Организационные формы управленческой деятельности

Вчисло важнейших организационных форм управленческой деятельности входят Совет школы, педагогический совет, совещание при директоре, со­вещание при заместителях директора школы, оперативные совещания, ме­тодические семинары, заседания комиссий, клубов, заседания учкома и др.

Совет общеобразовательного учреждения (школы) — коллегиальный орган управления, представляющий общественные интересы во внутри-школьном управлении, являющийся одной из форм самоуправления в школе. Он создается в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и на основании Типового положения об образователь­ном учреждении; его состав, порядок избрания, организационная структу­ра, регламент работы и принятия решений определяются Уставом школы.

Педагогический совет школы — постоянно действующий совещательный орган при директоре образовательного учреждения, создаваемый в соответ­ствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении (1997). Работой педагогического совета руководит председатель, избираемый кол­лективом педагогических работников. В состав педагогического совета вхо­дят директор, его заместители, учителя, библиотекарь, школьный врач, пред­седатель родительского комитета. Его решения, утвержденные директором, являются обязательными для выполнения всеми работниками школы.

Содержанием деятельности педагогического совета, определяемым Ус­тавом школы, является:

• обсуждение, оценка и отбор учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям Государственных стан­дартов;

• внедрение форм и методов учебно-воспитательного процесса, опре­деление способов их реализации;

• обсуждение работы коллектива школы по выполнению перспектив­ных годовых, текущих планов, качества учебно-воспитательной работы;

• организация работы по повышению квалификации учителей, воспи­тателей, по развитию творческой активности, формированию инновацион­ной среды в педагогическом коллективе, изучению, обобщению и распрост­ранению передового педагогического опыта;




• проведение аттестации педагогических работников с учетом мнения учителей, учащихся, родителей; внесение предложений по совершенствова­нию технологии аттестации; ходатайство перед органами управления обра­зованием о присвоении категорий, званий, разрядов;

• рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на стажировку, курсы повышения квалификации, в аспирантуру; представление лучших учителей к различным формам морального и материального поощрения;

• определение основных направлений взаимодействия школы с науч­но-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями, государ­ственными и общественными организациями, творческими союзами;

• организация опытно-экспериментальной работы; создание в струк­туре школы методических служб, центров.

Деятельность педагогических советов проходит в условиях демократии и гласности, с привлечением учителей, учащихся и родителей. Проведению педсоветов могут предшествовать анкетирование, опросы, контрольные ра­боты, смотры, конкурсы и т. д. На заседании педсоветов выносятся для рассмотрения принципиальные вопросы жизни и деятельности школы.

Попечительский совет общеобразовательного учреждения — форма са­моуправления школой. Порядок выборов и компетенция его определяются Уставом общеобразовательного учреждения. В состав попечительского со­вета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, за­интересованные в совершенствовании деятельности и развитии образова­тельного учреждения, осуществляющие свои функции на безвозмездной основе. В компетенцию попечительского совета входит:

-• содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения;

• содействие организации и улучшению условий труда педагогических и других работников общеобразовательного учреждения;

• содействие организации конкурсов, соревнований и других массо­вых внешкольных мероприятий общеобразовательного учреждения;

• содействие совершенствованию материально-технической базы об­щеобразовательного учреждения, благоустройству его помещений и терри­тории.

В школах также используется такая организационная форма, как сове­щание при директоре, периодически проводимое для обсуждения вопросов непосредственной организации учебно-воспитательного процесса (успевае­мость, соблюдение Устава школы, организация внеурочной деятельности, деятельность отдельных учителей по выполнению стандартов образования, сиетема работы по развитию творческой активности учащихся и др.).

На совещаниях при заместителях директора школы рассматриваются текущие вопросы, касающиеся их административной компетенции. Время проведения подобных совещаний отражается в плане работы школы на учебную четверть или месяц.

Оперативные информационные совещания (оперативки) являются необхо­димой формой организации образовательного процесса в школе. Их содер­жание определяется реальной ситуацией. Это могут быть совещания только для педагогических работников, или только для учащихся, или для тех и других одновременно.

К оперативным организационным формам управленческой деятельно­сти относится также посещение уроков и внеклассных занятий, спортив­ных соревнований, вечеров, занятий творческих клубов, художественных студий, встречи с родителями, представителями общественности, трудовых коллективов.

Эффективной формой участия детей в управлении школой является их работа в составе выборного органа — ученического комитета. Участие школьников в различных комиссиях ученического комитета создает пред­посылки для развития демократических начал в жизни школы, инициати­вы и ответственности у детей, повышает оперативность в осуществлении принятых решений.

Педагогический консилиум — организационная форма управления, на ко­торой рассматриваются вопросы, касающиеся проблем отдельной личнос­ти. Принимают участие в педагогическом консилиуме заинтересованные лица (администрация, учителя, работающие с данным учеником, психолог, родители). Инициатива в организации педагогического консилиума при­надлежит классному руководителю.

Педсовет, совещание при директоре или оперативная форма организа­ции управленческой деятельности достигнут своей цели при условии вза­имной заинтересованности, понимания необходимости выполняемой рабо­ты и ее значимости для всех участников педагогического процесса.

Наши рекомендации