Технология проблемного обучения. Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются
Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности
Проблемная ситуация (или ситуация проблемности) возникает тогда, когда имеет место противоречие между знанием и незнанием. Она всегда характеризуется новизной.
Проблема - это задача, не имеющая стандартного решения, т.е. она решается не по схеме, алгоритму или образу. Поэтому проблема - это прежде всего поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний. В обучении это будет такая задача, для решения которой необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.
21. Программированное обучение и его особенности.
Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некой программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения — прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов. Дидактические принципы программированного обучения: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность.
22. Игровые технологии: общая характеристика.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений – на уроках математики, драматизированные отношения героев – на уроках чтения, истории. Например, при изучении темы «Одежда в разные времена» дети получают домашнее задание по истории: одеть бумажных кукол в одежду разных эпох, вырезать из бумаги, раскрасить, придумать диалоги для беседы..
23.Деловая игра используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность учащимся понять различные позиции в решении проблем. Деловые игры применяются для имитационного моделирования реальных механизмов и процессов. При этом отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, соперничества (конкуренции) между различными решающими сторонами. В деловой игре могут моделироваться отношения конкурентной борьбы или взаимодействия, а также отношения соревнования между сторонами
Технология деловой игры: I этап подготовкиначинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта исостоит изпоследовательных операций: Выбор темы. Обязательным условием является то, чтобы используемый в игре материал имел практический выход на профессиональную деятельность.
Формирование целей и задач. Содержанием игровых целей является для участника успешное выполнение принятой роли, реализации игровых действий.
Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач, выбранной темы, состава участников и включает в себя план деловой игры и общее описание процедуры игры. 4. Диагностика объективных обстоятельств. В данном случае рассматривается вопрос о том, где, когда и при каких условиях будет проходить деловая игра, т.е. оцениваются ее внешние атрибуты.
II этап проведения –процесс игры. С начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
III анализа, обсуждения и оценкирезультатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В результате педагог констатирует достигнутые результаты, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием воспитательной проблемы.
24. Особенности модульного обучения и рейтингового контроля.
Его сущность в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль — это целевой функциональный узел, в ко тором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняю щихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем управлять учением. Модуль состоит из циклов уроков (двух- и четырехурочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру.
25. Методы и средства обучения.
Средства обучения - источник получения новых знаний, формирования умений и навыков: Простые средства: а) учебники, хрестоматии, раздаточные материалы; б) визуальные средства - картины, карты, модели, реальные объекты и пр. Сложные средства: а) механические визуальные приборы - эпидиаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.; б) аудиальные средства - магнитофон, проигрыватель; в) аудиовизуальные - ТВ, видео, кинофильм; г) автоматизирующие процесс обучения - лингафонные кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети. В дидактике существуют следующие классификации методов обучения:а) по источникам передачи и характеру восприятия информации: словесные, наглядные и практические (С Петровский, Е Талант);б) по основным дидактическими задачами, которые необходимо решать на конкретном этапе обучения: методы овладения знаниями, формирование умений и навыков, применение полученных знаний, умений и навыков ( (М Данилов, Б Есипов));в) по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские (М Скаткин, И Лернер);
г) на основе внутреннего логического пути усвоения знаний: индуктивный, дедуктивный, традуктивний, аналитический, синтетический, сравнения, обобщения, конкретизации и выделения главного.Современный исследователь педагогики Ю Бабанский выделяет три большие группы методов обучения (каждая предусматривает несколько классификаций), в основу которых положены:
а) организацию и осуществление учебно-познавательной деятельности;б) стимулирование и мотивацию учебно-познавательной деятельности;в) контроль и самоконтроль учебно-познавательной деятельности
26. Формы организации обучения. Общая характеристика форм организации
Обучения.
три основные и наиболее распространенные формы обучения: классно-урочная, индивидуальная и лекционно-семинарская. Классно-урочная форма характеризуется разделением учеников на классы по критерию возраста и уровня подготовки, строгим соответствием заранее разработанному и утвержденному учебному плану, регламентированным чередованием и продолжительности занятий, в соответствии с расписанием, ведущей и руководящей ролью учителя, применением различных форм и видов творческой и познавательной деятельности. Лекционно-семинарская форма обучения рассчитана на людей, уже имеющих навыки самообучения и самообразования, имеющих осознанную мотивацию и стремление к получению знаний и способные к самостоятельному поиску и усвоению новой информации. индивидуальная форма обучения могут выступать репетиторы, призванные восполнять недостатки глубины школьного обучения по какой-либо определенной дисциплине.
27. Воспитание как педагогическое явление. Состояние воспитательной работы на современном этапе.
Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: первый - целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира; второй - соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий - присутствие определенной системы организуемых влияний. Воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.
28. Основные парадигмы воспитания.
Теории воспитания, по нашему мнению, они могут быть отнесены к одной из четырех парадигм.
Первую назовем парадигмой авторитарного воспитания.
Вторую — парадигмой природосообразного воспитания.
Третью — парадигмой воспитания в коллективе сверстников.
Четвертую — парадигмой индивидуального выживания в обществе риска.
Парадигма авторитарного воспитания. Это самая старая парадигма, она отражает характер воспитания в традиционном обществе. Ее ведущая черта — односторонняя связь воспитателя и воспитуемого, где первый всегда прав, а второй всегда должен верить ему и слушаться его. Здесь, в этой модели, реализуется важнейшая функция воспитания, состоящая в передаче от поколения к поколению накопленного знания, социальных ценностей и жизненного опыта. Парадигма природосообразного воспитания в воспитании надо действовать в соответствии с человеческой природой. Эта природа деятельна, потому стоит задача «сделать людей деятельными, находчивыми, старательными». Эта природа сложна, что затрудняет воспитание. И надо «укротить разнузданность неограниченной свободы…»Парадигма воспитания в коллективе сверстников Коллективизм как парадигмальная основа ряда воспитательных концепций означает использование ресурса, который есть в группе воспитуемых. Сверстники — необходимый круг для формирования навыков общения, взаимодействия, достижения результатов на основе синергии. Парадигма индивидуального выживания в обществе риска мы не можем опереться на традицию, религию, авторитет вождя и т. д. и теперь должны сами решать, что нормально и что нет. У нас для этого есть только собственные критерии. Человек создает «полностью индивидуальный жизненный проект», чтобы оставаться самим собой в изменчивой реальности
29.Цель, важнейшие общие закономерности и принципывоспитания.
цель – формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности.
Под закономерностями воспитанияпонимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности. Знание закономерностей воспитательного процесса необходимо по целому ряду причин:
во-первых, человек подчинен системе естественных законов, которые действуют объективно в конкретных условиях. Благодаря знанию закономерностей воспитательного процесса можно создать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием объективных законов (систем законов), а не вопреки им.
во-вторых, уяснение и учет закономерностей могут создать предпосылки для прогнозирования изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это также позволяет добиваться эффективного управления воспитанием со стороны руководителя.
Принципы воспитания– это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении. В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания.
30. Важнейшие задачи воспитания:
1. Нравственное развитие личности, предполагающее осознание факта существования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, воспитание моральных качеств и опыта нравственногоповедения.2. Формирование патриотизма и гражданственности, основанных на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории.3.Развитие самосознания личности как способности выделять себя из окружающей действительности в качестве самостоятельного субъекта культуры.4. Формирование трудовых и жизненных навыков как творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности, честности.5. Формирование ответственного поведения, проявляющегося в способности контролировать себя.6. Формирование здорового образа жизни, проявляющееся в отношении к своему здоровью как к ценности, умениях и навыках его сохранения и укрепления.
7. Развитие эмоциональной сферы личности ребенка, осуществляемое в первую очередь в интимно-родственных отношениях в семье, основанных на любви, заботе, теплоте, ненасилии.8. Развитие чувства прекрасного средствами природы, искусства, окружающей предметной среды, повышающими активность. 9. Развитие экологического сознания, предусматривающего создание условий для приобретения учащимися и молодежью соответствующих знаний и практического опыта решения проблем в данной области.
31. Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания.
Методы воспитания – способы, пути решения задач воспитания. Существует 5 методов воспитания: убеждение, упр-ие, пример, поощрение, наказание. 3 группы методов: 1.методы формирования познания (убеждение): объяснение, разъяснение, внушение. 2. методы организации деят-ти (упр-ие): упр-ие, приучение, поручение, 3.методы стимулирования (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.
Приемы воспитания – отдельное действие, напр-е на достижение цели (напр, создание эмоц настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками, переход на “вы” с учеником, когда ему делают замечание).
Средства воспитания- материальные предметы, пособия (игра, игрушки, ЭВМ, книги, спектакль).Современные технологии: 1. Воздействуют на воспит-ка по трем направлениям -на сознание, чувства и поведение; 2. ед-во воспитания (внешнего пед воздействия) и самовоспитания личности; 3. Сот-во семьи и школы; 4. Воспитание через систему конкретных воспит-ых дел. Методы воспит-я.: рассказ, объяснение, беседа, упраж-е, приучение, соревнование, поощрение, наказание. Классификация методов воспитания.а) Традиционно принятые - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение; пример.б) Инновационно-деятельностные (обусловленные внедрением новых воспитательных технологий) - моделирование; проектирование; алгоритмизация, творческая инвариантность и др.в) Неформально-личностные - воспитательное воздействие осуществляется через личностно-значимых людей, авторитетных из числа родственников, друзей, близких.г) Тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) - социально-психологические тренинги, деловые игры и т.д.
д) Рефлексивные - они основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности.
32. Гуманизация образовательного процесса является целью и средством формирования педагогического коллектива школы, развития личности педагога и учащегося. Педагогический коллектив школы строит свою деятельность на гуманистических принципах:обеспечение права личности на всестороннее развитие и самоопределение на основе признания самоценности индивидуальности каждого участника образовательного процесса; взаимодействие взрослых и детей на основе доверия, уважения к человеческому достоинству каждого, выполнение международной конвенции о правах ребенка,
гуманизация педагогического общения, отказ от авторитарных методов в обучении и воспитании; ценностное единство педагогического Коллектива; превращение педагогического пространства школы в комфортную среду, способствующую гармонизации внутреннего мира педагогов и учащихся, создающую атмосферу для творчества; реализация личностно-ориентированной модели обучения и воспитания учащихся. В основе реализации образовательной программы школы лежат ценности гуманистической педагогики:
установка на сотрудничество, духовное и эмоциональное единство взрослых и детей; вера в творческий потенциал как учащихся, так и педагогов; помощь учащимся в самопознании и творческой самоориентации; эмфатическое понимание, соучастие и сопереживание судьбам учеников; приоритет целей нравственного воспитания и формирования гуманистического мировоззрения учащихся; создание атмосферы для творческого самовыражения педагогов и учащихся.
33 Восп. система как социальное психолого-педагогическое образование
.В системе образования воспитание рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на создание условий: для становления системы жизненных смыслов и ценностей растущего человека; для включения подрастающих поколений в пространство культуры;
для осмысления ребенком цели своей жизни в соответствии с возможными путями развития; для включения учащихся в решение соответствующих их возрастным особенностям и возможностям проблем в различных сферах жизни.
Важнейшая задача воспитания формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Цель воспитанияопределяется как воспитание человека, готового и способного: к жизненному самоопределению в поликультурном пространстве города и региона; к гармонизации отношений с окружающим миром, решению жизненных проблем различной степени сложности; к созидательной деятельности; к самостоятельному выбору здорового образа жизни.
34. Содержание воспитаниявключает в себя следующие составляющие ценностносмыслового диалога ребенка с окружающим миром: диалог с самим собой: воспитание культуры жизненного и профессионального самоопределения, трудолюбия, становление внутренней гармонии подрастающего человека, успешное решение проблем, возникающих в процессе отношения с самим собой;
диалог с другим человеком: воспитание толерантности. культуры общения и взаимодействия; диалог с социумом: социализация, социальная адаптация, социальное творчество, направленные на воспитание этико-правовой культуры, гражданственности, обеспечивающее осознанное принятие и соблюдение нравственных установок;. диалог с миром природы: воспитание культуры здорового образа жизни, обеспечивающее заботу человека о своем здоровье и здоровье окружающего мира (экологическое благополучие).
Наличие данных составляющих обеспечивает целостность содержания воспитания, отражает всю полноту отношений (и соответственно проблем) человека с окружающим миром.
35. Технология воспитательного процесса.
Основной технологиейосуществления воспитательного процесса в школе является создание саморазвивающейся воспитательной системы (как совокупного субъекта, возникающего в ходе ценностно-смыслового диалога участников воспитательного процесса: учителей, учащихся, родителей), которая упорядочивает деятельность образовательного учреждения относительно целей воспитания, придает ей определенную ценностно-смысловую направленность и обеспечивает активное участие воспитанников в различных видах созидательной деятельности. Воспитательная система школы представляет собой комплексную технологию, включающую в себя систему упорядоченных локальных воспитательных технологий (решения определенных воспитательных проблем, форм воспитательной работы и воспитательных событий. воспитательных технологий, методов и приемов).
Воспитательная система школы основана на системе ценностных и мировоззренческих основ гуманистической педагогики и направлена на развитиеследующих качеств: гражданской ответственности, патриотизма;
внутренней культуры и духовных потребностей обучающ.
36. Условия эффективного применения воспитательных технологий
Под педагогическими условиями эффективного обучения целесообразно рассматривать совокупность мер и факторов, влияющую на все компоненты модели креативной направленности обучения и способствующую реализации в учебном процессе спроектированной преподавателем технологии креативного обучения. На основе теоретического анализа и по результатам экспериментального обучения правомерно выделить следующие педагогические условия, способствующие эффективной реализации разработанной модели креативной направленности обучения:готовность преподавателя к инновационной деятельности;постоянная интеграция педагогической креативности в учебно-воспитательный процесс вуза;соответствие преподавателя критериям, предъявляемым педагогу высшей школы XXI века как профессионалу и как личности;осуществление совместной творческой деятельности преподавателя и студентов;диагностическое целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала осуществляется с учетом принципов личностно-ориентированного подхода к образованию, аутентичности, активизации творческой деятельности студентов, квалификационными требованиями к подготовке специалистов в вузе и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования;
организация контроля и оценивания результатов деятельности студентов по изучаемой дисциплине осуществляется с помощью специально разработанных форм педагогического контроля, способствующих реализации творческой деятельности.
37. Социальное пространство — это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочего. Социум оказывает формирующее и развивающее влияние на человека через слагаемые социального пространства, и, в первую очередь, через контактные повседневные группы, в которых протекает его реальная жизнь. Основной перечень слагаемых социального пространства — семья, детский сад, двор, школа, спортивная секция, клуб, студия, студенческая, производственная группа и пр. Очередность их влияния на личностное становление индивидуальна, столь же индивидуальна и сила влияния на характер становления личности человека.
38. Роль семьи в воспитании ребенка не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семейное воспитание (как воспитательная деятельность родителей) — это взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития. В широком смысле семейное воспитание есть форма социализации и воспитания детей, соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев народа, семейно-бытовые условия и взаимодействие родителей с детьми, способствующее развитию их личности.
39.Основные принципы семейного воспитания:
— Гуманное отношение к ребенку.
— Оказание помощи ребенку, готовность создавать условия для его разностороннего развития.
— Вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи,
— Социальная направленность семейного воспитания.
— Оптимистичность, открытость и доверительность взаимоотношений в семье, в том числе с детьми.
— Последовательность и согласованность родителей в своих требованиях к ребенку.
— Запрещение физических наказаний и наказаний, морально унижающих ребенка. В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства.
Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает международная Конвенция ООН о правах ребенка (1989), ратифицированная Верховным Советом Республики Беларусь в 1990 году. Этот документ провозглашает право ребенка на жизнь и на родителей, а также право па особую заботу и помощь. На охрану прав детей и обеспечения их социальной защиты направлена президентская программа «Дети Беларуси» (06.01.1998), а также Закон «Основные направления государственной семейной политики РБ» Законы Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993), «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (2000)»
40. Педагогика правомерного поведения и личной безопасности.
Правомерное поведение и общественные интересы. Поскольку правомерное поведение есть поведение, соответствующее требованиям нормы, а норма отражает господствующие интересы, то в правомерном поведении находят свое опосредованное выражение – воля и интересы всего общества. В социально- правовом смысле правомерное поведение можно определить как общественно необходимое, желательное и допустимое, с точки зрения интересов общества, поведение граждан, а коллективов, состоящее в соблюдении норм права, гарантированное и охраняемое государством. Правомерное поведение и интересы субъектов. Связь правомерного поведения с личностными интересами можно охарактеризовать как сложную, разнообразную и многофакторную. Правомерное поведение может быть привычным, желаемым, должным или вынужденным в зависимости от ряда конкретных обстоятельств. Всякое поведение человека есть форма взаимодействия личности в социальной среде, мы можем выделить следующие этапы, или звенья, такого взаимодействия: а) формирование личности с определенной социальной ориентацией ;б) формирование у субъекта конкретной мотивации, связанной с совершением правомерного поступка; в) планирование поступка и принятие решений, включая совершение действий и наступление последствий. Формирование личности. Это сложный процесс взаимодействия личности и социальной среды. Личность человека, выступающая в единстве ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков формируется в процессе всей жизни и деятельности человека. Мотивация. Этап мотивации правомерного поведения заключается в том, что на основе потребностей и интересов субъекта, его планов и представлений формируется намерение совершить поступок, который имеет правомерный характер. Основой мотивации являются потребности и интересы
41. Педагогическая техника — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. Речь, слово воспринимаются другими в «обрамлении» сопровождающего их комплексанеречевых средств:мимики, жестов, позы, осанки, походки говорящего. В них столько же, а порой и больше, красноречия, искренности, доброты, уверенности или равнодушия, лживости, недоброжелательности, сомнения, сколько в словах. Мимика, пантомимика, поза, походка, осанка позволяют создавать впечатление о себе, повышать воздействие произносимых слов на собеседника, придавать им особый смысл. Они свидетельствует о значимости для говорящего произносимых слов, вере в то, что он говорит, интересе, его психическом состоянии, отношении к собеседнику и к себе, демонстрируют ряд имеющихся качеств. речевая техника начинается с элементарного — умения пользоваться словом, речью. Другое техническое умение — умение пользоваться выразительными возможностями речи: эмоциональной выразительностью (экспрессивностью). Слова, произносимые без выражения чувств, бесстрастно и равнодушно, многое утрачивают в своей смысловой и Бездейственной силе; лексической выразительностью — использованием точных, ярких, нестандартных, образных слов и словесных оборотов, синонимов, омонимов, терминов; грамматической выразительностью; звуковой выразительностью.
42.Педагогическая техника выполнения действий заключается в своей основе в технике владения человеком, педагогом словом, голосом, жестом, мимикой, позой, осанкой, походкой, одеждой, манерами. При выполнении педагогических действий дополнительно используются средства наглядности, учебные приборы, учебные устройства, учебное оборудование. Нередко педагогическая техника выполнения действий представляется в алгоритмизированном виде — как взаимосвязанный ряд используемых средств, приемов и операций, что облегчает ее освоение и использование. Педагогические действия — действия, направленные на решение педагогических задач и осуществляемые педагогическими средствами, методами и приемами. К таким действиям относятся :педагогическое наблюдение; педагогическое изучение человека (составление «педагогического портрета» в единстве его основных характеристик — воспитанности, образованности, развитости и обученное и группы; педагогический анализ ;педагогическое оценивание; педагогическое решение; разработка педагогического сценария предстоящего действия или проводимого мероприятия; педагогическое поведение; педагогическое общение; педагогическое воздействие; педагогическое требование; педагогическое консультирование.
43. Педагогическое общение представляет собой систему социально-психологического взаимодействия. В связи с этим можно выделить следующие виды общения: 1) общение педагога с отдельными учащимися; 2) общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом; 3) общение с коллективом в целом; 4) общение педагога через коллектив с отдельными учащимися. Причем эти виды общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются, взаимопроникают и т. п. В педагогической деятельности коллективность общения - это важнейшая закономерность педагогического общения.функции:формирование положительного отношения к педагогическим задачам обучения и воспитания;передача знаний, формирование на этой основе взглядов и жизненных позиций’;управление восприятием, вниманием, поведением и моральным климатом в группе;организация сотрудничества, воздействия друг на друга, отношения друг к другу и взаимопомощи;обеспечение положительной эмоциональной окраски деятельности, включая процесс сопереживания;упрочение знаний путем их проверки, обобщения и систематизации; формирование убеждений.структура: а) моделирование педагогом предстоящего общения с группой в процессе подготовки к занятию -прогностический этап;б) организация непосредственного общения с группой -начальный период общения; в) управление общением в педагогическом процессе;г) анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.
44. В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский. При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Демократический-педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению.
Педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Учитель (преподаватель), работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая с классом, т.е. фронтально, воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь всей совокупностью названных характеристик, выражается в органическом сочетании элементов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения. При этом педагогическое общение, включающее все перечисленные элементы, не является аддитивным образованием — оно имеет принципиально новое качество.
45. Особенности и причины конфликтов в пед. процессе. Виды конфликтов
В практике педагога больше интересует не столько устранение инцидента, сколько анализ конфликтной ситуации. Ведь инцидент можно заглушить путем «нажима», тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива. На данный момент педагогам достаточно часто не хватает культуры и техники взаимодействия с воспитанниками, что приводит к взаимному отчуждению. Человек с высокой техникой общения характеризуется стремлением не только верно разрешать конфликт, но и понять его причины. Все субъективные факторы, влияющие на конфликт, могут быть: характерологическими и ситуативными. К первым относятся устойчивые качества личности, ко вторым - переу