Аксиологический подход
1. Кем было введено понятие «аксиология» в научный оборот?
a) П. Лапи;
b) Ж.Ж. Руссо;
c) Сократом.
2. В философских словарях аксиология определяется как:
a) наука о самоорганизации;
b) наука о ценностях;
c) наука об управлении сложными системами.
3. Воспитанию чего отдавал предпочтение Платон?
a) ума, воли, чувства;
b) мужества, выносливости;
c) умеренности, справедливости.
4. По Сократу, истинные ценности – это:
a) состояние человека, накопленное им в течение жизни;
b) сокровища души, которые составляют познание;
c) материальные богатства государственной казны.
5. Сократ сказал, что все беды от …
a) жадности;
b) незнания;
c) стихийных бедствий.
6. У Сократа майевтикой называлась:
a) искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусно сформулированных проблемных вопросов («повивальное искусство»);
b) умение оказывать помощь при рождении человека;
c) тонкая, скрытая насмешка.
7. Понятие «ирония» у Сократа не включало в себя одно из ниже перечисленных утверждений. Какое?
a) тонкая, скрытая насмешка;
b) эвристический метод познания;
c) прием контраста видимого внешнего и скрытого смысла высказывания, создающая эффект насмешки.
8. Как определяет «ценность» отечественный религиозный философ В.С. Соловьев?
a) как идею земного счастья;
b) как тайны мира, заключенные, прежде всего, в человеке.
c) как «безусловное значение», как указание на некий высший религиозный смысл реальных явлений, людей.
9. С формальной точки зрения ценности делятся на:
a) истинно-ложные и ложно-истинные;
b) относительные и абсолютные;
c) критические и критикующие.
10. Принцип антропоцентризма означает:
a) человек – мера всех вещей;
b) человек – показатель своего народа;
c) человек – самое высшее во Вселенной (главное).
11. Национальные и общечеловеческие ценности связаны как (А.Ю. Шадже): … Выберите неверный ответ.
a) единичное и общее;
b) часть и целое;
c) аргументы и факты.
12. Каждый народ является носителем культуры (по Абдулатипову Р.):
a) только национальной;
b) только общечеловеческой;
c) не только национальной, но и общечеловеческой.
13. В.И. Андреев выделяет по признаку доминирования следующие ценности. Укажите лишнюю.
a) социальные ценности;
b) психологические;
c) философские;
d) профессиональные.
14. Что включает В.И. Андреев в понятие «психологические ценности»?
a) ответственность перед людьми, коллегами, обществом…;
b) сотворчество с коллегами, студентами, любовь к ним;
c) душевное, всегда положительное состояние души.
15. Какая проблема считается наиболее актуальной у современных ученых философов?
a) проблема соотношения общечеловеческих и национальных ценностей;
b) проблема расходования накопленных ценностей;
c) проблема национальных ценностей.
16. Какое понятие определяется не чувствами, а сущностью бесконечной полноты божественного величия, внутренней потребностью поклонения безусловной внешней заданности (позиция русских религиозных философов)?
a) «богиня»;
b) «святыня»;
c) «душа».
17. По мнению С.Л. Франка, в основе социальной жизни заложены духовные ценности – солидарность, служение и …:
a) счастье;
b) семья;
c) любовь.
18. Как называют русскую религиозную философию?
a) софиология;
b) мудрость;
c) мирология.
19. Кого считают источником всех ценностей идеологи всех религий?
a) дьявола;
b) Бога;
c) человека.
20. Какой американский ученый построил своеобразную иерархию ценностей, в которую включил ряд взаимоподчиненных врожденных ценностей – потребностей: от физиологических к потребностям в безопасности – в любви и привязанности – в признании и оценке – в самоактуализации?
a) М. Шелер;
b) Н. Гартман;
c) А. Маслоу.
21. Значимость научного, профессионального труда, ответственность перед людьми, коллегами, обществом, родителями – все это В.И. Андреев относит к:
a) психологическим ценностям;
b) профессиональным ценностям;
c) социальным ценностям.
22.Овладение новыми эффективными методами и технологиями профессионального труда, научного исследования, профессиональный рост, профессиональное мастерство, профессиональная культура – по В.И. Андрееву относится к:
a) социальным ценностям;
b) психологическим ценностям;
c) профессиональным ценностям.
23.К психологическим ценностям, по И.В. Андрееву, относится:
a) сотворчество с коллегами, детьми и т.д.;
b) значимость научного, профессионального труда;
c) овладение новыми эффективными методами и технологиями профессионального труда.
24. Идеальная форма всеобщности, которая реально достигнута человечеством на данной ступени истории и которая непосредственно обнаруживает себя в диалоге культур – это:
a) общественное;
b) общечеловеческое;
c) национальное.
25. По А. Бейли: «Непрерывный процесс обучения тому, как согласовывать между собой человеческие и божественные элементы в составе человека, налаживая правильные отношения между Богом и человеком, духом и материей, целым и частью – это…»:
a) образование;
b) учение;
c) информирование.
26. Что связано с раскрытием творческой природы сознательного, духовного человека (по А. Бейли)?
a) атрибут гармонии через конфликт;
b) активное познание;
c) атрибут конкретного знания.
27. Атрибут, скрытый во всех формах, врожденная тяга или недовольство, которая заставляет человека бороться, прогрессировать, развиваться, чтобы добиться единения, союза со своей душой – это, по А. Бейли:
a) атрибут преданности;
b) атрибут порядка;
c) атрибут гармонии через конфликт.
28. Какой из атрибутов характеризуется приверженностью желанию, идеалу и видению его (по А. Бейли):
a) атрибут конкретного знания;
b) атрибут преданности;
c) атрибут порядка.
29. Врожденный атрибут и инстинкт к упорядоченному ритму – это (по А. Беи):
a) атрибут порядка;
b) атрибут гармонии через конфликт;
c) атрибут преданности.
30. Атрибут, позволяющий человеку конкретизировать свои концепции и строить мыслеформы – это (по А. Бейли):
a) атрибут преданности;
b) атрибут порядка;
c) атрибут конкретного знания.
31.Какое из этих понятий вошло в философию раньше?
a) ценность;
b) аксиология.
32. По Сократу, человек нуждается в:
a) привычном образовании своей личности путем научения;
b) образовании как смысла;
c) образовании, предоставляющем возможность поиска смысла.
33. В какой период аксиология как теория ценностей появилась в России:
a) в начале XIX века;
b) в конце XIX века;
c) в начале XX века.
34. Кто из этих ученых ввел понятие «аксиология»?
a) Э. Гартман;
b) П. Лапи;
c) Сократ.
35. Что не относится к базовым идеям-ценностям, по А. Бейли?
a) воля и цель;
b) добродетель во всех проявлениях;
c) любовь – мудрость.
Ключ:1а; 2b; 3а; 4b; 5b; 6а; 7б; 8c; 9b; 10а; 11c; 12c; 13c; 14b; 15а; 16b; 17c; 8а; 19b; 20c; 21c; 22c; 23а; 24b; 25а; 26b; 27c; 28b; 29а; 30c; 31а; 32c; 33b; 34b; 35b.