Предварительная подготовка классного часа
• тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опыт учащихся, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);
• составление плана подготовки и проведения классного часа; следует предусмотреть привлечение обучающихся к активной деятельности в период подготовки и в ходе классного часа, произвести разделение труда организаторов, подобрать исполнителей, продумать использование разнообразных методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение молодых людей, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;
• подбор наглядных пособий и музыкального оформления (если они уместны для данного классного часа), подготовка помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора; тема классного часа может быть написана на доске, плакате, слайде презентации где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. В качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги;
• определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения воспитательного часа;
• психологическая подготовка учеников к серьезному разговору; распределение поручений;
• выявление возможностей по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности учащихся.
Проведение классного часа
На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется.
Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20-30 минут, в 9-11 классах – более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника). Количество затраченного на классный час времени зависит от темы часа, его цели, предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его проведения, ситуации жизни и развития коллектива. Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся.
Структура классного часа
Часть | Цель | Содержание |
Вступительная | Мобилизация внимания учащихся, обеспечение серьезного уважительного отношения к теме разговора, определение места и значения обсуждаемого вопроса в жизни человека вообще и молодежи в частности. | Время вступительной части ограничено до 5-7 минут. Разговор можно начать с проблемной ситуации или с примеров, побуждающих к раздумьям. |
Основная | Рассмотрение и проработка основного содержания вопроса или проблемы, поиск вариантов решения. | Эта часть занимает основное время и определяется воспитательными задачами классного часа, функциями или формой проведения. |
Заключительная | Создание у всех учащихся чувства удовлетворения от состоявшегося разговора, стимулирование потребности школьников в самовоспитании, возбуждение у детей желания внести изменения в свое поведение, в жизнь класса в стенах школы. | Заключительная часть может быть большей по времени, если разговор перешел в русло практических дел. Но она не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить впечатления от основного содержания. |
При составлении плана классного часа выделенные части полезно иметь в виду, чтобы было легче проверить логическую связь и наличие логического стержня: постановка вопроса – в первой части; его решение – во второй; определение значимости решения в третьей.
Анализ подготовки и проведения классного часа
Педагогический анализ воспитательного результата, осуществляемый взрослыми участниками (учителем, студентами-практикантами) предлагается проводить по схеме, представленной далее по тексту.
Примерная тематика классных часов
Й класс
1.«Кто я? Какой я? – игра».
2. «Дверь в детство» – путешествие детей в детство их родителей.
3. «Я через 5 лет» – экскурсия в портретную галерею класса.
4. «Архив 5 «А» – праздничное представление, посвященное итогам совместного общения за год
5. Мир моих интересов
6. Смешное и грустное в произведениях Э. Успенского, С.Я. Маршака, А. Барто – читательская конференция.
7. Памятные даты моей семьи.
8. Обычаи и традиции народов мира
9. По страницам и континентам.
10. Главные события страны и мира за неделю.
11. Газеты и журналы моей семьи.
12. Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.
13. Это интересно, это полезно; это необходимо.
14.Как читать газету.
Й класс
1. Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений и интересов учащихся.
2. Я – дома, я – в школе, я – среди друзей – интерактивная игра.
3. Окна моего дома. Что они для меня значат – час общения.
4. Иметь свое мнение – это важно ?! – ,еседа.
5. Кем быть и каким быть?
6. Мир моих способностей
7. Памятные даты моей страны.
8. Обычаи и традиции моей страны
9. Профессии милосердия и добра
10 История первой газеты и первого журнала.
11. Профессия - журналист.
12. Это интересно знать
13. Время, события, люди.
14. Горячие точки планеты Земля.
15. Профессия – репортер
Й класс
1. «Мои «хочу» и мои «могу» – диспут.
2. «Скажи, кто твой друг и...» – интерактивная игра.
3. «Вверх по лестнице жизни». Мои нравственные ценности – беседа.
4. Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития
5. Люди, на которых хотелось бы быть похожим
6. Компьютер в жизни человека
7. Азбука вежливости.
8. Ведущие газеты страны и мира
9. Крупным шрифтом о главном
10. Главные темы первой полосы
11. Газетная лексика
12. Быть газетчиком опасно?!
Й класс
1. Умею ли я любить? – аукцион мнений.
2. Люди, без которых мне одиноко – этическая беседа.
3. Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами? – дискуссия.
4.Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита фантастических проектов.
5. Портрет друга, которого я хотел бы иметь
6. Герб моей семьи. Каким он может быть?
7. О вкусах не спорят?
8. Профессионал. Кто он?
9. Портрет друга, которого я хотел бы иметь
10. Герб моей семьи. Каким он может быть?
11. Деньги в жизни человека и их влияние на его судьбу – читательская конференция.
12. Профессионал. Кто он?
13. Газетная сатира.
14. Журналисты в истории моей страны.
15. Планета за одну неделю.
16. Мир глазами журналистов ведущих газет.
17. Что мы знаем о создании газетного номера.
18. Как работать со статьей и журнальной публикацией.
Й класс
1. «Я имею право на...» – разговор на заданную тему.
2. Всему начало – любовь... – праздник.
3. Счастливый билет моей судьбы – нравственный экзамен.
4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни – дискуссия
5. Простые истории человеческой дружбы
6. Улицы, от названия которых становится теплей
7.Мои профессиональные приоритеты
8. Как научиться говорить «нет»
9. Любимые журналисты о своей профессии.
10. Достоверная информация в достоверных фактах.
11. С трибуны главного редактора.
12. Достоверность и лживость газетных фактов.
13. Главные события прошедшей недели.
14. Политический олимп: имена и характеры.
15 . Книги детства моих родителей и моего детства – читательская конференция
Й класс
1. А если не получилось?.. Что дальше? – диспут.
2. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра.
3. Чувство взрослости. Что это такое? – этическая беседа.
4.Моя будущая профессия. Какой я ее вижу? – экскурсия в мир профессий
5. Как бороться с плохими привычками
6. Моя страна на карте мира
7. Я имею право, я обязан...
8. Книги детства моих родителей и моего детства – читательская конференция
9. Газетная полемика: методы и результат.
10. История событий в мире в газетных материалах.
11. Какой быть сегодняшней газете?
13. По следам газетных выступлений.
14. Самые значимые газетные рубрики.
15. Кто создает имидж газеты?
16. Поэтом нужно родиться или им можно стать? (С. Черный, В. Высоцкий, Ю. Визбор) – читательская конференция.
Й класс
1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе – классное собрание – разговор.
2. Есть только миг между прошлым и будущим... – дебаты.
3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? – презентация.
4. Моя миссия в мире – конференции
5. Любовь в жизни человека
6. Вступая во взрослую жизнь...
7. Моя миссия в мире
8. Калейдоскоп профессий и мой выбор.
9. Роль газеты в моей жизни.
10. Политическая лексика. Чем она изобилует?
11. Журналист, с которым бы мне хотелось побеседовать.
12. Неизвестное об известном (рубрики в различных изданиях)
13. Нравственные проблемы на страницах газет.