Урок – суд. Русский язык. 2 класс
Тема: Безударная гласная в корне слова.
Цель: учить грамотному письму.
Задачи: расширение знаний учащихся о безударной гласной в корне слова; правописание словарных слов; развитие логического мышления и связной речи, внимания; воспитание интереса к предмету; воспитание ответственного отношения к учёбе.
Оборудование: веера с гласными буквами; костюмы для прокурора, судьи, адвоката; рисунки с изображением птиц: сорока, ворона, воробей, дятел, снегирь, синица; игрушки свиньи, козы, лошади и карточки с соответствующими словами.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок - урок-суд. Какую орфограмму мы будем судить, вы узнаете из минутки чистописания.
2. Чистописание.
Посмотрите на доску. Обратите внимание на соединение элементов букв. Какие буквы увидели в соединениях?
ибиеизиуидиаириниыие игилиаисиниыие
Прочитайте и запишите, спрятанные здесь слова.
Кто может назвать тему нашего необычного урока?
3. Тема урока.
У: Прошу всех встать! Суд идёт! Объявляется состав суда:
Судья – (учитель)
Прокурор – (ученик старших классов)
Адвокат – Ученик старших классов)
Подсудимые – безударные гласные в корне.
Прокурор: Сколько можно говорить о безударных гласных?! Я считаю, хватит мучить детей!
Пусть как слышат, так и пишут!
Адвокат: А я считаю, что проверять безударные гласные надо! Иначе все будем безграмотными.
Судья-У: Прошу подойти сюда свидетелей ( Вызывает 6 учеников) На книге законов («Русский язык») поклянитесь говорить правду и только правду.
Свидетели: Клянёмся!
С-У: Прошу получить документы, ознакомится с их содержанием. Выполнить задания и сдать суду.
(Дети работают по карточкам.)
Прокурор: В суд поступило заявление от птиц.
« Мы страдаем больше всех. Наши названия постоянно пишут неправильно.»
С – У: Сейчас разберёмся! Скажите мне, ребята, как называются эти птицы?
(Учащиеся называют птиц на рисунках)
Вот видите, ребята назвали всех птиц правильно.
П: Но пишут их названия совсем по-другому.
С-У: Скажите тогда по слогам как правильно писать названия этих птиц?
Дети: Со- ро- ка, во- ро- на, дя- тел, во- ро- бей, сне- гирь, си- ни- ца.
С-У: Попрошу всех сесть и записать названия этих птиц по памяти, а я посмотрю все ли запомнили правильно? (Проверка работы).
В каких словах безударный гласный можно было проверить? А что нужно делать с остальными словами?
А: А вот ещё доказательство того, что дети знают и умеют проверять безударные гласные. Об этом говорят сданные мне документы. (Читает фамилии и оценки).
П: Не верю! Предлагаю выполнить следующее задание. Отгадайте загадки:
Пятак есть, а ничего не купить.
(Выставляется игрушка и карточка св_ нья)
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова.
(Выставляется игрушка и карточка к_за)
( Последнее слово выбирает ученик: с закрытыми глазами определяет
игрушку. Л-шадка).
С- У: Задание: записать слово, вставив безударную гласную. Записать проверочное слово. Каким правилом надо пользоваться, выполняя это задание?
Самостоятельная работа. Проверка с использованием вееров
Свинья - свиньи
Коза – козы
Лошадка - лошадь
С-У: Теперь послушаем подсудимых – безударные гласные.
Подсудимые (Ученики с буквами А, О, Е, И, Я)
Безударный – хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно!
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье.
Чтоб развеять все сомненья!
С-У? Следующее задание. Запишите под диктовку слова. Докажите, какие из них являются проверочными. Это поможет разбирательству.
Боль, болит, болеет.
Свет, светло, светлеет.
Тёмный, темнота.
Как называются слова, имеющие общую часть? Выделите корень!
Прокурор. А я попрошу усложнить задание и провести следственный эксперимент.
На доске слова: ст_лы, шк_фы, ш_ры, м_сты, тр_ва, в_лна.
Задание: 1-й вариант выпишите слова с безударной гласной А
2-й вариант выпишите слова с безударной гласной О.
_ Теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте задание у своего соседа и поручитесь, что задание выполнено верно.
Адвокат. Следственный эксперимент доказал, что ребята умеют проверять безударные гласные. Давайте поиграем в игру «Не ошибись». Я называю слово, а вы показываете на веере безударную гласную и проверяете её: село, гнездо, сосна, зима, вода, беда, число.
С-У: Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать!
Посовещавшись, мы пришли к единому мнению:
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ОПРАВДАТЬ И ПОСТОЯННО ИХ ПРОВЕРЯТЬ!
Пивторак Татьяна Ивановна
Урок – путешествие. 3 класс.
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Цель: закрепить знания о собственных и нарицательных именах существительных
Задачи: формировать устойчивый навык правописания собственных и нарицательных имён существительных; развивать умение выделять в речи имена существительные; развивать наблюдательность, внимание, речь, память; воспитывать любовь к Родине, казахстанский патриотизм; прививать интерес к предмету.
Оборудование: учебник, чистые конверты, физическая карта Казахстана,
видеодвойка, слайды с видами Астаны.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой.
Чтобы научиться писать грамотно, вам придётся запомнить немало правил русского языка и научиться применять эти правила на практике. У вас непременно всё получится. Главное….
Но лучше послушайте совет попугая в шуточном стихотворении поэта
В. Левина.
Один прилежный ученик, владелец попугая,
Уроки выполнять привык, учебники ругая:
- Сижу над каждым день за днём,
Чтоб выучить страницу в нём,
Но в памяти страница не хочет уложиться.
Не удержался попугай, и так заговорил он:
- Ты не учебник свой ругай, а сам себя, зубрила!
Долбёжкой мало, что возьмёшь – я это знаю точно.
А то, что хорошо поймёшь, ложиться в память прочно.
Неглуп был этот попугай – он опытная птица,
Его почаще вспоминай – в ученье пригодится.
3. Тема урока.
1) Давайте послушаем разговор двух девочек.
- Какие имена существительные называются собственными?
- Ты что, не помнишь? Мы же уже учили. Это имена и фамилии людей, клички животных, географические названия.
- Как они пишутся?
- Они пишутся с большой буквы.
- А остальные существительные?
- Остальные существительные называются нарицательными. Они пишутся с маленькой буквы.
У. Я предлагаю вам, ребята, отправится в путешествие, чтобы закрепить знания о собственных и нарицательных именах существительных. Мы отправляемся в тур по Казахстану. Это путешествие поможет нам лучше узнать свою Родину. И посвящаем мы его празднованию Дня Независимости.
2) Чистописание.
Н // К // В //
16 декабря – День Независимости Казахстана.
3) Самостоятельная работа.
В туристическом агентстве нужно заполнить анкету данных о себе.
Упр. 224.
Какие существительные вы написали с большой буквы?
4) Анкеты отправим почтой. Для этого давайте поучимся правильно подписывать конверт.
Учитель выставляет макет конверта на доску, учащиеся подписывают конверты.
5) Словарная работа.
В туристической путёвке есть географические названия, написание которых нельзя проверить
Работаем со словарём (стр.147). Выпишите из орфографического словарика имена собственные, поставьте ударение, подчеркните непроверяемые орфограммы.
У доски 1 ученик.
Проверка: Алматы, Астана, Байконур, Казахстан.
6) Игра «Знаешь ли ты географические названия нашей республики?»
По географической карте передвигаем самолёт над реками, над озёрами, городами.
Упр.226.
Озёра: Балхаш, Зайсан. Тенгиз, Алаколь, Сасыкколь.
Реки: Иртыш, Есиль, Или, Каратал, Урал, Тобол.
Города: Кокшетау, Павлодар, Костанай, Тараз, Атырау.
Загадка о городе Алматы.
7) Выборочное письмо упр. 229.
8) У.Наш самолёт совершил посадку в столице нашей Родины городе Астане.
Много красивых улиц и проспектов уже построено и продолжает строиться. Хорошеет столица день ото дня. Как пишутся названия улиц, площадей, проспектов?
Видеоэкскурсия по Астане.
запись в тетради: Площадь Согласия
проспект Республики
проспект Победы
ул. Московская Ауэзова
4.Итог урока. Правило стр.99
5. Домашнее задание. стр.102 упр.230 , правило стр. 99.
Гирш Татьяна Ивановна Урок – игра. 4 класс.
Тема : Закрепление об имени прилагательном.
Цель: закрепить знания об имени прилагательном как части речи.
Задачи: учить, точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
Формировать навыки правописание родовых окончаний имён прилагательных.
Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
Воспитывать интерес к предмету, желание трудиться, самостоятельность, аккуратность. Чувство гордости за выполненную работу.
Оборудование: карточки со словами, тетради с домашним заданием, мягкие игрушки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы урока
Сегодня мы проводим урок в форме игры «Счастливый случай». Продолжим учиться красиво писать, будем думать и рассуждать. Сегодня встретятся команды друзей-товарищей. Наша задача выявить лучших знатоков в каждой команде. За правильный ответ даётся жетон. Итак чтобы начать командам нужно дать названия для этого вспомним названия частей речи.
Команды получают названия частей речи.
3.Минутка чистописания.
Какая буква похожа на лесной шалашик? Дайте характеристику этому звуку. Будем писать строчную букву с элементами скорописи.
4.Словарная работа.
Записать существительное и к нему приписать прилагательное.
1команда – ягода. 2команда – урожай. 3команда – полотенце.
Определить род, число прилагательных.
5. Тема урока.
У. А теперь мы можем начинать игру.
Первый гейм – прочитайте слова, определите части речи, запишите их и придумайте к ним прилагательные. Определите род и число прилагательных.1 команда- Хлеб. 2команда- Яблоко.3команда- Поляна.
Второй гейм -«Домашнее задание»
Каждая команда читает и объясняет по одному предложению из домашней работы.
6.Физкультминутка. Учитель читает слова если встречаются прилагательные, то дети приседают.
Третий гейм - «Спешите видеть» . Зрительный диктант. Прочитать, вставить пропущенные буквы. Записать под диктовку, подчеркнуть прилагательные, определить род.
Вот уж сне_ последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцв_тает,
И з_вут дру_ друга жур_вли.
Четвёртый гейм - «Кто больше».
1 команда – прилагательные муж .рода
2 команда – прилагательные ж. рода.
3 команда – прилагательные ср.рода. По очереди записывают слова на доске. Кто больше за одну минуту.
Пятый гейм - «Кто лучше». Учитель показывает игрушки, дети их описывают и записывают прилагательные в тетрадь.
7.Итог урока. Подсчитываются жетоны, выявляются лучшие знатоки прилагательных.
Нижник Елена Викторовна.
Ру сский язык. Урок-проект. 2 класс.
Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова .
Цель: закрепить навык проверки парных звонких и глухих согласных в корнях слов.
Задачи: Формировать умения находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные;
Развивать мышление, речь, орфографическую зоркость, каллиграфический навык, воображение; расширять кругозор;
Воспитывать интерес к чтению, познавательный интерес к предмету
Оборудование: буклет, волшебная палочка, вопросы на карточках, рисунок паровоза, надписи с названиями сказок, иллюстрации к сказкам
Ход урока.
1. Организация класса
- Любите ли вы сказки? Почему вы их любите?
- Какие виды сказок вы знаете?
- А если бы была возможность побывать в Стране сказок, вы бы ею воспользовались?
Так вот эту возможность я вам сегодня и предоставляю. Мы с вами совершим прогулку по Стране сказок и на память об этом сделаем буклет.
2. Сообщение темы урока.
Отправляемся в Страну сказок на весёлом паровозике
- Традиционно наш урок продолжит минутка чистописания.
Прочитайте сочетания букв на картинке. Какие соединения мы используем?
Задание: правильное написание парных согласных
3. Актуализация знаний
- Поверьте, путь в Страну сказок нелегкий. Так как мы совершаем прогулку на уроке русского языка, вам придется использовать ваши знания. У меня в руках волшебная палочка. На кого она укажет, тому и вопрос достанется по повторению (вопросы на карточках)
* Что такое корень?
* Что такое окончание?
* Какие слова называются однокоренными?
* Как найти окончание?
* Как проверить безударные гласные?
* Какие слова называются родственными?
- Это, ребята, билеты в Страну сказок. Мы садимся в этот веселый поезд и едем в гости. По ходу путешествия будем делать записи и в тетради, и в оценочном листе
Возьмите полоски, закрасьте первый квадратик в нужный цвет.
4. Каллиграфическая минута
- Предлагаю вам на память зарисовать узор, который есть на поезде. Ведь, правда, он красивый? (записывают узор из букв)
- Вам этот узор ничего не напоминает? (парные согласные)
- Какие согласные состоят в парах? (звонкие и глухие)
- Все ли пары здесь есть? Сколько должно быть пар согласных? Назовите их.
5. Тема урока.
- Скажу вам по секрету, что сегодня мы с вами должны работать именно по этой теме. Но что вы уже знаете по ней? Как проверить парный согласный на конце слова?
Дети: Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после этой согласной стоял гласный.
А) - Пока, ребята, мы с вами проверяли ваши знания, наш поезд приехал в сказку… . Угадайте в какую?
А дорога – нелегка,
А корзинка – тяжела.
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
- В какую сказку прибыли? («Маша и медведь» - приклеиваю название на 1ю страничку буклета)
- Кто самый внимательный ученик – есть ли в названии сказки известные вам орфограммы?
- Какие слова записываем ? (Маша , медведь . )
- А на этой станции сказочные герои вам приготовили вот такое задание:
- Подчеркните парные согласные. Где находятся парные согласные, которые требуют проверки? (на конце слова и в середине, или можно сказать: в корне)
- Повторите правило, как проверить парный согласный.
- Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после этой согласной стоял гласный.
- А это правило годится для проверки парных согласных, которые стоят в корне слова?
- А теперь через тире запишите проверочные слова, пользуясь правилом. Не забывайте подчеркивать парные согласные!
- Пора в путь! Приклеим на память фотографию героев этой чудесной сказки и поедем дальше!
Ф и з м и н у т к а
- Давайте покажем, как двигается наш поезд. Чух – чух – чух! Быстрее! Все! Приехали!
Б) - А эта сказка замечательна тем, что только дружба помогла ее героям справиться с трудностями, вернее, трудность. Вот такой:
Вот она какая,
Большая-пребольшая!
Вытащить ее решили,
Вшестером ее тащили.
Но уселась крепко.
Кто же это? (репка) (приклеиваю название)
- Какое слово запишем ? (РЕПКА)
А вот и задание от самого маленького, но сильного героя. Кого? (мышки)
Соедини проверочное слово с проверяемым и вставь пропущенную букву.
моро__ утюги
сугро__ морковочка
утю__ морозы
арбу__ сугробы
морко__ь флаги
фла__ арбузы
- Приклеиваем фотографию на память и трогаемся! Показываем, как мы двигаемся: Чух-чух-чух!
В) – А вот и снова на месте!
Послушайте отрывок из сказки и угадайте ее.
«-А еще меня уверяли, - сказал он, - но уж этому я никак не могу поверить, что вы будто бы умеете превращаться даже в самых мелких животных. Ну, например, сделаться крысой или мышкой. Должен сказать по правде, что считаю это совершенно невозможным» («Кот в сапогах»)
- Верно! Кто подскажет, что дальше делать на этой остановке? (записать слова КОТ, САПОГИ )
- И хитрюга-кот вам приготовил задание. Он хочет, чтобы я вам продиктовала слова с парными согласными. Я диктую, но не просто слова, а словосочетания.
Душистый ландыш, теплый тулуп, глубокий ров, левый рукав, острый нож.
Все слова вам понятны? Что такое тулуп? ров? Устно назовите проверочные слова.
Выделите орфограмму.
- Фото на память и дальше! Все быстрее и быстрее мчимся мы вперед! Чух-чух-чух!
Г) – И снова мы в сказке. Название этой сказки зашифровано: ЗКОМОРО («Морозко»)
Что записываем? (МОРОЗКО )
- Фото на память и…вперед! Чу-ух! Чу-ух!
Д) – А в этой сказке есть одна цифра. И эта цифра похожа на кочергу. Что за цифра? (7) Что за сказка? В названии сказки есть слово с парной согласной! («Белоснежка и семь гномов») Выписываем слово… БЕЛОСНЕЖКА
Белоснежка и ее друзья дают такое задание:
- Выберите правильную букву из двух предложенных и запишите слово. Через тире напишите проверочное слово. (Дети работают «цепочкой»)
Обе(д,т), пиро(к,г), ле(в,ф), ры(п,б)кА, ду(п,б)ки, ко(в,ф)та.
- Фото на память и… домой!
6. Итог.
- Посмотрите на наш буклет. Красивый? Но так мало сказок здесь! Вообще сказок существует очень много, но урок длится всего 45 минут. Но зато вы можете устроить самостоятельную встречу со сказками! Каким образом? Пойти в библиотеку, взять книги со сказками и прочесть их. А зачем читать сказки? Чему учат нас сказки?
- Итак, кто вспомнит, с какой темой мы работали весь урок? (правописание парных согласных на конце и в корне слова)
Как проверить парный согласный?
Оценки за урок.
Домашнее задание .
Белоброва Татьяна Петровна