Образование как педагогический процесс

Образование - это педагогический процесс движения к заданной цели путем субъективно-объективных действий обучающих и обучаемых. Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса (как синоним употребляется понятие «образовательный процесс»).

Педагогический процесс - это специально организован­ное взаимодействие педагогов и воспитанников, направ­ленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. То есть под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания в его узком специальном смысле.

По своей сущности педагогический процесс - это про­цесс социальный. Социальный заказ общества выражается в главной цели педагогического процесса — обеспечении всесторонней подготовки людей к успешному решению возложенных на них задач. В педагогическом процессе происходит передача и активное усвоение социального опыта, осуществляется это посредством целенаправленно организуемой деятельности (учебно-познавательной, игро­вой, производственной, художественно-творческой и др.) путем общения воспитателей и воспитуемых, системати­ческого влияния на сознание, волю и эмоции последних.

Определяющими компонентами педагогического про­цесса являются обучение и воспитание, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспи­танности и развития личности. В свою очередь процессы обучения и воспитания состоят из определенных, взаимо­связанных процессов: обучение - из преподавания и уче­ния, воспитание - из воспитательных взаимодействий и возникающего при этап процесса самовоспитания.

Основными функциями педагогического процесса явля­ются:

- информационная (просвещение воспитанников);

- воспитательная (личностное изменение воспитанни­ков);

- развивающая (всестороннее развитие воспитанников);

- аксиологическая (ценностная» ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);

- социально адаптационная (приспособление воспитан­ников к жизни, в реальных условиях).

Структуру педагогического процесса рассматривают с двух позиций: субъектного состава (состава участников педагогического процесса) и процессуального состава.

Субъектами педагогического процесса являются воспи­танники и воспитатели, состав которых отличается большим разнообразием: воспитанники (от дошкольников до пожилых и старых людей); воспитатели (от родителей, пе­дагогов-профессионалов до средств массовой информации, обычаев, религии, языка, природы и т.д.). Взаимодействие субъектов педагогического процесса имеет своей конечной целью освоение воспитанниками многообразного опыта, накопленного человечеством.

В процессуальной структуре педагогического процесса выделяют следующие компоненты:

- целевой (определение целей обучения и воспитания; цель, понимаемая как многоуровневое явление, выступает системообразующим фактором педагогического процесса);

- содержательный (разработка содержания образова­ния, отражающего смысл, который вкладывается как в об­щую цель, так и в каждую конкретную задачу);

- операционно-деятельностный (процедуры по обуче­нию, воспитанию и взаимодействию участников процесса, деятельность педагогов и воспитуемых в соответствии с определенными принципами, использование средств, форм, методов работой для достижения цеди);

- эмоционально-мотивационный (формирование и раз­витие положительных мотивов деятельности воспитателей и воспитанников, установление позитивных эмоциональных отношений между участниками процесса);

- контрольно-оценочный (контроль за ходом и результа­тами педагогического процесса на всех уровнях, оценка и самооценка формирования личностных качеств);

- результативный (эффективность протекания педагогического процесса, достигнутые сдвиги в соответствия с поставленной целью).

Педагогический процесс - не просто совокупность субъектного и процессуального состава, это сложная, динамично развивающаяся, целостная система, обладающая новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих ее компонентах. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.

Педагогическому процессу свойственно движение, преодоление противоречий, образование нового качества.

Поступательное движение педагогического процесса осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и субъективных (являющихся след­ствием ошибочных педагогических решений) педагогиче­ских противоречий. Противоречия являются движущей силой, источником функционирования и развития педаго­гического процесса.

Педагогический процесс имеет свои особые закономер­ности. Они определяются как объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического про­цесса.

Среди общих закономерностей педагогического процес­са И.П. Подласый выделяет следующие:

- динамика педагогического процесса. В педагогическом процессе величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Чем выше имеющиеся достижения, тем весомее результат. Это зна­чит, что педагогический процесс как развивающееся взаи­модействие между педагогами и воспитуемыми имеет по­степенный, «ступенчатый» характер. Следствие действия закона: тот ученик обладает более высокими общими дости­жениями, у которого лучшие промежуточные результаты;

- развитие личности в педагогическом процессе. Педа­гогический процесс способствует развитию личности. Тем­пы и достигнутый уровень личностного развития зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, приме­няемых средств и способов педагогического воздействия;

- управление учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического процесса зависит от интен­сивности обратных связей между воспитуемыми и педаго­гами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых;

- стимулирование. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (моти­вов) учебно-воспитательной деятельности, интенсивности, характера своевременности внешних (общественных, пе­дагогических, моральных, материальных и др.) стимулов;

- единство чувственного, логического и практического в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления полученного, практического применения осмысленного;

- единство внешней (педагогической) и внутренней (по­знавательной) деятельности. Эффективность педагогиче­ского воздействия зависит от качества как деятельности педагогов, так и от качества собственной учебно-познава­тельной деятельности воспитуемых;

- обусловленность педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от потребностей, а также возможностей (материально-техни­ческих, экономических и др.) личности и общества, усло­вий протекания процесса (морально-психологических, са­нитарно-гигиенических, эстетических и др.)[4].

Из этих и других закономерностей вытекают принципы педагогического процесса - исходные, ведущие требова­ния к обучению и воспитанию, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций. (Принципы обучения и воспитания будут рассмотрены в соответствующих разделах.)

В любом педагогическом процессе выделяют этапы, т.е. определенную последовательность его развития.

Главными этапами педагогического процесса являются следующие:

- подготовка (подготовительный);

- осуществление (основной);

- анализ результатов (заключительный).

Наши рекомендации