III. Стадия легких расстройств
1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:
— уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов;
— дифференциация акустических и кинестатических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных парафазии;
— отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скороговорках и т.д.
2. Формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре:
— восполнение пропущенного главного, а также подчиненного предложения или подчинительного союза в сложноподчиненном предложении;
— ответы на вопросы сложноподчиненным предложением;
— пересказы текстов без опоры на вопросы;
— составление развернутых планов к текстам;
— подготовка тематических сообщений (коротких докладов);
— речевые импровизации на заданную тему.
3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:
— толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;
— объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.
4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи:
— выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;
— введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.
5. Дальнейшее восстановление чтения и письма:
— чтение и пересказ развернутых текстов;
— диктанты;
— письменное изложение текстов;
— составление писем, поздравительных открыток и т.п.;
— сочинения на заданную тему.
Квалификационное задание № 5.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ, ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ ЗАНЯТИЯ
Оборудование: игрушки или картинки (такси, троллейбус, автобус, трамвай, вертолет, метро, электропоезд, теплоход, грузовик, ракета), сюжетная картинка с изображением деревни и персонажей мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (дядя Федор, кот Матроскин, Шарик).
Ход занятия:
- Сегодня мы с тобой отправляемся в интересное путешествие. Но сначала давай вспомним правильное произношение звука [р]. Произнеси звук [р]. Где находится язык? Что делает язык во время произнесения звука [р]? Какое положение занимают губы?
- Здесь нарисованы разные виды транспорта, а ты должен выбрать только те, в названиях которых есть звук [р] (теплоход, грузовик, электропоезд, метро, ракета, троллейбус, вертолет, лодка, автобус, такси, трамвай).
- Назови, какой транспорт ты выбрал. Посмотри, все ли картинки, в названиях которых есть звук [р] ты выбрал? А теперь скажи, какой транспорт нам не подходит? Почему?
- По городу мы едем на чем? (На трамвае, троллейбусе, метро).
- Мы стоим на остановке трамвая. Рядом с нами трамвай ждут девочка Рая,
мальчик Рома, старушка. Кто войдет первым? Почему?
- По городу мы ехали на трамвае, а за городом мы поедем на чем? (выставляется картинка электропоезда). (На электропоезде).
- Куда мы приехали? Это какая-то деревня. Знаешь, кто нас встречает? Кто это? (Кот Матроскин и Дядя Федор). Как зовут мальчика? А как называется деревня, в которой живут Дядя Федор и кот Матроскин? (Простоквашино).
Физминутка: Поможем Дяде Федору вскопать огород.
- С чем приходят в гости? (С подарками). Мы тоже привезли в Простоквашино разные подарки (достаем большую красивую коробку). Посмотри, что лежит в этой коробке? (фоторужье, трактор, грабли, торт). Кому и что ты подаришь? (Дяде Федору я подарю мини-трактор, Шарику – фоторужье, Матроскину – грабли и торт).
- А теперь Матроскин приглашает нас к столу. Посмотри, какими продуктами нас будут угощать? (Сыром, творогом, пирожными, баранками, зефиром) Придумай предложения с этими словами. Что мы скажем Матроскину, выходя из-за стола?
Итог занятия:
- Кто больше назовет видов транспорта, в названии которых есть звук [р]?
- Нам пора домой. Попрощаемся с новыми друзьями (До свидания, Дядя Федор. До свидания, Матроскин). На чем поедем обратно? (На электричке и трамвае).
Ответ. Дислалия.
Лексическая тема «Транспорт» (Тема «Автоматизация звука «р» в словах»)
Цели: закрепление названий видов транспорта, развитие фонематического восприятия,
автоматизация звука «р» в словах.
Квалификационное задание № 6.
АНАЛИЗ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ РИНОЛАЛИИ В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Толя М., 5 лет, занимался с логопедом в дооперационный период.
Тема: Звук [А].
Цели:
· развитие пластичности и подвижности мягкого нёба, верхней губы;
· воспитание правильного произношения звука «А» без носового оттенка;
· воспитание речевого дыхания;
· развитие орального праксиса;
· развитие слухового внимания;
· воспитание уверенности в себе.
Оборудование: ложка, марля, стакан с водой, колокольчик, свисток, погремушка.
Ход занятия:
I. Организационный момент: Приветствие. Усадить ребенка слева от себя.
II. Основная часть:
1. Активизация пластичности и подвижности мягкого нёба, верхней губы:
а) массаж мягкого нёба:
- поглаживание и растирание слизистой оболочки на границе твердого и мягкого нёба в поперечном направлении;
- нажим на мягкое нёбо при произнесении «А»;
б) массаж верхней губы:
- взять губу подушечками большого и указательного пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу и оттягивая ее вперед.
2. Воспитание речевого дыхания:
а) постановка нижнереберного дыхания (лежа на ковре):
- Сделай фокус: надуй живот, как шар, живот твердый, а потом сдуй его (контроль ладонями: одна рука на груди, другая на животе). Выполнить 3 дыхательных цикла.
б) дифференциация ротового и носового дыхания:
- вдох носом – выдох ртом («Нюхаем цветы»);
- вдох ртом – выдох носом («Ныряем в воду»);
- вдох и выдох ртом («Погреем руки»).
в) выработка направленной воздушной струи посредством имитации «поплевывания»:
- Выплюнь «непослушный» кончик языка (можно выплевывать маленький кусочек бумаги, приклеенный к кончику языка).
3. Воспитание звука [А] без носового оттенка:
- Как малым плачет? (А-А-А)
- Пой песенку малыша и «ниточку» изо рта протяни (выполнить соответствующее движение).
4. Развитие орального праксиса:
- Покусай «непослушный» язык.
- Почисти зубы языком.
- Сделай зубы заборчиком.
- Покажи «кролика»: нижнюю губу закуси, а верхнюю поднимай и опускай.