Практические рекомендации

1. На занятиях по коррекции осанки следует создавать у детей положительную мотивацию для занятий. С этой целью следует рассказывать детям о значении правильной осанки.

2. Упражнения для формирования осанки, применяемые на занятиях с детьми с нарушениями слуха, должны быть разнообразными и интересными, так чтобы детям нравилось их выполнять, чтобы они обогащали свой двигательный опыт.

3. На занятиях с детьми с нарушениями слуха следует избегать упражнений, выполняя которые дети могут получит травму .

4. Ряд упражнений, направленных на формирование осанки, целесообразно выполнять по зрительным сигналам, сигнализировать детям о выполнении следующего упражнения путем показа карточек, на которых последовательно отражать фазы движения. Такие карточки можно также выдавать детям в процессе разучивания упражнения.

5. При выполнении упражнений, направленных на коррекцию осанки, следует применять сенсорные методы, например, фиксировать правильное положение головы, плеч и т.д.

6. На уроках физического воспитания при выполнении всех упражнений следует требовать от детей, даже в состоянии утомления, сохранять правильную осанку.

7. В процессе работы, направленной на коррекцию осанки, следует периодически проводить визуальное исследование осанки и ее инструментальное тестирование с тем, чтобы учитывать в работе динамику коррекции и вносить соответствующие изменения в программу по ходу работы.

8. Дома и в школе следует создать условия для сохранения и формирования у ребенка правильной осанки. Эти условия может обеспечить хорошее освещение помещений, в которых проходят уроки, удобная мебель, соответствующая росту ребенка.

9. Целесообразно составлять рекомендации для родителей и воспитателей по созданию условий по формированию и сохранению правильной осанки у детей с патологией зрения.

10. Следует ставить перед детьми сложные, но достижимые задачи и корректировать их в зависимости от успехов детей.

11. В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием следует формировать у детей позитивное отношение к себе и собственному дефекту, его последствиям, адекватное отношение к окружающей действительности.

Список использованной литературы

1. Байкина, Н.Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих/ Н.Г. Байкина. - М.: Сов. спорт, 1991. – 62 с.

2. Бернштейн, Н.А. Очерки физиологии движений и физиологии активности/Н.А. Бернштейн. – М.: Б.и., 1966.- 210 с.

3. Богданова, Т.Г. Динамика интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха: монография / Т. Г. Богданова. - Москва: Компания Спутник+, 2009. - 246 с.

4. Гладышева, А.А. Анатомия человека/ А.А. Гладышева. – М.: «ФиС», 1984.- 274 с.

5. Головчин, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.А. Головчин. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.

6. Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / И.Ю. Горская, Л.А. Суянгулова. - Мн. Омск: «СибГАФК», 2000. - 212 с.

7. Губарева, Н.В. Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха: Автореферат КПН / Н.В. Губарева. – Омск: «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», 2009.- 19 с.

8. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. пособие / А.А. Дмитриев. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. -176с.

9. Жданкина, Е.В. Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки / Е.В. Жданкина // Журнал Адаптивной Физической Культуры. – 2007. №4. – С. 16.

10. Игнатьев, М.А. Бадминтон как одно из средств улучшения двигательных возможностей школьников с нарушением слуха: Диссертация канд. пед. наук / М.А. Игнатьев. – Чебоксары: Б.и., 2002 - 179 c.

11. Каменцева, Н.А. Физкультурно-спортивные занятия как фактор физической реабилитации и социальной адаптации слабослышащих учащихся специальной школы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.04 / Моск. пед. ун-т./ Н.А. Каменцова. - М.: Б.и., 1998. - 26 с.

12. Кашуба, В.А. Биомеханика осанки/ В.А. Кашуба.- Киев: «Олимпийская литература», 2003.- 279 с.

13. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев.- М., «Педагогика» 1991.- 98 с.

14. Козлов, М.Я. Детская сурдоаудиология/М.Я. Козлов, А.Л. Левина. - Л.: «Медицина», 1989.-224 с.

15. Коржова, А. А. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.- 218 с.

16. Коробейников, Н.П. Состояние здоровья и реабилитация детей - инвалидов с нарушениями слуха: Автореф. дис. На соиск. учен. степ. к.м.н.: Спец. 14.00.09 /Н.П. Коробейников [Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования - Перм. гос. мед. акад. М-ва здравоохранения Рос. Федерации]. –Пермь: Б.и., 2002. - 25 с.

17. Костанян, А. О. Роль слухового восприятия в развитии двигательных способностей школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук/А.О. Костанян.- М.: Б.и., 1970.- 33 с.

18. Ларионова, О. В. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения: учебно-методическое пособие для студентов 1-3 курсов по физической культуре / О.В. Ларионова. - Саратов: «Изд-во Саратовского университета», 2005. - 37 с.

19. Лях, В. И. Координационные способности школьников / В.И. Лях.- Минск: «Полымя», 1989.- 79 с.

20. Ляхова, И.Н. Коррекционное значение гимнастики в учебно-педагогическом процессе по физическому воспитанию глухих школьников: автореф. дисс. канд. пед. наук. /И.Н. Ляхова.- М.: Б.и., 1992. - 22 с.

21. Машков, В.Н. Дифференциальная психология человека /В.Н. Машков. - СПб: «Питер», 2008. – 134с.

22. Медведева О.А., Алексанянц Г.Д. Особенности функционального состояния вестибулярного анализатора у детей младшего школьного возраста со слуховой депривацией материалы с сайта/ О.А. Медведева Г.Д. Алексанянц http://www.sworld.com.ua/konfer22/795.htm

23. Мясищев, С.А. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослышащих мальчиков 9 - 12 лет средствами плавания: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.04 / С.А. Мясищев [Кубан. гос. акад. физ. культуры].- Краснодар: Б.и., 2003. - 22 c.

24. Недригайлова О.В. К вопросу о подвижности позвоночника в норме и при патологии/ О.В. Недригайлова. – М.: Б.и., 1962. - Гл. 4. - С. 97 – 121.

25. Пеганов, Ю.А., Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников/Ю.А. Пеганов. – М.: Б.и., 1998. – Гл. 3. - с. 37.

26. Полушкина, Н.Н. Диагностический справочник травматолога и ортопеда / Н. Н. Полушкина. - Москва: «АСТ», 2010. – 573 с.

27. Потапчук, А.А., Осанка и физическое развитие детей/ А.А. Потапчук, М.Д. Дидур.- СПб: «ПИТЕР», 2001.- 88 с.

28. Прокопьев, Н. Я. Коррекция нарушений осанки у детей: учебно-методическое пособие / Прокопьев Н.Я., Прокопьева, М.Н., Малярчук.-Шадринск: «Шадринский дом печати», 2007. – 47 с.

29. Путилова, А.А. Сколиозная болезнь/ А.А. Путилова, Киев: «Здоровье»,2001.- 78 с.

30. Смагина, О.В. Двигательная активность и формирование осанки у здоровых дошкольников/ О.В. Смагина. – Днепрпетровск: Б.и., 1983.- с. 176.

31. Смирнова, И.В. Пилатес: самоучитель / Ирина Смирнова. - Санкт-Петербург: «Вектор», 2007. - 121 с.

32. Степанова, О.Н. Профессиональные трудности педагогов – инструкторов и тренеров по фитнесу, работающих в системе адаптивного физического воспитания со слабослышащими и глухими людьми / О.Н. Степанова, Е.А. Осокина // Журнал Адаптивной Физической Культуры. – 2013. №2. – С. 31 - 33. Трофимова, Г.В. Развитие движений у детей с нарушениями слуха в специальном детском саду: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.03). -/Г.В. Трофимова -М.: Б.и, 1980. - 16 с.

33. Трофимова, Т. В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха / Т. В. Трофимова. - М., 1979. – 147с.

34. Феклистова, С.Н. Формирование игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.03 / С.Н. Феклистова Учреждение образования "Белорус. гос. пед. ун-т им. Максима Танка". – Минск: Б.и., 2003. - 21 с.

35. Хода, Л.Д. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов / Л.Д. Хода: Учебное пособие. Частные методики адаптивной физической культуры / Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: «Советский спорт», 2003. —с.104 – 107.

36. Хода, Л.Д. Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей дошкольного возраста/Л.Д. Хода. Частные методики адаптивной физической культуры / Под ред. Л. В. Шапковой: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2003. —с. 114 – 127.

37. Шарова, Л.В. Вопросы профилактики травматизма во время занятий физической культурой / Л.В. Шарова, Т.В. Абызова // Журнал Адаптивной Физической Культуры. – 2007. №1. – С. 24.

38. Шевцов, А.В. Лечебная коррекция сколиоза / А. В. Шевцов: физ. методы: учеб.-метод. пособие. - СПб: «Печатный двор им. А. М. Горького», 2006.- 126 с.

39. Шепеленко, С.А. Динамика показателей психофункционального состояния девушек 18-25 лет в процессе занятий по системе Д. Пилатес / С. А. Шепеленко: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула, Россия автореф КПН. - Тула: Б.и., 2007.- 21 с.

Приложение 1

Таблица 6

Комплекс упражнений по системе Пилатес №1

№ п\п Название упражнения Техника выполнения Дози ровка Методические указания
«Нейтральная позиция» И.П. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища. 1 – прижать поясницу к полу; 2 – 7 – задержаться в этом положении; 8 – И.П. 9 – прогнуться в поясничном отделе; 10 – 15 – задержаться в этом положении; 16 – вернуться в И. П.     6 раз На счет 1 и 9 выполняется выдох. На счет 2 – 7 и 10 – 15 выполняется вдох и задерживается дыхание. При прогибании в поясничном отделе должна образоваться «арка» между полом и спиной.
«Сотня» И.П. лежа на спине, ноги подняты вверх и согнуты в коленях под прямым углом. 1 – втянуть живот; 2 – 7 – наклон вперед прогнувшись; 6 раз На счет 1 сделать глубокий вдох и на медленном выдохе выполнить втягивание живота. На счет 2 – 7 выполняется

Продолжение таблицы 6

    8 – 15 – приподнять руки от пола; 16 - вернуться в И.П.   медленный наклон вперед, который начинается с постепенным подниманием головы, шеи и лопаток на медленном выдохе. Спина и ягодицы должны быть прижаты плотно к полу. На счет 8 – 15 медленно опустить плечи вниз, колени сведены вместе.
«Раскручивание вниз» И.П. сед, ноги согнуты в коленях. 1 – плотно свести колени вместе; 2 – 7 – наклон назад прогнувшись 8 – вернуться в И. П. 6 раз Спина прямая, стопы прижаты плотно к полу, колени сведены вместе. На счет 2 -3 на вдохе втянуть живот и прижать подбородок к груди выгнуть нижнюю часть спины, 4 – 7

Продолжение таблицы 6

        выпрямить руки, коснуться поясницей пола; На выдохе на счет 8 свести лопатки и макушкой наверх.
«Скручивание наверх» И.П. лежа на спине, ноги согнуты в коленях. 1 - плотно свети колени вместе; 2 – 7 – наклон вперед прогнувшись; 8 – выпрямить ноги, потянуться вперед. 7 –15– наклон назад прогнувшись; 16 – вернуться И.П. 6 раз В И.П. стопы плотно прижать к полу. Выполняется наклон на вдохе, начиная с приближения подбородка к груди, не поднимая плечи. Выпрямить ноги на выдохе. Выполняя наклон назад прогнувшись, нужно втянуть живот и начинать с напряжения ягодичных мышц и медленного опускания копчика на пол, во время сгибания коленей.
«Перекаты на И.П. сед ноги врозь, 8 раз Сделать вдох и

Продолжение таблицы 6

  спине» ноги согнуты в коленях. 1- хват руками под коленями, приподнять стопы; 2 – 3 –перекат назад 4 – вернуться в И.П.   втянуть живот. На счет 1 сделать выдох. На вдохе выполняется перекат назад: от копчика до лопаток, шеей пола не касаться. На выдохе возвращаемся в И.П., движение начинается от копчика.
«Растягивание мышц спины вперед» И.П. сед ноги врозь, слегка согнув колени. 1 – потянуться макушкой вверх; 2 – 5 – наклон вперед; 6 – 8 – медленно вернуться в И.П. 6 раз Ноги чуть шире бедер, стопы потянуть на себя, спина прямая. На счет 1 сделать вдох. Наклон вперед выполняется на выдохе, после подбородок приблизить к груди и втянуть живот. Возращение в И.П. выполняется на вдохе.  

Продолжение таблицы 6

  Игра «Веревочка» 3 раза Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей. Количество игроков — 10. Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину. Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание — «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая

Продолжение таблицы 6

        заданное.
  Игра «Рыбы, птицы, звери»   2 раза Цель: развитие быстроты реакции, внимания, обогащение словарного запаса. Количество игроков может быть любым. Инвентарь: волейбольный или теннисный мяч. Инструкция. Все играющие встают полукругом на расстоянии 4–5 м от водящего, который держит в руках волейбольный или теннисный мяч. Водящий, бросая кому-либо из играющих мяч, произносит одно из трех слов: «рыбы», «птицы», «звери».  

Окончание таблицы 6

        Если названо, например, слово «рыбы», играющий должен поймать мяч, сделать шаг вперед и тут же вернуть его водящему, быстро назвав любую рыбу, например, сказать: «Щука». Тот, кто не успевает дать нужный ответ или повторяет его, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки. Победитель становится водящим. Методические указания. Игра повторяется 2–3 раза

Таблица 7

Комплекс упражнений по системе Пилатес №2

№ п\п Название упражнения Техника выполнения Дози ровка Методические указания
«Нейтральная позиция» И.П. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища. 1 – прижать поясницу к полу; 2 – 7 – задержаться в этом положении; 8 – И.П. 9 – выгнуть поясницу; 10 – 15 – задержаться в этом положении; 16 – вернуться в И. П.   6 раз На счет 1 и 9 выполняется выдох. На счет 2 – 7 и 10 – 15 выполняется вдох и задерживается дыхание. При выгибании поясницы должна образоваться «арка» между полом и спиной.
«Сотня» И.П. лежа на спине, ноги подняты вверх и согнуты в коленях под прямым углом. 1 – втянуть живот; 2 – 7 – наклон вперед прогнувшись; 8 – 15 – приподнять руки от пола; 6 раз На счет 1 сделать глубокий вдох и на медленном выдохе выполнить втягивание живота. На счет 2 – 7 выполняется медленный наклон вперед, который

Продолжение таблицы 7

    16 - вернуться в И.П. 6 раз начинается с постепенным подниманием головы, шеи и лопаток на медленном выдохе. Спина и ягодицы должны быть прижаты плотно к полу. На счет 8 – 15 медленно опустить плечи вниз, колени сведены вместе.
«Кивок» И.П. лежа на спине, ноги согнуты в коленях под прямым углом. 1 – 3 – вдох, подтянуть подбородок к груди; 4 – на выдохе вернуться в И.П.; 5 – 7 – вдох, наклон головой назад; 8 на выдохе вернуться в И.П.   8 раз На счет 1 – 3 выполняется упражнение до легкого чувства растяжения, на счет 5 – 7 наклон назад выполняется слегка, не запрокидывая голову сильно.

Продолжение таблицы 7

«Маятник» И.П. лежа на спине, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки в стороны. 1 – положить ноги влево, повернуть голову вправо; 2 – И.П. 3 – положить ноги право, повернуть голову влево; 4 – И.П. 6 раз Прижать плечи к полу, туловище не подвижно. На выдохе положить ноги влево (вправо), на вдохе вернуться в И.П..
  «Часы» И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – 7 круговые движения ногами влево; 8 – И.П.; То же в другую сторону. 6 раз Представить, что на животе лежат часы: 12 находиться над пупком, 3 слева от него, 6 внизу, а 9 справа. При помощи мышц живота, двигать бедра сначала на цифру 3, потом на 6, затем на 9,и на 12.    

Продолжение таблицы 7

«Растягивание мышц спины вперед» И.П. сед ноги врозь, слегка согнув колени. 1 – потянуться макушкой вверх; 2 – 5 – наклон вперед; 6 – 8 – медленно вернуться в И.П. 6 раз Ноги чуть шире бедер, стопы потянуть на себя, спина прямая. На счет 1 сделать вдох. Наклон вперед выполняется на выдохе, после подбородок приблизить к груди и втянуть живот. Возращение в И.П. выполняется на вдохе. Вернувшись в И.П. потянуться макушкой вверх.
Игра «Дни недели» 2 раза Играющие рассчитываются на 1—7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и

Окончание таблицы 7

        т.д. Кто ошибся, тот выходит из игры.
  Игра «Зеркало» 2 раза Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений. Количество игроков может быть любым. Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания: ·Повторение одиночных движений вслед за ведущим. · Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.

Таблица 8

Комплекс упражнений по системе Пилатес №3

№ п\п Название упражнения Техника выполнения Дози ровка Методические указания
«Нейтральная позиция» И.П. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища. 1 – прижать поясницу к полу; 2 – 7 – задержаться в этом положении; 8 – И.П. 9 – выгнуть поясницу; 10 – 15 – задержаться в этом положении; 16 – вернуться в И. П.   6 раз На счет 1 и 9 выполняется выдох. На счет 2 – 7 и 10 – 15 выполняется вдох и задерживается дыхание. При выгибании поясницы должна образоваться «арка» между полом и спиной.
«Сотня» И.П. лежа на спине, ноги подняты вверх и согнуты в коленях под прямым углом. 1 – втянуть живот; 2 – 7 – наклон вперед прогнувшись; 8 – 15 – приподнять руки от пола; 6 раз На счет 1 сделать глубокий вдох и на медленном выдохе выполнить втягивание живота. На счет 2 – 7 выполняется медленный наклон вперед, который

Продолжение таблицы 8

    16 - вернуться в И.П. 6 раз начинается с постепенным подниманием головы, шеи и лопаток на медленном выдохе. Спина и ягодицы должны быть прижаты плотно к полу. На счет 8 – 15 медленно опустить плечи вниз, колени сведены вместе.
«Плавание» И.П. лежа на спине, ноги врозь, руки вверху. 1 – поднять руки и ноги 2 – 7 – чередование смен рук и ног вверх и вниз 8 – И. П.   8 раз Руками и ногами тянуться вверх, сведенные лопатки тянуть вниз. Выдохи и вдохи выполняются на 5 ударов. Голову назад не запрокидывать.
«Захлёст одной и двумя ногами» И.П. лежа на животе, руки за спиной сцеплены в замок, локти на полу. 8 раз При выполнении пружинистых захлестов, пытаться пяткой ударить по

Продолжение таблицы 8

    1 – 2 – 2 пружинистых захлета назад правой; 3 – 4 – 2 пружинистых захлета назад левой; 5 – 6 – 2 пружинистых захлета назад двумя; 7 – 15 – выпрямить руки, потянуться назад; 16 – И.П.   ягодице. На счет 7 поднять верхнюю часть туловища и прогнуться в пояснице. Макушкой тянуться вверх, плотно свести лопатки.
«Перекаты на животе» И. П. лежа на животе, хват руками за ступни с наружной стороны, оттянуть носки. 1 – приподнять голову, грудь и колени от пола; 2 – 7 перекаты на; животе вперед и назад; 8 – И.П. 8 раз Вдох – перекат вперед, выдох – перекат назад.
«Растягивание мышц спины вперед» И.П. сед ноги врозь, слегка согнув колени. 1 – потянуться макушкой вверх; 2 – 5 – наклон вперед; 6 – 8 – медленно вернуться в И.П. 6 раз Ноги чуть шире бедер, стопы потянуть на себя, спина прямая. На счет 1 сделать вдох. Наклон вперед выполняется на выдохе, после

Продолжение таблицы 8

        подбородок. приблизить к груди и втянуть живот. Возращение в И.П. выполняется на вдохе. Вернувшись в И.П. потянуться макушкой вверх
Игра «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»   2 раза Цель: развитие внимания. Количество игроков может быть любым. Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово, а дети произносят его за ним: «Земля» — играющие принимают положение: руки в стороны; «Воздух» — играющие

Продолжение таблицы 8

        выполняют круговые движения руками назад. «Вода» — выполняются движения, имитирующие волны. Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним. Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.  
Игра «Узнай по голосу» 4 раза Играющие стоят в кругу, водящий выходит в середину круга, закрывает глаза. Ход игры:

Окончание таблицы 8

        «Мы немножко порезвились. По местам все разместились. Ты, Алеша, отгадай, кто позвал тебя узнай». Педагог указывает на одного ребенка. Тот окликает по имени. Если водящий угадывает говорящего игрока, то они меняются местами.

Приложение 2

Практические рекомендации - student2.ru

Рис. 5 Упражнение системы Пилатес «Перекаты на спине»

Наши рекомендации