Современные подходы в специальном образовании 8 страница
Шш1111 llll!lll"lll|ll|l||[l[l I"ЧИНИМ1'!!' [HNIiHii't", illi'lliim1 I■ 'Шипи i' Li............... nimmiiHHiWHnw.. и..» пространственно-временных представлений, в становлении высших психических функций; • • использование законов и закономерностей развития и со-вершенствования--двигательных произвольных актов; • учет актуального уровня психоречевого и эмоционально-волевого развития'ребенка в интёгративном понимании; • учет ведущего типа мотивации деятельности и еформи-рованности базальных уровней эмоциональной регуляции деятельности ребенка; • поэтапность в формировании новых Видов деятельности. К практическим задачам, решаемым в рамках предлагаемых программ психологической коррекции, можно отнести следую щие: ; • формирование произвольных компонентов деятельности ребенка; " '• • формирование схемы собственного тела и соматогнозиса; • формирование пространственных представлений; • становление вербального анализа и вербально-логического мышления; • работа над расширением словарного запаса и общей осведомленности ребенка; • • закрепление навыков самостоятельной творческой работы; • формирование адекватных механизмов эмоциональной регуляции деятельности и процессов межличностного обще ния в соответствии с актуальным уровневым строением эмо ционально-аффективной сферы. Как мы видим, коррекционно-реабилитационная направленность деятельности в работе с детьми, имеющими психофизические нарушения, представляет собой достаточно сложную систему связей и отношений на разных уровнях: физиологическом, педагогическом, психологическом и социальном. Вопросы и задания 1. Установите взаимосвязь между понятиями «коррекция » и « компенсация*. 2. Приведите примеры внутри- и межсистемной компенсации, иллюстрации закона «превращения минуса дефекта в плюс компенсации». 3. Охарактеризуйте традиционные и нетрадиционные средства коррекции. В чем их существенное различие? 4. Подготовьте реферативные сообщения об известных коррекционных системах. 5. Определите педагогические и психологические условия коррекци- онной направленности учебно-воспитательного процесса, .... , Литература для самообразования Блум Ф., Лейзерсон А„ Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. Вассерман Л, И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихоло-гической диагностики. СПб., 1997. Григорьева Л. П. Проблема компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей (экспериментально-теоретический аспект) // Дефектология. 1999. № 2. Гуровец, Г. В., Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. 1996. № 2. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики И ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1994. № 1. Проект Программы создания единой государственной системы-раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии // Дефектология. 2000. № 6, Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000, № 1. Семаго Н. Я„ Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000. Фишман Н.А. Интегративная деятельность мозга в норме и патологии. М..: Педагогика, 1989. ; •" ''''""'," 2.2, Коррекция сенсорики с Имеющий уши, да услышит! Имеющий глаза, да увидит! Из Библии Цель процесса коррекции сенсорики состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни. Сенсорное развитие — это развитие BpcnpH^TgjLSJfeSEMSE0" вание предстадленийо внешних свойствах предмета. К. Д. У лиш ений неоднократно подчеркивал мысль о том, что дитя мыслит -103 ПРИПИШИ "иржчиши, звуками, образами. Вот почему так важно для станов-цеиия полноценной личности дарить детям богатство впечатлений, избегать сенсорного голода и депривации (обедненности) чувств. Известный швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, выдвинувший идею саморазвития, писал, что глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить, рука — хватать..., но нельзя оставлять без помощи усилия, делаемые природой для развития: «час рождения ребенка — есть первый час его обучения». В раннем развитии эмоционально-чувственного опыта ребенка можно условно выделить три периода: первый — внутриутробный, второй — доречевой (первый год жизни) и третий — речевой. Беременным женщинам, для того чтобы выносить и родить здорового ребенка, мудрые люди советуют любоваться прекрасным пейзажем, ежедневно хотя бы один раз взглянуть на красивое полотно художника, послушать приятную музыку, понюхать цветок, прочитать мудрое изречение. Как правило, новорожденные в первые месяцы жизни имеют те же «эстетические вкусы», что и' их матери, затем они начинают постепенно автономизироваться. Примерно 87 % информации поступает в мозг через зритель ные рецепторы, 9 % — через слуховые, 4 % — через другие ор ганы, чувств. .,..'"". Сенсорпоештцттие — это последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Понятие «сенсорная культура» как результат усвоения общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах предметов было введено Марией Монтесеори. Опирается на усвоение сенсорных эталонов, которые выделены для всех пяти органов чувств (эталон = образец = мерка, термин введен А. В. Запорожцем). Усвоение сенсорного эталона — это далеко не только пра-вильное его называние, но и использование вкачестве мерки для оценки свойств; других^федметов, т. е. допускается его знание в тических действиях. Формирование сенсорных эталонов может осуществляться по трем основным стратегиям. -.'•■■ I. Организация поиска эталона, идентичного заданному образцу. Ребенок ищет нужный элемент в системе эталонов по образцу, находящемуся в поле зрения (или в пределах досягаемости). Педагог учит .ребенка двигаться по системе сенсорных эталонов, представленных в ряду или матрице. 2. Организация поиска эталона по представлению (мнемичес-кому образу). Педагог показывает ребенку образец, просит его запомнить, а затем, убирает из поля зрения. От ребенка требуется найти заданный эталон, опираясь на мнемический образ. 3. Формирование устойчивой связи между эталоном и словом. Подготовительный этап — называние объектов и их свойств. Затем организуется поиск эталона по его названию, по словесному описанию. (--■ • Этапы формирования различных сенсорных представлений. 1. Привлечение внимания к признаку предмета (цвет, форма, звук и т. д.). 2. Соотнесение признака с сенсорным эталоном. 3. Соединение полученного представления со словом. 4. Формирование образа восприятия признака. Выделение его в окружающей обстановке. 5. Включение сформированного образа в детскую деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование и т. п.). ' Сенсорные действия разнообразны и многочисленны. Это рас сматривание, ощупывание, выстукивание, обнюхивание, прока тывание и т. п. Крайне важно, чтобы в дошкольном возрасте и первые годы школьного обучения были сформированы основные перцептивные действия. Детей следует обучать узнавать объек ты по особым характеристикам, так называемым сигнальным меткам, по отдельным признакам, в различных положениях и ситуациях. Одновременно с развитием перцептивных действий формируются и основные умственные операции: анализ объек тов, сравнение (по форме, размеру, величине, цвету) — обнару жение одинаковых свойств у разных объектов и нахождение раз ных качеств у родственных объектов, формирование обобщенных способов обследования посредством перцептивных действий (уви дел, услышал, потрогал, попробовал — узнал). Обследование предметов выступает как один из основных методов сенсорного воспитания. . Различают два типа сенсорных расстройств: 1. Элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (светоощущение, цветоощущение, ощущение высоты, громкости, длительности звука и др.). 2. Сложные гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (восприятие формы предмета, символов, пространственных отношений, звуков речи и т. д.). Первый тип расстройств связан с поражением периферичес- кого и подкорковых уровней анализаторной системы. Второй обусловлен, прежде всего, поражением корковых полей. Гности ческие расстройства носят 'название агнозий: В зависимости от пораженного анализатора различают зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Сенсорные дисфункции часто связаны со стереогностическим восприятием. Оценка их состояния может иметь важные последствия для дальнейшего образования ребен ка, поскольку они определяют способность детей к познанию окружающего. Как показывают многие исследования, сохранные органы чувств у детей с нарушениями анализаторов не всегда используются самостоятельно для познания окружающего мира. 50—60 % условно нормально развивающихся дошкольников нуждаются в стимуляции сенсорного развития. В связи с этим огромное значение приобретает проведение сенсорного и психо моторного тренинга, а также использование полисенсорного под хода,. *— когда опираются на максимально возможное количест во анализаторов при знакомстве с новым объектом или явлени ем. •" ••'..-■ -"■ . Сенсорный тренинг предназначен для развития активности восприятия и воображения. Это комплекс игр, направленных на стимуляцию зрительного, слухового, тактильного, обонятельно го, вкусового, кинестетического анализаторов. Тренинг включает дидактические манипулятивные игры и проблемные ситуации творческого характера.. " - • Психомоторный тренинг рассчитан на интенсивную стимуляцию мышечной системы и двигательную ловкость пальцев, развитие аналитико-синтетической деятельности при имитации графического узора, элементов письма, рисунка. Это комплекс игр и упражнений, который включает в себя пальчиковую и артикуляционную гимнастику, перекладывание, нанизывание, раскатывание, обведение, штриховку, наматывание, вязание и др. Сенсорные способности и двигательные навыки могут колебаться в зависимости от условий и ситуации. Так, зрение может быть наилучшим в определенных секторах или на конкретном расстоянии от глаза, слух обостренным в определенном диапа-зонечаетоты, осязание может быть лучше на щеке, чем на руке. Сенсорика выполняет три главных функции: 1) стимуляцию психической активности; 2) релаксацию, снятие напряженности, стресса; 3) создание основы для развития высших психических процессов. На протяжении всей жизни наш мозг нуждается в стимуля- ции. Бели эта потребность не удовлетворяется нормальным, ес тественным путем посредством зрительных, слуховых, тактиль ных, обонятельных' и вкусовых ощущений, то вступает в силу другой источник — через гнев, агрессию, самоагрессию, т. е. от мечается вызывающее.поведение. Стимуляция посредством низ ших ощущений (без участия интеллекта), — очень важный спо соб расслабления, появления наслаждения, удовольствия, удов летворения. Для психологической разгрузки очень полезным бывает достижение состояния «безмыслия».. -■ В процессе коррекционного обучения крайне необходимо организовать познание своих потребностей, умение, выбирать раздражители, вырабатывать привязанности, воздействовать на восприятие— «Я знаю, чего я хочу и чего мне не хочется»; «Если будет шумно, то я заткну себе уши, приглушу музыку, радио, телевизор и т. п.»; «Если будет темно, я могу зажечь свет»; «Если будет холодно, надену свитер» и т. д. В процессе сенсорного развития и воспитания все большее распространение приобретает направление Snoezelen — создание и обустройство специальных сенсорных комнат, которые играют как стимулирующую, таю и расслабляющую роль. Snoezelen (от голл. осознание жизни, стимуляция красотой) — это целая стратегия, слагаемая из множества педагогических и клинических проявлений, которая стартовала 20 лет назад в Нидерландах, а сейчас успешно реализуется по всему миру, и во всех языках используется имённр этот термин. Данная стратегия эффективна для клиентов всех возрастов различных нозологических групп. В последние десятилетия во всех передовых странах прочное место в коррекционной работе завоевала сенсорная интеграция, метод американки Джин Айрис (Jean Ayres, 1923-—1988), направленный на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств. Если полисенсорный подход условно можно рассматривать как развитие органов чувств в статике, то этот метод — динамический: зрительные, слуховые, тактильные ощущения и представления возникают в процессе движения, когда ребенок раскачивается на качелях или в гамаке, лазает по канату или гимнастической стенке, катается на роликах или скейтборде. При этом перед ним ставится определенная цель: собрать разбросанные предметы в одну (две) корзины или найти буквы, необходимые для составления заданного слова, которые распределены по всей площади комнаты; составить упорядоченный ряд, нарисовать что-либо, подать звуковой сигнал. в условный момент. На основе этого метода можно создавать разные варианты увлекательных игр в достаточно интенсивном темпе движения, которые требуют от ребенка значительного зрительного и слухового внимания, высокой концентрации-и координации всех функций. Сенсорная интеграция особенно эффективна при гиперактивности, различных трудностях в обучении, она зарекомендовала себя как эффективное профилактическое средство дисграфий и подобных нарушений в-школьные годы обучения, находит применение в лечении неврологических и дементных больных преклонного возраста. В 1998 году Джин Айрис была удостоена звания Гранд-дамы эрготерапии. Вопросы.и. задания ■ 1. Какие функции выполняет сенсорика? 2. Разведите понятия «сенсорное развитие», «сенсорная культура», « сенсорное воспитание ». 3. Покажите все возможные пути осуществления полисенсорного подхода При формировании обобщающих понятий. 4. В чем состоит принципиальное отличие полисенсорного подхода от метода сенсорной интеграции? 5. Разработайте примерные задания и упражнения на основе метода сенсорной интеграции. , ' - 6. В чем состоит основная причина сенсорных дисфункций? 7. По специальным каталогам (ROMP А и др.) выделите оборудование для стимуляции зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической и других функций.
Литература для самообразования
Варэнава Т. В. Вщы карэкцыйнай работы з дзецьм1 малодшага узросту // Пачатковая школа. 1997. Ж№ 5, 6.
Ветер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.
Григорьева Л. П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями // Дефектология. 1996. № 3.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.," 2001.
Медведева Е. А, и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образований. М., 2001.
Новикова Л. А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М., 1966.
Эльнебю И. Право детей на развитие. Мн., 1997.
Коррекция зрительного восприятия
Познавательные возможности органа зрения: выделение в предмете формы, цвета, величины, материала, фактуры, конструкции, степени привлекательности и др..
Сенсорные эталоны в. зрительном восприятии для цвета представляют 7 красок спектра и их оттенки по светлоте (близость к белому) и насыщенности (степень чистоты); для формы — геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник; для величины — метрическая система мер.
Основные задачи по развитию и коррекции зрительного
восприятия;
• формирование умения всматриваться;
• распознавание и называние цвета, формы и т. д.;
• сравнение и группировка по внешним признакам;
• развитие визуального выборочного восприятия (интерпретация того, что мы видим, в том числе посредством понимания таких элементов, как сходство — различие, изображение —- фон, способность к визуальному дополнению части до целого).
В качестве учебно-тренировочного материала используются образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, геометрический комод (набор плоскостных и объемных геометрических фигур), мозаика, цветной конструктор и прочее. Для коррекции зрительного восприятия применяются разрезные картинки, картинки предметов с ошибками в размерах, предъявление предметов в перевернутом виде, узнавание целого по фрагменту, складывание сборно-разборных игрушек, зрительно-двигательное моделирование формы (обведение по контуру, ощупывание с целью определения формы и размера). В последнее время распространение приобретает разглядывание в коррекцион-ных целях так называемых магических стереокартинок. Палитры цветов весьма уместно использовать для организации сенсорных пауз (1—3 мин) на всех занятиях, а не только во время специального тренинга.
Для развития зрительного восприятия и логического мышления используется комплект геометрических фигур, разработанных на основе идеи венгерского психолога и математика Дьене-ша. Комплект состоит из четырех форм: круга, равностороннего треугольника, прямоугольника и квадрата; трех цветов: желто-
■ ''......... illilK I
3�0878340�
го, голубого и красного; двух размеров::'маленьких и больших; двух видов толщины: тонких и толстых. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трёх цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов» толщины. Для каждой из них в1 игровой форме можно находить соответствующий «этаж» и «подъезд* в «особом доме», где живут разные фигуры: желтые, толстые, маленькие, треугольной формы и пр.
Наиболее типичные задания и упражнения:
V-"' 1. Разложи ... (например, от самого темного до самого светлого).
2. Подбери по форме (цвету, величине ...) 8. Найди такой же по цвету, размеру и т. п.