Образование в эпоху российского Просвещения (2 часа)
1. Просветительские реформы Петра I в начале ХУШ века.
2. М.В.Ломоносов и его роль в области просвещения.
3. Влияние французского просвещения на школу и педагогическую мысль. Образовательная политика Екатерины П.
4. Реформы образования в России в конце ХУШ века.
5. Просветительская деятельность Н.И.Новикова.
Литература:
Антология педагогической мысли России ХУШ в. /Вступ.ст. И.А.Соловкова.- М., 1985
Богданов А.П. Борьба за организацию Славяно-греко-латинской академии //Сов. Педагогика.- 1989.- №4
Горшкова Е.А. Воспитательные дома и приюты в Российской империи //Педагогика.- 1995.- №1
История воспитания и образования в России ХУШ века.- Ч.2 /Сост. Д.И.Латышина.- М., 1992
Каптерев П.Ф. История русской педагогии //Педагогика.- 1992.- №№ 9-10, 11-12; 1993. - №№ 1-6.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР ХУШ в. - первая половина Х1Х в. / Отв.ред. М.Ф.Шабаева.- М., 1973
Романова Г. Екатерина П о воспитании наследников престола //Воспитание школьников.- 1995.- №№ 5, 6
Сазонова Л.И. Восточнославянские академии ХУ1-ХУШ вв. //Педагогика.- 1995.- №5
Лекция 3.
Реформы и контрреформы в отечественном
Образовании Х1Х века (2 часа)
1. Общая характеристика развития образования в России в Х1Х веке.
2. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования, ее противоречивость. Контрреформы образования после разгрома восстания декабристов.
3. Школьные реформы 60-х годов Х1Х века. Контрреформы 70-80-х годов.
4. Сравнительная характеристика развития начальной, средней и высшей школы в Х1Х в.
Литература:
Нечаев Н.Н., Князев Е.А. Реформы и контрреформы: из истории российских университетов //Народное образование.- 1991.- №3
Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды //Избр. Пед. соч. - М., 1982.
Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики.- М., 1994. - С.109-128
Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли.- М., 1995.- С.59-89
Семинар №1.
Нерусская школа в России. Развитие школы и педагогики татарского народа.
(2 часа)
1. Политика царизма в области просвещения нерусских народов. Система Н.И.Ильминского
2. Исторические корни татарского национального просвещения
3. Среднее и высшее образование у татар.
4. Кадимистские и джадидистские медресе. Становление светского образования у татар в конце ХIХ – начале ХХ вв.
5. Возникновение и развитие татарского просветительства
6. Прогрессивный татарский просветитель Ш.Марджани
7. Просветительская деятельность Х.Фаизханова
8. Просветительская деятельность и педагогические взгляды К.Насыри
Литература:
1. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М., 1982. – Гл.26
2. Мифтахов З.З.Курс лекций по истории татарского народа. Казань, 1998.
3. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. – Казань, 1975
4. Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана. – Казань, 1998
5. Насыри К. Книга о воспитании //Избр.произведения. – Казань, 1977. – С.80-100
6. Даутова Г.Ж. Видные просветители второй половины ХIХ века.- Казань, 1997
Семинар №2.
Педагогика К.Д.Ушинского (2 часа)
1. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского.
2. Педагогическая концепция К.Д.Ушинского. Развитие педагогики как науки и искусства. Антропологическая концепция Ушинского.
3. Идея народности - центральная идея педагогического учения Ушинского.
4. Разработка Ушинским вопросов дидактики. Учебные книги К.Д.Ушинского
5. Ушинский о подготовке учителя
Литература:
1. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – Гл.14
2. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д.Ушинского.- М., 1950
3. К.Д.Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге /Под общей ред. Е.Белозерцева. – М.: «Роман-газета», 1994
4. Человек в педагогической системе К.Д.Ушинского. – Курск, 1995
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО 2 МОДУЛЮ
1. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н.Толстого
2. Педагогические взгляды П.Ф.Каптерева
3. Развитие теории обучения в трудах В.П.Вахтерова
4. Концепция физического воспитания П.Ф.Лесгафта
5. Теория свободного и космического воспитания К.Н.Вентцеля
6. Сделайте сравнительный анализ требований к учителю в трудах Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, В.П.Вахтерова, П.Ф.Лесгафта и К.Н.Вентцеля. Подтвердите свои доводы цитатами из работ этих педагогов.
7. Сравните позиции П.Ф.Каптерева и сторонников свободного воспитания. Принимаете ли Вы критику идей свободного воспитания П.Ф.Каптеревым? Как ее могли бы опровергнуть сторонники педагогики свободного воспитания?
Модуль 3.
Лекция 1.
Отечественная школа и педагогика
В послеоктябрьский период (2 часа)
1. Основные направления строительства советской школы и педагогики после революции 1917 г.
2. Изменения в содержании, организации и методах учебно-воспитательной работы школ в 20-е гг.
3. Развитие советской школы в 30-40-е гг.
Литература:
Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994
Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики.- М., 1994. - С. 121-136
Королев Ф.Ф. Развитие основных идей советской педагогики.- М., 1969
Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики. 1917-1987.- М., 1987
Очерки истории школы и педагогической науки в СССР (1917-1980).- М., 1986
Проблемы истории советской школы и педагогики: В 3-х ч. - М., 1990
Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли.- М., 1995.- С.59-89
Степашко Л.А. Отечественная педагогика советского периода: попытка осмысления //Педагогика.- 1993.- №6
Лекция 2.