Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Примерные вопросы к зачету
- Сущность и структура взаимодействия
- Типы взаимодействия.
- Особенности педагогического взаимодействия.
- Сотрудничество как тип взаимодействия учителя и ученика.
- Анализ учебной деятельности как совместной познавательной и продуктивной активности.
- Типы взаимодействия личности и коллектива, ролевая дифференциация и статус личности ребенка в классном коллективе.
- Особенности взаимодействия с родителями учащихся.
- Учет в педагогическом взаимодействии индивидуальных,возрастных, гендерныхособенностей учащихся.
- Общение как обмен информацией (коммуникативный аспект).
- Общение как взаимодействие (интерактивный аспект).
- Общение как восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный аспект).
- Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с учащимися.
- Оценка человека человеком и факторы, влияющие на ее формирование.
- Обратная связь как механизм педагогического общения, ее виды, функции и условия эффективности.
- Умения учителя, влияющие на эффективность общения: коммуникативные, гностические, экспрессивные.
- Дидактическое общение.
- Межличностные отношения в педагогическом процессе.
- Организация взаимоотношений в учебном и воспитательном процессе.
- Основные трудности в организации взаимоотношений у неопытного учителя.
- Межличностные отношения учащихся.
- Ученик в системе личных взаимоотношений.
Формы контроля формируемых знаний, умений, компетенций
№ | Знания, умения, компетенции | Формы и методы контроля |
Студент должен знать: - способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; - способы построения межличностных отношений в группах разного возраста; - особенности социального партнерства в системе образования; | Тестирование, зачет | |
Уметь: - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся; - бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; | Участие в групповой работе, в дискуссии на семинаре | |
Владеть: - способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; - различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности; - способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды; | Участие в дискуссии на семинаре | |
владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); | Выступление на семинаре, защита методической разработки, рекомендаций по организации общения с родителями, учащимися |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) _________
Рекомендуемая литература
Основная
1. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений-М.:Школьная Пресса,2004. - 512 с.. - 5-9219-0384-1
2. Сластенин В.А. Педагогика: учебник : допущено МО РФ / под ред. В. А. Сластенина ; Междунар. академия наук пед. образования-М.:Академия,2008. - 576 с. . - 978-5-7695-5654-8
3. Рожков М. И. Теория и методика воспитания: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений]-М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2004. - 384 с.. - 5-305-00102-1
Дополнительная
1. Агеева И.А. Успешный учитель. Тренинговые и коррекционные программы. М, 2007.
2. Бодалев А.А. Психология общения. М., 1996
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2007.
4. Грехнев В.С. Культура педагогичского общения. М.,1990.
5. Жеребцов С.Н., Коломинский Я.Л. Социальная психология развития личности. Минск, 2009.
6. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. СПб, 2010.
7. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб, 2010.
8. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М.,1986.
9. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 2007.
10. Межличностное общение. Хрестоматия. СПб, 2001.
11. Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг педагогического общения. М., 2007.
12. Сушков И. Психология взаимоотношений. М., 1999
13. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
14. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1999
15. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.
РАЗДЕЛ 3. Теории и основы технологий обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела | Всего часов | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | Формы контроля | ||
лекции | практические | лаборат. | |||||
Теории и технологии обучения | |||||||
Сущность и теории обучения. Закономерности и принципы обучения. Связь обучения и развития личности | Проверка портфолио | ||||||
Структура и проектирование процесса обучения | Проверка портфолио | ||||||
Содержание образования. Учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях | Тестирование Выступление на семинаре | ||||||
Методы, технологии, формы обучения | Тестирование Выступление на семинаре | ||||||
Проектирование индивидуальных маршрутов обучения и развития | Проверка портфолио | ||||||
Педагогически целесообразная и психологически безопасная образовательная среда | Проверка портфолио | ||||||
Основы просветительской деятельности учителя | Проверка портфолио | ||||||
Итого | |||||||
Теории и технологии воспитания | |||||||
Теории воспитания ребенка. Общие закономерности и принципы воспитания | Проверка портфолио | ||||||
Содержание, методы, технологии и формы организации внеучебной деятельности обучающихся | Выступление на семинаре | ||||||
Социальные, культурные, национальные контексты воспитания и социализации | Проверка портфолио | ||||||
Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности | Выступление на семинаре | ||||||
Сущность, структура и проектирование процесса воспитания | Проверка портфолио | ||||||
Способы предупреждения девиантного поведения и правонарушений | Проверка портфолио | ||||||
Итого | |||||||
Теории сопровождения субъектов педагогического процесса | |||||||
Теории сопровождения субъектов педагогического процесса | Проверка портфолио | ||||||
Педагогическое сопровождение процессов социализации | Проверка портфолио | ||||||
Педагогическое сопровождение разных детей | Проверка портфолио | ||||||
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии | Проверка портфолио | ||||||
Итого | |||||||
Итого по разделу |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ