и развитие адаптивной физической культуры за рубежом. Основные этапы.

6. История развития адаптивной физической культуры в нашей стране. Основные этапы.

7. Спортсмены России в мировом спортивном движении инвалидов. Организация адаптивного спорта в России.

8. Дайте краткую характеристику основным компонентам (видам) адаптивной физической культуры (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация).

9. Физическая помощь и страховка. Классификация приемов физической помощи и страховки занимающихся.

10. Определение понятия «тренажер». Классификация тренажеров, применяемых для обучения физическим упражнениям в адаптивной физической культуре. Способы воздействия тренажеров на занимающихся. Тандотерапия как средство и метод адаптивного физического воспитания.

11. История Всемирных (Олимпийских) игр глухих, виды спорта.

12. Конкретизация цели и задач адаптивного спорта, его ведущих функций и принципов.

13. Главная цель, основные задачи адаптивной двигательной рекреации, ее ведущие функции и принципы.

14. Средства адаптивной двигательной рекреации. Организованные и самодеятельные формы проведения занятий по адаптивной двигательной рекреации.

15. Развитие и совершенствование выносливости и координационных способностей у инвалидов различных нозологических групп.

16. Развитие и совершенствование силовых и скоростных способностей у инвалидов различных нозологических групп.

17. Основные понятия и термины АФК. Охарактеризуйте понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «реабилитация», «социализация», «образ жизни», «социальная интеграция».

18. Основное требование к процессу обучения в адаптивной физической культуре. Понятие ошибки и величины допустимых отклонений. Основные теоретические концепции «безошибочного» обучения.

19. Умственное (интеллектуальное), нравственное и эстетическое воспитание на занятиях по адаптивной физической культуре.

20. Основные закономерности развития физических качеств и способностей. Развитие и совершенствование гибкости у инвалидов различных нозологических групп.

21. Врачебно-медицинский и педагогический контроль в адаптивной физической культуре. Самоконтроль.

22. Предмет, цель и основные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации.

23. Педагогические задачи и средства адаптивной физической культуры. Характеристика основных групп.

24. Требования к личностным качествам и к квалификации педагога – специалиста по адаптивной физической культуре.

25. Типичные нарушения двигательной сферы лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Индивидуальная образовательная «траектория» студента факультета адаптивной физической культуры.

26. Опишите социальные принципы адаптивной физической культуры. Приведите примеры их реализации. Особенности применения обще-методических принципов в адаптивной физической культуре. Специально-методических принципы адаптивной физической культуры.

27. Ведущие функции и принципы адаптивного физического воспитания.

28. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального и массового образования. Организация физической реабилитации.

29. Классификация основных направлений развития адаптивного спорта. Модели соревновательной деятельности, применяемые в адаптивном спорте. Классификация лиц, занимающихся адаптивным спортом.

30. Конкретизация цели и задач адаптивного физического воспитания.

Раздел 3: Частные методики адаптивной физической культуры

1. Предпосылки построения частных методик адаптивной физической культуры.

2. Характеристика детей с депривацией зрения.

3. Особенности физического и психического развития детей с нарушением зрения.

4. Методы и методические приемы, используемые в адаптивном физическом воспитании детей с депривацией зрения.

5. Методика адаптивной физической культуры детей с депривацией зрения.

6. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения.

7. Характеристика нарушений слуха.

8. Особенности психофизического развития и двигательные способности детей с нарушением слуха.

9. Основные направления развития и коррекции двигательных и психических способностей детей с нарушением слуха.

10. Особенности адаптивного физического воспитания глухих и слабослышащих детей.

11. Характеристика умственной отсталости.

12. Особенности двигательных и психических способностей умственно отсталых детей.

13. Основные направления коррекции двигательных и психических нарушений умственно отсталых детей.

14. Общая характеристика заболевания детским церебральным параличом.

15. Основные направления коррекции двигательных нарушений при детском церебральном параличе.

16. Нетрадиционные формы занятий с детьми с детским церебральным параличом.

17. Особенности адаптивного физического воспитания детей с детским церебральным параличом.

18. Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при детском церебральном параличе.

19. Реабилитация детей с поражением спинного мозга: характеристика патологии, оценка адаптационного и неврологического статуса.

20. Методы двигательной реабилитации детей с поражением спинного мозга.

21. Методы тренировки спинальной локомоторной активности.

22. Методика адаптивной физической культуры детей при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей: характеристика патологии, классификация врожденных пороков развития.

23. Методика адаптивной физической культуры детей при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей в различном возрасте.

24. Подвижные и спортивные игры как средство коррекционного воздействия на детей с дефектами конечностей.

25. Методические особенности занятий на тренажерах с детьми среднего и старшего школьного возраста с дефектами конечностей.

26. Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста с дефектами конечностей.

27. Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями.

28. Роль матери в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

29. Методы и формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями.

30. Участие семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии.

Наши рекомендации