Обследование процесса восприятия
Зрительное восприятие (зрительно-предметное восприятие)
Узнавание предметов в условиях наложения_______
Узнавание предметов в неполном изображении ________________
Условия реального изображения____
Условия силуэтного изображения_____
Условия контурного изображения_____
Условия пунктирного изображения _______________
Условия точечного изображения ________________
Исследование восприятия по Гольдштальду ________________
Исследование сукцессивного гнозиса________
Соотнесение элементов изображения с целым__________
(матрица Равена)
Восприятие цвета
Представление о цвете (есть / отсутствует)_____
Сличает цвета ________________
Различает цвета (выделяет по слову) ________________
Знает и называет основные цвета___________
Знает и называет оттенки_________
Восприятие величины
Представление о величине ________________
Соотносит предметы по величине ________________
Дифференцирует предметы по величине ________________
Называет величину________
(выделяет по слову)
Восприятие формы
Представления о форме (есть / нет)_________________
Соотносит предметы по форме ________________
Различает геометрические формы ________________
Называет геометрические формы:
Плоские ________________
Объёмные_______
Восприятие пространственных представлений
Знание частей тела_______________________________
Знание частей лица______________________________
Ориентировка в сторонах собственного тела____________
Зеркальное отображение__________________________
Дифференцирование пространственных понятий
Выше-ниже __________________дальше-ближе_______
Справа-слева ________________впереди-сзади _______
в центре________
целостный образ предмета ________________
собрать предмет из функционально значимых частей__________
(чайник: носик, крышка, ручка, ёмкость для воды)
Складывание разрезных картинок из 2-3-4 частей (по вертикали, горизонтали) ________________
Временные представления
Части суток ________________
Времена года ________________
Исследование тактильного восприятия (стереогнозис)
(«Чудесный мешочек»)
Угадывание предмета по контуру ________________
Угадывание одинаковых предметов по дифференциальным признакам_______
Слуховое восприятие_____
(опознание и дифференцировка шумов)
Речеслуховое восприятие______
(связывает ли каждое услышанное слово с конкретным предметным значением)
Исследование произвольного запоминания
Без нацеливания на запоминание ________________
Смешанный ряд ________________
Линейный ряд ________________
Исследование непроизвольного запоминания
С установкой на запоминание
Исследование после нарушения порядка предметов_______
Исследование после изменения количества предметов_______
Добавление предмета в линейный ряд_____________
Уменьшение предметов в линейном ряду____________
Обследование процесса мышления
Обследование операции обобщения
1 ур. Обобщение словом ________________
2 ур. Группировка по субъективным признакам (синкретизм)_____
3 ур. Формирование родовидовых обобщений______
4 ур. Логическое мышление ________________
Обследование операции сериации
Расположение предметов в ряду (3-4, составная матрёшка)
На основе нарастания признака________
На основе убывания признака ________________
Сопоставление двух рядов на основе нарастания признака________
Обследование операции сравнения
________________
VII. Особенности развития игровой и перцептивной деятельности:
Интерес к игрушкам
· Интерес к игрушкам не проявляет: с игрушками никак не действует. В совместную игру с взрослым не включается. Самостоятельной игры не организует
· Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам
· Проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам
Адекватность употребления игрушек
· Совершает неадекватные действия с предметами: нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия
· Игрушки использует адекватно (предметы использует адекватно в соответствии с их назначением)
Характер действий с предметами-игрушками
· Неспецифические манипуляции: со всеми предметами действует одинаково, стереотипно постукивает, тянет в рот, сосёт, бросает
· Специфические манипуляции: учитывает только физические свойства предметов
· Предметные действия: использует предметы в соответствии с их функциональным назначением
процессуальные действия_____________________
цепочка игровых действий ____________
игра с элементами сюжета ____________
сюжетно-ролевая игра ____________
Складывание матрёшки (3-составная: 3-4 года; 4-х
составная: 4-5 лет)
Действия: неадекватные __________ адекватные _________
Способ выполнения задания:
действие с силой____
перебор вариантов _
целенаправленные пробы ___________________________
примеривание _____
зрительное соотнесение (N к 6 г.) _____________________
Складывание пирамидки (до 4-х лет – 4 кольца;
с 4-х лет – 5-6 колец)
Действия неадекватные __________ адекватные __________
Способ выполнения задания
без учёта величины колец____________________________
целенаправленные пробы ___________________________
С учётом величины колец
пробы____________
примеривание _____
зрительное соотнесение _____________________________
Кубики-вкладышы
Действия неадекватные _______ адекватные ____________
Способ выполнения задания
действие с силой ___
перебор вариантов __
целенаправленные пробы ____________________________
примеривание _____
зрительное соотнесение (N к 6 г.) ______________________
«Почтовый ящик»
Действие силой (допустимо в N до 3,5 лет) ______________
перебор вариантов _
примеривание _____
зрительное соотнесение (N к 6 г.)
Парные картинки
(выбор по образцу 2-х, 4-х, 6-ти картинок)
Конструирование
Конструирование из строительного материала
по подражанию ____
по образцу ________
по представлению __
Складывание фигур из палочек
по подражанию ____
по образцу _________
по представлению __
Обучаемость. Использование помощи (во время
обследования)
Помощь не использует. Нет переноса показанного
способа действия на аналогичные задания
· Обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднён
· Ребёнок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание (N)
VIII. Обследование артикуляционного аппарата:
Губы: толстые, мясистые, короткие, малоподвижные, достаточно подвижные: «трубочка» __ «улыбка» ____
попеременно _____________
Зубы: редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы: верхние, нижние ________________
Прикус: открытый передний/боковой: двусторонний/односторонний, глубокий, мелкий, нормальный ________________
Челюсти: норма, прогения, прогнатия ________________
Подвижность нижней челюсти ________________
Нёбо: узкое, высокое («готическое»), плоское, низкое, куполообразное, субмукозная расщелина.
Мягкое нёбо: подвижное, малоподвижное, парез ________________
Язык: форма и размер: обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка___________
Кончик языка: истончённый, широкий, раздвоенный ________________
Подъязычная связка: норма, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области ________________
Позиция в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении
Тонус: норма, повышен, понижен _____________________
Подвижность: достаточная, недостаточная, тремор,
отклонения в
сторону (вправо, влево) _____________________________
Движения: вперёд __________назад _________ вверх ___
вниз ___________вправо ___________ влево ____________
Кинестетическая апраксия (невозможность произвести произвольно
артикуляционное движение) _________________________
Переключаемость: достаточная, недостаточная ________
Саливация: норма, повышенная ______________________
Щёки: тонус ____________ надуть ______ втянуть ______
надуть попеременно щёки ____________________________
Дыхание: ключичное, ключично-грудное,
косто-абдоминальное________________________________
Носовое дыхание: норма, затруднено, отсутствует ______
Ротовой выдох: сформирован, не сформирован ________
При фонации выдох: ротовой, смешанный ____________
Голос: тихий, слабый, глухой, сдавленный, сиплый, неполётный,нормальный ______________________________
Речь: назализованная, с незначительной назализацией, смазанная,разборчивая, неразборчивая, разборчивость снижена, выразительная________________________________
Темп речи: норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание (степеньзаикания, форма)_________________
Ритм речи: норма, растянутый, скандированный ________
Патологическая активность лицевой и мимической мускулатуры:
не наблюдается, синкинезии при артикуляции звуков _____________________
X. Общая характеристика речи:
Понимание обращённой речи (импрессивная речь)
и воспроизведение______
Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки
_____________________
Исследование, сфомированное предметной соотнесённостью
(исследование предметного гнозиса): показать, взять,
отдать предмет
______________________
Игрушки: кукла _______мишка ____________мяч ____________
Посуда: чашка _______ тарелка __________ложка ___________
Одежда: шапка ______ пальто ________ ботинки ___________
Мебель: стол ___________стул ________шкаф ______________
Домашние животные: собака _________ кошка _____________
петух __________________
Растения: дерево _______ цветок ______ листочки __________
Фрукты: яблоко _______ груша ________ персик ____________
Овощи: морковь ______ огурец _________помидор __________
Транспорт: машина ________ автобус _______ метро ________
Части тела животного: голова _____лапы _____хвост _______
Действия: улыбаться______ есть ____ одеваться ____________
рисовать ___________ читать _____________
Положение предмета: близко ________ далеко ______________
Исследование звукоподражания:
Как тикают часы? _________Как капает дождь? _____________
Как лает собака? __________Как кричит петух? _____________
Лексико-семантические особенности речи:
Полисемантизм (слова или «осколки» слов
обозначают различные
предметы или явления), диффузность (потеря словом своего
конкретного значения, чаще глагола).
Вербальные парафразии: слова, трудные по семантике,
заменяются более простыми; замена слов, трудных
для произношения
Выполнение поручений:
Найди мяч
Возьми книжку и положи её на стол
Возьми куклу, заверни и положи в коляску
Характер экспрессивной речи
I уровень речевого развития
· Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения
· Произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания
· Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний
· Использование паралингвистических средств общения (выразительной мимики, жестов)
II уровень речевого развития
· Пользуется простой фразой
· Аграмматичная, структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже – глаголов, прилагательных. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена
III уровень речевого развития
· Пользуется развёрнутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные
Особенности речи
· Проявляется склонность к эхолалии
· Наличие речевых штампов (речь «пустая», часто не соотносится с выполняемым действием, не отражает интеллектуальные возможности)
Обследование звукопроизношения:
отсутствие, искажение, замены, смешения, вариативные замены, простой звук заменяется сложным
Предъявляется соответствующий лексический материал для обследования звуков А И О У Э Ы М Н НЬ П ПЬ Т ТЬ Д ДЬ Ф В Г К Х Й Л ЛЬ Р РЬ
Изолированное произнесение _______________________
В составе слога _______________________
В составе слова _______________________