Образование в эпоху российского Просвещения (2 часа)

1. Просветительские реформы Петра I в начале ХУШ века.

2. М.В.Ломоносов и его роль в области просвещения.

3. Влияние французского просвещения на школу и педагогическую мысль. Образовательная политика Екатерины П.

4. Реформы образования в России в конце ХУШ века.

5. Просветительская деятельность Н.И.Новикова.

Литература:

Антология педагогической мысли России ХУШ в. /Вступ.ст. И.А.Соловкова.- М., 1985

Богданов А.П. Борьба за организацию Славяно-греко-латинской академии //Сов. Педагогика.- 1989.- №4

Горшкова Е.А. Воспитательные дома и приюты в Российской империи //Педагогика.- 1995.- №1

История воспитания и образования в России ХУШ века.- Ч.2 /Сост. Д.И.Латышина.- М., 1992

Каптерев П.Ф. История русской педагогии //Педагогика.- 1992.- №№ 9-10, 11-12; 1993. - №№ 1-6.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР ХУШ в. - первая половина Х1Х в. / Отв.ред. М.Ф.Шабаева.- М., 1973

Романова Г. Екатерина П о воспитании наследников престола //Воспитание школьников.- 1995.- №№ 5, 6

Сазонова Л.И. Восточнославянские академии ХУ1-ХУШ вв. //Педагогика.- 1995.- №5

Лекция 3.

Реформы и контрреформы в отечественном

Образовании Х1Х века (2 часа)

1. Общая характеристика развития образования в России в Х1Х веке.

2. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования, ее противоречивость. Контрреформы образования после разгрома восстания декабристов.

3. Школьные реформы 60-х годов Х1Х века. Контрреформы 70-80-х годов.

4. Сравнительная характеристика развития начальной, средней и высшей школы в Х1Х в.

Литература:

Нечаев Н.Н., Князев Е.А. Реформы и контрреформы: из истории российских университетов //Народное образование.- 1991.- №3

Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды //Избр. Пед. соч. - М., 1982.

Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики.- М., 1994. - С.109-128

Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли.- М., 1995.- С.59-89

Семинар №1.

Нерусская школа в России. Развитие школы и педагогики татарского народа.

(2 часа)

1. Политика царизма в области просвещения нерусских народов. Система Н.И.Ильминского

2. Исторические корни татарского национального просвещения

3. Среднее и высшее образование у татар.

4. Кадимистские и джадидистские медресе. Становление светского образования у татар в конце ХIХ – начале ХХ вв.

5. Возникновение и развитие татарского просветительства

6. Прогрессивный татарский просветитель Ш.Марджани

7. Просветительская деятельность Х.Фаизханова

8. Просветительская деятельность и педагогические взгляды К.Насыри

Литература:

1. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М., 1982. – Гл.26

2. Мифтахов З.З.Курс лекций по истории татарского народа. Казань, 1998.

3. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. – Казань, 1975

4. Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана. – Казань, 1998

5. Насыри К. Книга о воспитании //Избр.произведения. – Казань, 1977. – С.80-100

6. Даутова Г.Ж. Видные просветители второй половины ХIХ века.- Казань, 1997

Семинар №2.

Педагогика К.Д.Ушинского (2 часа)

1. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского.

2. Педагогическая концепция К.Д.Ушинского. Развитие педагогики как науки и искусства. Антропологическая концепция Ушинского.

3. Идея народности - центральная идея педагогического учения Ушинского.

4. Разработка Ушинским вопросов дидактики. Учебные книги К.Д.Ушинского

5. Ушинский о подготовке учителя

Литература:

1. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – Гл.14

2. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д.Ушинского.- М., 1950

3. К.Д.Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге /Под общей ред. Е.Белозерцева. – М.: «Роман-газета», 1994

4. Человек в педагогической системе К.Д.Ушинского. – Курск, 1995

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО 2 МОДУЛЮ

1. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н.Толстого

2. Педагогические взгляды П.Ф.Каптерева

3. Развитие теории обучения в трудах В.П.Вахтерова

4. Концепция физического воспитания П.Ф.Лесгафта

5. Теория свободного и космического воспитания К.Н.Вентцеля

6. Сделайте сравнительный анализ требований к учителю в трудах Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, В.П.Вахтерова, П.Ф.Лесгафта и К.Н.Вентцеля. Подтвердите свои доводы цитатами из работ этих педагогов.

7. Сравните позиции П.Ф.Каптерева и сторонников свободного воспитания. Принимаете ли Вы критику идей свободного воспитания П.Ф.Каптеревым? Как ее могли бы опровергнуть сторонники педагогики свободного воспитания?

Модуль 3.

Лекция 1.

Отечественная школа и педагогика

В послеоктябрьский период (2 часа)

1. Основные направления строительства советской школы и педагогики после революции 1917 г.

2. Изменения в содержании, организации и методах учебно-воспитательной работы школ в 20-е гг.

3. Развитие советской школы в 30-40-е гг.

Литература:

Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994

Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики.- М., 1994. - С. 121-136

Королев Ф.Ф. Развитие основных идей советской педагогики.- М., 1969

Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики. 1917-1987.- М., 1987

Очерки истории школы и педагогической науки в СССР (1917-1980).- М., 1986

Проблемы истории советской школы и педагогики: В 3-х ч. - М., 1990

Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли.- М., 1995.- С.59-89

Степашко Л.А. Отечественная педагогика советского периода: попытка осмысления //Педагогика.- 1993.- №6

Лекция 2.

Наши рекомендации