Заочная олимпиада по коррекционной педагогике
1.
А) Разделы общепедагогической направленности обучения и воспитания детей с проблемами в развитии – это……….
Б) Отрасли специальной педагогики – это…….
Варианты ответов:
1) сурдопедагогика, 2) общие основы педагогики, 3) олигофренопедагогика, 4) теория воспитания, 5) дидактика 6) тифлопедагогика, 7) логопедия, 8) управление образова- тельными системами, 9) педагогика воспитания детей с комплексными нарушениями психофизического развития, 10) история образования и педагогической мысли, 11) педагогика воспитания детей с задержками психического развития, 12) педагогика воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 13) педагогика воспитания детей с психопатическими формами поведения, 14) тифлосурдопедагогика.
2.
А) Задачи коррекционной педагогики:…………….
Б) Задачи практики: …………..
Варианты ответов:
1) разработка теоретических основ образования детей с проблемами в развитии; 2) умственное воспитание детей с особыми нуждами; 3) изучение педагогических закономерностей развития детей в условиях ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности; 4) трудовое воспитание детей с особыми образовательными потребностями; 5) разработка системы профилактических мер по предупреждению аномального детства; 6) повышение эффективности процесса социализации детей с аномальным развитием на разных этапах их развития; 7) разработка коррекционно- педагогических, компенсационных и реабилитационных программ образования детей с ограниченными возможностями; 8) нравственное воспитание ребенка с проблемами в развитии; 9) разработка новых технологий воспитания и обучения аномальных детей; 10) внедрение результатов научных исследований в практику обучения и воспитания детей с особыми нуждами; 11) правовое воспитание детей с проблемами в развитии; 12) обоснование педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности; 13) изучение существующих педагогических систем образования лиц с особыми образовательными потребностями; 14) разработка программ профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации подростков с ограниченной трудоспособностью.
3.
А) Общие методы исследования аномальных детей:………….
Б) Частные методы педагогического исследования:………………
Варианты ответов:
1) наблюдение, 2) исследование слуха, 3) опрос, 4) исследование произносительной стороны речи, 5) исследование познавательных способностей ребенка, 6) беседа, 7) анкетирование, 8) исследование зрения, 9) педагогический эксперимент, 10) исследование уровня развития речи, 11) социометрия, 12) анализ результатов деятельности, 13) исследование социальной ориентировки слепых.
4.
А) Дети, которые не обнаруживают классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства его парциальные недостатки, обусловливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях и провоцирующие повышенный риск школьной дезадаптации – это …….
Б) дети, имеющие негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. У них отмечается слабая готовность к школе, об- щая познавательная пассивность, замедленный темп усвоения учебного материала, увеличение сроков усвоения материала школьной программы – это ……….
Варианты ответов:
1. Дети с трудностями в обучении, 2. Дети группы риска, 3. Дети с задержкой психического развития.
5.
1) Абилитация – это… , 2) коррекция – это…… , 3) социальная адаптация – это ….. , 4) компенсация – это .. , 5) социальная реабилитация – это……. , 6) интеграция – это……
Варианты ответов:
а) Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей, в целях достижения положительного результата в процессе обучения, воспитания, развития; б) приведение индивидуального, группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей; в) возмещение, замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма; г) восстановление пригодности, способности в медико-педагогическом значении, т.е. включение ребенка с проблемами в развитии в общественную жизнь и труд на уровне его психофизических возможностей; д) объединение, восстановление связей, развитие процесса сближения детей с проблемами в развитии в единую систему обучения, воспитания, жизнеобеспечения; е) формирование умений и навыков, которые позволяют курировать вторичные отклонения у ребенка с проблемами в развитии.
6.
Качества (назвать три), преобладающие в характеристике названного типа проблемного ребенка (подростка):
1) трудновоспитуемый…….
2) труднообучаемый……
3) социально запущенный ……
4) педагогически запущенный……..
5) с патологией психических качеств…….
6) беспризорный ……….
Варианты ответов:
а) плохая память; б) девиантная общественная активность; в) отрицательное отношение к учебе; г) проблемная семья; д) слабое физическое здоровье; е) участие в асоциальной группе; ж) преобладание материальных интересов; з) неприятие воспитатель- ных воздействий; и) яркий индивидуализм, эгоцентризм; к) проявление жестокости и агрессии; л) сильная воля; м) отсутствие самостоятельности; н) неприглядный внешний вид; о) употребление алкоголя, наркотиков; п) асоциальные взгляды, установки; р) конфликтность?
Ответ: 1) . . . , 2) . . . , 3) . . .
7.
А) Первичные дефекты:………..
Б) Вторичные дефекты: ………..
Варианты ответов:
1) повреждение слухового анализатора, 2) повреждение зрительного анализатора, 3) немота, 4) дефект органического повреждения мозга, 5) нарушение пространственной ориентировки, 6) нарушение познавательных процессов, 7) нарушения звукопроизношения, 8) нарушения анатомических особенностей артикуляционного аппарата.
8.
А) Дети, имеющие сниженный слух, - это ……………………. дети.
Б) Дети, имеющие остаточный слух, - это …………………… дети
В) Дети, потерявшие слух, но сохранившие речь, - это . . . дети.
Варианты ответов: 1.) позднооглохшие, 2.) глухие, 3.) слабослышащие.
9.
К группе социально-депривированных относятся …
Варианты ответов: 1) педагогически запущенные дети; 2) агрессивные дети; 3) дети, подвергшиеся физическому насилию; 4) дети, не имеющие места жительства; 5) аутичные дети, 6) дети приютов, 7) сироты, 8) дети, утратившие интерес к учению; 9) дети из асоциальных семей, 10) дети, подвергшиеся сексуальному насилию.
10.
В названных типах социально-воспитательных институтов:
1) школа…. , 2) приемник – распределитель……., 3) кинотеатр……., 4) психолого- педагогическая медицинская служба….., 5) интернатное учреждение……., 6) центр трудоустройства….., 7) детский приют….., 8) физкультурно-оздоровительный центр……., 9) семья……., 10) больница……., 11) комиссия по делам несовершеннолетних.,…….. - преобладают следующие функции:
Варианты ответов:
а) воспитание; б) адаптация; в) реабилитация; г) социализация; д) психокоррекция; е) лечение, медицинская помощь; ж) психологическая консультация; з) психотерапия; и) физическое развитие, здоровье; к) профориентация; л) профилактика; м) охрана прав ребенка; н) обучение (просвещение).
11.
Для ребенка, который: 1) убежал из дома (адрес неизвестен)….., 2)имеет диагноз «Задержка психического развития»…… , 3) лишился ноги в автопроисшествии….., 4) второгодник, кандидат на третий год…., 5) неуправляемый дезадаптант, поведение на грани нарушения закона, но суд не принимает дело к рассмотрению (нет фактов), подходят следующие типы и виды образовательных учреждений:
Варианты ответов:
а) коррекционная школа или класс; б) комиссия по делам несовершеннолетних; в) приемник-распределитель; г) социальный приют; д) детский дом; е) санаторная школа; ж) специальное профессиональное училище; з) учебно-курсовой комбинат.
12.
Отклонения в развитии возникают под влиянием 3 групп факторов: социогенных, биогенных, психогенных.
А) Социогенные факторы – это ……….
Б) Биогенные факторы – это……….
В) Психогенные факторы – это ……….
Варианты ответов:
1) неблагоприятная наследственность; 2) чрезмерная любовь к детям (ребенок - ку- мир); 3) противоречия между физиологическим ростом и психическим созреванием; 4) экономическое неблагополучие семьи; 5) родовые травмы; 6) безнадзорность в семье; 7) перегрузка в школе; 8) противоречия между уровнем развития потребностей и реальными возможностями их удовлетворения; 9) слабая база для проведения досуга по месту жительства; 10) перенесенные болезни; 11) влияние средств массовой информации; 12) отсутствие трудового воспитания в семье; 13) противоречия между приобретенными знаниями и возрастными особенностями; 14) отсутствие доверительных отношений учителей с учениками; 15) отрицательный пример родителей; 16) участие в неформальных объединениях молодежи; 17) авторитарное воспитание в семье.
13.
Дети а) с незначительными отклонениями от нормы…….., б) с задержкой психического развития……, в) с диагнозом «детский церебральный паралич»……., г) с диагнозом «энурез»…….., д) умственно отсталые глухие или слабослышащие……. е) умственно отсталые слепые или слабовидящие; 27 ж) слепоглухие…….., з) глухие слабовидящие……. могут обучаться в следующих типах образовательных учреждений:
Варианты ответов:
1) общеобразовательная школа, 2) гимназия, 3) лицей, 4) школа для слепых, 5) коррекционный класс общеобразовательной школы, 6) школа для глухих, 7) интегрированный класс общеобразовательной школы, 8) специальная (коррекционная) школа, 9) школа для слепоглухих.
14.
Условия успеха в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития – это ……
Варианты ответов:
а) контакт с семьей; б) трудотерапия; в) комплексность воздействий на эмоциональ но-волевую, сенсомоторную, интеллектуальную сферы; г) предъявление требований; д) замечания (выговоры); е) щадящий режим; ж) задания с опорой на образцы; з) многократные указания и упражнения.
15.
А) Общедидактические принципы – это …… Б) Принципы специального образования – это …….
Варианты ответов:
1) принцип научности; 2) принцип социально-адаптирующей направленности образования; 3) принцип наглядности; 4) принцип личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании; 5) принцип педагогического оптимизма; 6) принцип нормативности и открытости образовательных перспектив; 7) принцип прочности знаний; 8) принцип доступности; 9) принцип успешности учения в условиях преодоления посильных трудностей; 10) принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании; 11) принцип систематичности и последовательности; 12) принцип равноправного партнерства с семьей; 13) принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования; 14) принцип активности и сознательности; 15) принцип развития мышления, языка и коммуникации; 16) принцип ранней педагогической помощи.
16.
Виды педагогической поддержки в усвоении знаний детьми в классах компенсирующего обучения (пять наиболее значимых для коррекции усвоения знаний).
Варианты ответов:
1) обучение без принуждения; 2) урок как система реабилитации, в результате чего каждый ученик чувствует и сознает себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их; 3) адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия; 4) комплексное воздействие на все сферы психики в процессе обучения; 5) использование опорных сигналов, разнообразной наглядности; 6) определение понятий по установленному образцу, применение алгоритмов; 7) взаимообучение, диалогические методики, групповой и коллективный способы обучения; 8) упражнения; 9) оптимальный темп обучения с позиции полного усвоения.
17.
Признаки
А) гиперактивности …………….. Б) тревожности……….
Варианты ответов:
1) Не может долго работать, не уставая. 2) Быстро, не колеблясь, принимает решения. 3) Требует к себе внимания, не хочет ждать. 4) Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 5) Проявляет разбросанность или рассеянность. 6) Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 7) Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит 8) Часто говорит о напряженных ситуациях. 9) Импульсивен. 10) Требователен к себе. 11) Обычно уверен, что справится с любым заданием. 12) Испытывает трудности в организации деятельности. 13) Чувствует себя неуверенно в конкретных ситуациях. 14) Обычно беспокоен, легко расстраивается. 15) Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. 16) Плохо переносит ожидание. 17) Может резко отказаться от еды, которую не любит. 18) Часто занижена самооценка. 19) Боится сталкиваться с трудностями. 20) С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
Ответ: А) . …………….. . , Б) ………………………….
18.
Степени олигофрении по глубине дефекта:
Варианты ответов:
А) Идиотия, имбицильность, дебильность.
Б) Имбицильность, идиотия, дебильность.
В) Дебильность, имбицильность, идиотия.
19.
Перечисленные ниже ученые вели или ведут исследования в следующих направлениях: 1. ….., 2 ……, 3 ……., 4 ……., 5 ……., 6 ……, 7 ……., 8 ……., 9 …….. .
Ученые | Направления исследования |
1. Экман Пол | а) Обучение слепоглухонемых |
2. Штайнер Рудольф | б) Детская ложь |
3. Власова Т.А. | в) Нарушение чтения |
4. Соколянский И.А. | г) Лечебная педагогика |
5. Зимбардо Ф. | д) Человеческая агрессия |
6. Лалаева Р.И. | ж) Тревожность, страх |
7. Фромм Э. | з) Застенчивость |
8. Кащенко В.П. | и) Коррекционная педагогика |
9. Прихожан А.М. | к) Задержка психического развития |
20.
Основные приемы создания ситуации радости познания на коррекционно-развивающих уроках – это…………….
Варианты ответов:
1)ситуация успеха, 2) мнимый успех, 3) умышленная ошибка, 4) обращение к опыту школьника, 5) эврика, 6) рационализация, 7)сублимация.
21.
Патологии в развитии соответствует определенный вид специального (коррекционного) учреждения: ……….
Вид специального (коррекционного) учреждения | Дефект в развитии |
1 вид | а) Задержка психического развития |
2 вид | б) Нарушения опорно-двигательного аппарата |
3 вид | в) Слабовидящие дети |
4 вид | г) Тяжелая речевая патология |
5 вид | д) Незрячие, дети с остаточным зрением |
6 вид | ж) Глухие дети |
7 вид | з) Слабослышащие и позднооглохшие дети |
8 вид | и) Умственная отсталость |
22.
Авторы психолого-педагогических трудов.
1. «Умственно отсталый ребенок»…………,
2. «Жить с агрессивными детьми»……..,
3. «Как помочь детям избавиться от страхов»……….,
4. «Практикум по сказкотерапии»………….,
5. «Застенчивость»…………..,
6. «Как справляться с гневом ребенка»………..,
7. «Методика отбора детей в коррекционные классы»………………..,
8. «Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков»…………,
9. «Анатомия человеческой деструктивности»………….,
10. «Почему дети лгут»………..,
11. «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ» ………………,
12. «Психология умственно отсталого ребенка»…………..,
13. «Старое и новое: социальная защита в России»………………..,
14. «О принципах моей школы»……………,
15. «Специальное образование в России и за рубежом»…………… .
Варианты ответов
а) Рубинштейн С.Я. б) Выготский Л.С., в) Ястребова Л.В., г) Фромм Э., д) Кумарина Г.Ф., ж) Кемпбэлл Р., з) Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., и) Малафеев Н.Н., к) Шипицина Л.М., л) Монтессори М., м) Зимбардо Ф, н) Захаров А.И., о) Экман П., п) Кащенко В.П., р) Бютнер К.
23.
Описанные ниже характерные особенности развития соответствуют дефекту ………………
Для этого ребенка характерен «уход» в свой собственный мир. У него отсутствуют контакты со сверстниками, близкими и даже родителями. Внешне безразличен, холоден, но повышенно раним из-за малейших замечаний в свой адрес.Не переносит прямого зрительного контакта. Ходить начинает поздно и неуклюж в движениях. Возникают трудности в овладении бегом, прыжками. При большом словарном запасе ребенок часто не пользуется речью. Иногда абстрактное мышление опережает развитие наглядно-образного и наглядно-действенного.
Дефекты: 1)детский церебральный паралич, 2) нарушения речи (логопатия) 3) олигофрения, 4) ранний детский аутизм.