Теория воспитательного процесса
Целевой блок
Цели занятия
1. Познакомить студентов с содержательной характеристикой воспитательного процесса: с опорой воспитания личности на гуманистические межличностные и общественные отношения.
2. Осветить процессы влияния общечеловеческой национальной и профессиональной культуры на личностные качества учащихся.
3. Познакомить с основными принципами воспитания, заострить внимание на дидактические требования к применению воспитательных принципов.
4. Дать определение основным формам и методам воспитания в системе непрерывного образования.
5. Выявить особенности воспитания в условиях современной российской семьи.
Содержательный блок
1. Определение воспитательного процесса в науке.
2. Закономерности воспитательного процесса.
3. Цели и принципы воспитания.
4. Классификация методов воспитательного процесса.
1. Определение воспитательного процесса в науке
Воспитательный процесс – это процесс формирования развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности, это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Свойства воспитательного процесса: статичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.
Диалектика воспитательного процесса выражается в том, что процесс развития личности непрерывен, динамичен, подвижен, изменчив. Это проявляется во внутренних и внешних противоречиях:
· между потребностями и возможностями их удовлетворения;
· между требованиями школы и семьи;
· между различной информацией (исторической, литературной, политической);
· внутри модели поведения личности, приспосабливающейся к обстоятельствам жизни (конформизмом);
· между внешним влиянием и внутренним стремлением воспитанников (Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка, деятельность педагога обречена на безнадежный формализм С.Л.Рубинштейн);
· между соответствием уровня требований и уровнем подготовленности воспитанников.
Бывает так, что одно и то же воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное. Движущая сила процесса воспитания в целенаправленном воздействии и самовоспитание личности.
Особенности воспитательного процесса:
· многофакторность;
· отдаленность результативности;
· длительность (на протяжении всей жизни человека);
· пластичность и восприимчивость воспитания в детском возрасте,;
· непрерывность;
· комплексность (единство целей и задач, содержания, форм и методов);
· вариативность (неоднозначность);
· неопределенность результатов.
Управление процессом воспитания строится, главным образом, на обратных связях. Подлинное преобразование педагогических взаимоотношений возможно на основе идей демократизации и гуманизации школы, на возрождении чувств – заботы о детях, любви и милосердия. Основная задача воспитателя – расположить воспитанника к педагогическим влияниям.
2. Закономерности воспитательного процесса
Сфера действий общих закономерностей распространяется на всю систему процесса воспитания. Общие закономерности выражают связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса. Воспитательный процесс (ВП) подчиняется частным закономерностям. В практике воспитания важнее всего связь эффективности ВП с влиянием на качество воспитания.
Эффективность воспитания зависит:
· от комплекса причин и условий, от отношения к воспитанию как педагогической деятельности (мудрая заповедь практической педагогики: хочешь хорошо воспитывать, добивайся расположения ребенка);
· от соответствия целей и организации действий, помогающих эту цель достигнуть;
· от соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников;
· совокупного действия объективных и субъективных факторов;
· от интенсивности воспитания и самовоспитания;
· от активности всех участников в педагогическом взаимодействии;
· от эффективности сопутствующих ему процессов развития и обучения;
· от качества воспитательного воздействия;
· от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника;
· от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсорных процессов воспитанников;
· от интенсивности и качества взаимоотношений.
3. Цели и принципы воспитания
«Образование в РФ имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, ответственной перед семьей, обществом и государством, уважающей права и свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми» – эта цель заявлена в Законе об образовании (ред. 1992 г.).
Содержание учебного процесса это всегда конкретный ответ на вопрос, чему учить и как учить? Содержанием является система знаний, умений и навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения.
Существующая цель воспитания в современном российском обществе – разносторонее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средством достижения этой цели является процесс освоения человеком базовых основ культуры. Основополагающее понятие содержания воспитания принадлежит «базовой культуре» личности.
Базовая культура – это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая, правовая культура; нравственная и экологическая, художественная и физическая культура; культура семейных отношений. В практической педагогике постоянно присутствует неотъемлемая связь целей воспитания с современными потребностями общества. Задачами воспитательного процесса являются умственное, физическое и трудовое (политехническое), нравственное и эстетическое воспитание.
Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Основные требования, предъявляемые к принципам воспитательного процесса:
- обязательность – принципы воспитания – это не совет и не рекомендация. Педагогическая практика требует обязательного и полного воплощения их в жизнь;
- комплексность – принципы используются не по цепочке, а фронтально и все сразу;
- равнозначность – среди принципов нет главных и второстепенных. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами.
1. Общественная направленность воспитания – наличие общественных институтов, определивших собственную деятельность как воспитательную. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками.
2. Опора на положительное воспитание – этот принцип реализуется только при наличии педагогического идеала.
3. Гуманизация воспитательного процесса проявляется:
· в гуманном отношении к личности воспитанника;
· уважении его прав и свобод;
· в предъявлении посильных требований;
· в уважении к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые к нему требования;
· в уважении прав человека быть самим собой;
· в доведении до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
· в ненасильственном формировании требуемых качеств;
· в отказе от телесных и насильственных методов воздействия; в признании права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат с его убеждениями (гуманитарными, религиозными).
4. Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
· изучал индивидуальные особенности личности;
· умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности образа мышления, мотивов, интересов и общей направленности личности;
· включал воспитанника в посильную деятельность;
· оперативно изменял тактику, устранял причины;
· опирался на собственную активность личности;
· сочетал воспитание с самовоспитанием;
· развивал самостоятельность и инициативу.
5. Единство воспитательных воздействий – этот принцип должен согласовывать и координировать усилия школы, семьи, общественности и т.д. по воспитанию подрастающего поколения.
4. Классификация методов воспитательного процесса.
В педагогической деятельности учителя не должны пренебрегать существующими правилами и нормами в практике педагогического управления коллективом. Эти правила не расходятся с современными взглядами отечественных специалистов:
· не подавлять, а направлять активность ребят;
· осуществлять процесс управления по принципу динамического развития;
· вступать во взаимодействие с другими коллективами и семьей;
· выбор педагогического идеала и образца;
· сделать мнение коллектива авторитетным;
· привлекать формы контроля и самоконтроля по горизонтали;
· использовать различный уровень избирательности отношений (учить терпеливо относиться к недостаткам других, учить прощать неразумные действия и обиды);
· выполнение индивидуальных поручений должно осуществляться в положительном психическом состоянии (заинтересованности, решительности);
· использовать знания о феномене популярности личности (на основе формирования нравственных качеств);
· осуществлять выбор коллектива для ученика, а не наоборот;
· чаще менять направления и характер деятельности коллектива, с целью смены лидерских позиций.
Понятие «метод воспитания» – это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к педагогической практике методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников для выработки у них заданных целью воспитания качеств. На вопрос «Сколько существует методов воспитания?» – можно ответить примерно так: «Столько, сколько может найти воспитатель». Практика воспитания использует те пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути носят название общих методов воспитания. Перед воспитателем всегда стоит задача найти новые или оптимальные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяя быстрее добиваться результата.
Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма. Создать принципиально новый метод воспитания одному педагогу не под силу. Задача совершенствования методов перед педагогами стоит постоянно, поэтому каждый педагог в общие методы может внести изменения, дополнения. Такие частные совершенствования методов носят название приемов.
Прием воспитания – часть общего метода, отдельное воздействие (действие), конкретное, улучшенное. Значение методов и приемов воспитания, умение правильно их применять – это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства.
Средства воспитания – совокупность приемов. На практике выбор метода – это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать между собой эффективность различных методов воспитания.
Оптимизировать методы по всем критериям одновременно невозможно. Многие веские причины затрудняют процесс выбора методов воспитания и определения оптимальных, а именно:
· методы воспитания строго не зафиксированы и однозначно не описаны;
· множественность условий применения методов;
· единственно надежный критерий оптимизации – время, но этот критерий применяется редко.
Тот воспитатель, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое воздействие и предвидел его последствия, всегда достигает более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания - высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку.
Педагогу необходимо учитывать причины, которые определяют выбор методов воспитания. Этими причинами являются:
- цель, содержание, учет возрастных особенностей;
- уровень сформированности коллектива;
- личностные особенности, условия;
- средства, уровень педагогической квалификации;
- время, педагогический прогноз.
Классификация методов воспитания.
По результатам методы воздействия можно разделить на два класса:
- влияния, формирующие нравственные установки – мотивы, отношения, представления, понятия, идеи;
- влияния, формирующие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящее время наиболее удобной представляется классификация методов, включающих в себя цель, содержание и реализацию (по Г.И.Щукиной):
- Методы формирования сознания личности – убеждение, рассказ, объяснение, лекция, беседа и т.д.;
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения – упражнение, приучение, требование, мнение, ситуация и т.п.
- Методы стимулирования поведения и деятельности.
Литература по теме
1. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70.
2. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л.Андреев // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 20–29.
3. Белова, А.В. Женское институтское образование в России / А.В.Белова // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 76–83.
4. Боркова, Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике / Н.Н.Боркова // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 74–78.
5. Бочкарев, В.И. Государственное общественное управление образованием: каким ему быть? / В.И.Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 9–14.
6. Захарченко, Е.Ю. Становление педагогической культуры молодого учителя / Е.Ю.Захарченко // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 45–50.
7. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В.И. Загрязинский и др. // Педагогика. – 2002. – № 9. – С.3–11.
8. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.80–88.
9. Лазарев, В.С. О развивающихся педагогических системах / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 13–24.
10. Леонтьев, А.А Педагогическое общение / А.А.Леонтьев. – М. : Начальник, 1996.
11. Лушников, А.М. История педагогики /А.М.Лушников. – Екатеринбург : Изд-во УГПУ, 1994.
12. Морозова, О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя / О.П. Морозова // Педагогика. – 2002. – № 1. – С. 61–68.
13. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 т. / И.П.Подласый. М. : Просвещение, 2001.
14. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М. : Изд-во Новая школа, 1994.
15. Смирнов, В.И. Педагогическое образование в России конца XVIII – начала XX вв. / В.И. Смирнов // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 70–77.
16. Степанов, Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения / Е.Н. Степанов // Педагогика. – 2001. – № 4 – С. 14-19.
17. Шеховская, Н.Л. К.Д.Ушинский и Н.А.Бердяев: духовность как нравственная оценка личности / Н.Л. Шеховская // Педагогика. – 2002. – №5. – С.77–82.
Деятельностный блок
Вопросы и задания
1. Раскройте основные аспекты профессиональной этики.
2. Каковы способы воспитания гуманного отношения к ребенку и его семье?
3. Перечислите традиционные воспитательные мероприятия в учебном заведении.
4. Назовите цели и задачи этих мероприятий.
5. Составьте комментарий педагогическим мыслям, раскрывающим воспитательные аспекты и противоречия:
· которая рука за вихор гладит, та и за вихор тянет (русская пословица);
· если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель (Л.Толстой);
· если сосуд не достаточно чист, скиснет все, что бы ты в него ни влил (Гораций);
· вежливость – гигиена человеческих отношений (А.Круглов);
· чтобы изменить человека, надо начинать с его бабушки (В.Гюго);
· кто перепоручает воспитание чужим людям, тот растит чужих людей (В.Надеждин);
· на родителей всегда смотрят дети и боги (В.Надеждин);
· уж не оттого ли люди истязают детей…, что их так трудно воспитывать, а сечь так легко? Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность? (А.Герцен);
· пример действует сильнее угрозы (П.Корнель);
· всякая злость приходит от бессилия (Ж-Ж. Руссо);
· кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А.Чехов);
· в воспитании все дело в том, кто воспитатель (Д.Писарев);
· постоянно давать детям награды не годится, через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей (И.Кант);
· куда не влекут способности, туда не толкай (Я.Коменский).