Общая технология организации учебно-познавательной деятельности

Успешность организации учебно-познавательной деятельности определяется целостностью или, напротив, разрозненностью

представлений педагога о своем предмете, его целях, системе знаний, навыков и отношений, которые с помощью предмета можно сформировать у учащихся. Само видение педагогом воз­можностей своего предмета определяет меру эффективности его педагогических действий. В конечном итоге это определяет, смо­жет ли учитель средствами своего предмета сформировать у уча­щихся научное мировоззрение, разовьет ли у них логическое мышление, творческое воображение и способности, сформирует ли систему знаний, умений и навыков. Важным условием успеш­ности учебно-познавательной деятельности учащихся является и осознание ими цели предмета, и место того или иного урока в нем. При этом осознание целей изучаемого курса облегчается, если учитель обучает не только его содержанию, но и методам добывания фактов и их систематизации, описанию в системе понятий.

В организации учебно-познавательной деятельности учащих­ся решающее значение имеет технология обучения их решению задач разных типов. Характерно при этом, что количество решен­ных задач для научения знаниям, умениям и мышлению не име­ет принципиального значения. Так, специальным исследовани­ем установлено, что педагоги высших уровней деятельности до­стигают нужного результата, решая с учащимися в три раза мень­ше задач, чем педагоги среднего и низшего уровней педагогиче­ской деятельности. Кроме того, они в три раза меньше делают замечаний учащимся. Их замечания не носят критического харак­тера в адрес ученика. Они представляют собой, как правило, уме­стные подсказки: как учащемуся проверить себя в решении учеб­ной задачи.

Такие педагоги формируют, если не у всех, то у большинства, умение находить подход к решению любой задачи. Достигается это прежде всего за счет отбора задач на основе их предваритель­ной типизации. Система задач подбирается таким образом, что­бы они, во-первых, были "привязаны" к теоретическому курсу, во-вторых, чтобы решение каждой предыдущей задачи подготав­ливало к восприятию и решению новых задач и, в-третьих, что­бы они учитывали исходный уровень готовности учащихся к их решению.

Педагоги высокопродуктивного уровня деятельности основное время используют не на само решение задач, а на обучение спо­собам их решения. Если предложенную задачу никто из класса

382 Раздел IV. Основы технологии целостного педагогического процесса

Глава 20. Технология осуществления педагогического процесса 383



Общая технология организации учебно-познавательной деятельности - student2.ru решить не может, то педагог не спешит заменить ее более про­стой, а продолжает работу с ней в плане исследования явных и скрытых условий и взаимосвязей между данными и лишь затем, если решение не найдено, предлагает ее упростить. Если и в та­ком виде задача не решается учащимися самостоятельно, то она упрощается еще раз. Причем способы упрощения ищут сами уча-* щиеся. И так продолжается до тех пор, пока задача не будет ре­шена. Затем осуществляется обратная процедура постепенного усложнения задачи за счет ранее извлеченных условий. В этом процессе упрощения и последующего усложнения задачи и осу­ществляется взаимодействие учащихся с объектом деятельности и познания, и формируется обобщенное умение подходить к ре­шению любой задачи1.

Типизация— сведение разнообраз­ных типов изделий к небольшому числу типовых образцов опреде­ленных размеров, форм и качества.

В целостной технологии организации учебно-познавательной деятельности, по существу сводящейся к управлению процесса­ми решения учащимися учебных задач, важным элементом явля­ется обучение их культуре оп­ределения понятий. В ходе этой работы учащиеся начина­ют понимать организующую роль определений в осмысле­нии предмета в целом. Технология работы над понятием, как пра­вило, эффективна, если принимает форму следующего алгорит­ма: истоки происхождения понятия, определение понятия, его составные части, философское истолкование понятия (по возмож­ности), условия существования понятия, обобщение и ограниче­ние понятия, практическое приложение, использование понятия в других разделах, использование понятия в других научных дис­циплинах.

Наши рекомендации