Тема 2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками
В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли: общая педагогика, история педагогики и образования, возрастная педагогика, коррекционная педагогика, дидактика, частные методики, отраслевая педагогика (военная, спортивная, производственная и др.), философия образования, сравнительная педагогика, этнопедагогика, социальная педагогика, андрпгогика и др. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания, например, педагогика дошкольного образования, изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста. Андрагогика - область профессионально-педагогического знания и социальной практики.
Общая педагогика - изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания; теория обучения (дидактика); теория организации и управления в системе образования и др.
Педагогика, развивается в тесной связи с другими науками, такими как: Философия. Психология. Физиология и биология. Антропология. Социология. Политология. Логика и методология научного познания.
Важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических систем. Большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет физиология, тесные связи существуют между педагогикой и школьной гигиеной, изучающей и определяющей санитарно-гигиенические условия жизни учащихся. Социология занимается изучением общества как сложной целостной системы и дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.
Возрастная и педагогическая психология изучает закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста в условиях обучения и воспитания.Вопрос о соотношении обучения и развития главный вопрос педагогической психологии.
С. Л. Рубинштейн писал: «Правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагога. Каждая концепция обучения, которую формирует педагог, включает в себя (осознаёт он это или нет) определенную концепцию развития.
Л. С. Выготский в статье «Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте» вскрывал три психологические концепции о соотношении обучения и развития.
В первой теории положен тезис о независимости развития от обучения. Обучение рассматривается «как чисто внешний процесс, который должен быть так или иначе согласован с ходом детского развития, но сам по себе не участвующий активно в детском развитии…
Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нём по существу». Этой теории придерживается Ж. Пиаже.
Во второй теории: обучение и есть развитие. Любое обучение можно рассматривать как развивающее. Ярким сторонником этой теории является английский психолог Вильям Джеймс.
В третьей теории преодолеваются крайности обеих. С одной стороны развитие от обучения не зависит, а с другой - обучение отождествляется с развитием.
Л.С. Выготский придерживается другой теории: «Развитие как бы подготавливает и делает возможным обучение, а обучение продвигает вперед развитие. Он утверждал, что обучение и развитие не совпадают: «Совершая шаг в обучении, ребенок продвигается в развитии на два шага».
С точки зрения третьей теории – обучение не есть развитие, но правильно организованное оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.
Л. С. Выгодским был дан анализ этих теорий ещё в 30-е годы прошлого столетия. Важность данного вопроса сохраняется до настоящего времени. Заложенные им идеи развивающего обучения опираются на деятельностный подход и нашли отражение в теории проблемного обучения (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов). В теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), в теории учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) отличительной чертой этих теорий является то, что в результате у учащихся формируется опыт творческой деятельности и умение самостоятельно добывать знания.
Понятие деятельности одно из основных в современной психологии. Теория учебной деятельности разрабатывалась на базе общепсихологической теории деятельности.
С. Л. Рубинштейн формулирует это понятие следующим образом: «Под деятельностью понимают активность субъекта, направленную на изменение мира, на производство или порождение определенного объективного продукта материальной и духовной культуры.
Основоположником отечественной теории деятельности является А. Н. Леонтьев. В структуре деятельности он выделяет три звена:
1) Мотивационно-ориентировочное;
2) Исполнительно-операционное
3) Контрольно-оценочное.
Первым элементом структуры учебной деятельности является учебно-познавательные мотивы. Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности и связано с удовлетворением определенной потребности. Цель деятельности - её направленность на определенный результат. Цели деятельности определяют выбор действий. Условия достижения цели – выбор операции. Не менее важный компонент структуры – учебная задача.
Д. Б. Элькопин так сформулировал особенности понятия учебной задачи: «Основное отличие учебной задачи от всяких других заключается в том, что её цель и результат состоит в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предмета, с которым действует субъект».
Исполнительно-операционное звено осуществляется в форме действий или цепи действий. Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от условий, в которых это действие совершается. Эти способы осуществления действий называют операциями.
Учебная деятельность имеет свои специфические особенности. Во-первых, учебная деятельность учащихся направленная на усвоение и применение знаний, должна завершаться не становлением умственных действий, а реализаций этого действия в практической деятельности.
Во-вторых, в жизни деятельность побуждается фактически не одним мотивом, а несколькими и представляет собой цепь каких-то действий.
В-третьих, формирование у учащихся основных действий строится в процессе обучения как движение по спирали. Согласно этому положению, действие в учебном процессе может стать деятельностью на следующем этапе обучения.
Общая характеристика модели развивающего обучения.
Под развивающим обучением будем понимать активно-деятельностный способ (тип) обучения, направленный на развитие учебной деятельности, который использует закономерности обучения и учитывает индивидуальные особенности обучающихся.
Принципиальное отличие развивающего обучения от традиционного состоит в том, что в ней обучающийся является субъектом собственной учебной деятельности, которую он осуществляет осознанно и самостоятельно. Целью которой является развитие способностей и различным видам деятельности: интеллектуальной, творческой, коммуникативной, рефлексивной, исследовательской и других.
Основные принципы постановки целей обучения:
1) Адекватность целей и результатов обучения;
2) Диагностичность целей (четкость, конкретность, возможность проверки);
3) Инструментальность (цель должна быть задана в терминах деятельности обучающихся);
4) Реалистичность (возможность достижения);
5) Результат вариативный в зависимости от индивидуальных особенностей и траектории развития обучающегося.
Принципы развивающего обучения:
1) принцип деятельности (учителя и обучающегося);
2) принцип развития;
3) принцип системности, целостности и проблемности содержания образования;
4) принцип вариативности содержания образования и способов деятельности;
5) принцип рефлексивности (осознанности обучающимися способов деятельности);
6) принцип самостоятельности в реализации учебной деятельности;
7) принцип диалогичности (коммуникативности) обучения;
8) принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
При рассмотрении связи обучения и развития человека важно отличить, что
а) Саморазвитие - есть сложное и инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходит прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке.
б) Развитие, особенно личностное, продолжается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению интенсивности характеру и качеству.
в) Общие характеристики развития: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
1.Каково буквальное значение слова "педагогика" (его этимология)?
2. Какие философские положения выступают фундаментом гуманистической педагогики?
3. Сформулируйте принципы развивающего обучения по В. Л. Занкову, В.В. Давыдоу, Д.Б. Эльконину и др. Проведите сравнительный анализ, сделайте вывод.