I. Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики
В О П Р О С Ы
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
По учебной дисциплине «Педагогика»
1. Педагогическая профессия и ее роль в обществе. Гуманистическая природа педагогической деятельности.
2. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Основные категории педагогики.
3. Развитие и воспитание личности. Движущие силы развития личности.
4. Характеристика факторов формирования личности, их взаимосвязь.
5. Современный школьник и особенности педагогической работы с ним.
6. Характеристика особенностей младших школьников. Специфика работы с учащимися начальной школы.
7. Психолого-педагогические особенности подростков и их учет в воспитательном процессе.
8. Возрастные особенности старшеклассников и их учет в педагогическом процессе.
9. Изучение личности учащихся и ученического коллектива. Цели, задачи и требования к организации этой работы. Общая характеристика методов педагогических исследований.
10. Роль семьи в воспитании детей. Взаимодействие семьи и школы в педагогическом процессе. Основные задачи, содержания и формы работы школы с семьями учащихся.
11. Педагогические способности. Способы их развития.
12. Профессиональное самовоспитание педагога. Методы самовоспитания.
13. Возникновение и становление педагогической профессии. Школа и воспитание в Древнем мире.
14. Особенности обучения и воспитания Средневековья.
15. Рост просвещения в Русском государстве в XVII веке. Реформы Петра I.
16. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса, его особенности.
17. Законы, принципы и правила воспитания. Характеристика основных принципов.
18. Методы воспитания в современной школе, их характеристика. Условия эффективного использования методов учителем.
19. Воспитание личности в коллективе. Педагогическое руководство коллективом учащихся. Учение А.С. Макаренко о коллективе.
20. Понятие о мировоззрении личности, его структура. Основные пути формирования научного мировоззрения.
21. Особенности организации нравственного воспитания школьников в современных условиях. Цели, содержание, формы и методы работы.
22. Организация трудового воспитания учащихся. Содержание и формы профессиональной ориентации школьников.
23. Воспитание эстетической культуры учащихся. Цели, методы, формы и средства эстетического воспитания.
24. Экологическое воспитание школьников. Цели, задачи, содержание, формы и методы работы.
25. Интеллектуальный труд и его роль в развитии личности.
26. Внешкольная и внеклассная воспитательная работа: задачи, принципы и формы организации.
27. Классный руководитель в современной школе. Содержание, формы и методы его работы.
28. Развитие дидактики как педагогической науки. Основные категории, предмет и задачи дидактики.
29. Обучение как компонент целостного педагогического процесса, его особенности и функции.
30. Звенья учебного процесса, их психолого-педагогическая сущность. Движущие силы обучения.
31. Законы и закономерности в обучении. Характеристика основных законов обучения.
32. Характеристика принципов обучения, пути их реализации на практике.
33. Содержание современного школьного образования. Нормативные документы, отражающие содержание образования. Закон РФ «Об образовании».
34. Общее понятие о методах, средствах и приемах обучения. Выбор методов обучения учителем при подготовке к уроку.
35. Классификация методов обучения в зависимости от источника знаний. Дидактические требования к их использованию.
36. Классификация методов обучения в зависимости от типа познавательной деятельности школьников, их дидактическая сущность.
37. Современные системы обучения, их характеристика.
38. Характеристика классно-урочной системы обучения. Пути её совершенствования в современных условиях.
39. Формы организации обучения, их характеристика.
40. Урок- основная форма организации учебного процесса. Типология к структуре урока.
41. Особенности современного урока. Пути их совершенствования.
42. Педагогические технологии: понятие, сущность и особенности их реализации их на практике.
43. Основы программированного обучения.
44. Педагогические технологии авторских школ. Характеристика одной из технологий (по выбору студента).
45. Технология развивающего обучения.
46. Дистанционное образование. Его характеристика.
47. Нетрадиционная форма проведения уроков, возможности их использования в начальной школе.
48. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся. Отметка и оценка, дидактические требования к ним.
49. Инновационные учебные учреждения, специфика их работы.
50. Современное образование в разных странах. Педагогические инновации.
51. Системный, личностный и деятельностный подходы в педагогике.
52. Понятие и цель дисциплины. Учитель и проблемы дисциплины в современной школе.
Пояснительная записка
Программа государственного экзамена по педагогике включает в себя вопросы теории и истории педагогики, методике воспитательной работы и основ педагогического мастерства.
Содержание программы ориентировано на положения «Закона Российской Федерации об образовании» и отражает ведущие тенденции развития современной педагогической науки и практики:
совершенствование теоретико-методологических основ образования; системное рассмотрение педагогических явлений и процессов; актуализация исторических достижений отечественной и мировой педагогической мысли; стимулирование творческого стиля деятельности педагога в рамках человекоцентристского подхода к образованию.
В этой связи, экзаменующиеся в своих ответах должны продемонстрировать:
- знание основных положений Закона РФ «Об образовании», важнейших направлений развития педагогической теории и практики, в том числе специфики современного рассмотрения и решения вопросов воспитания, обучения и развития младших школьников, подростков и старшеклассников;
- умение ориентироваться в исторической и современной научной литературе и передовом педагогическом опыте при обсуждении и характеристике различных профессионально значимых проблем; творчески реализовывать себя через систему личностных суждений и оценок конкретных педагогических явлений и ситуаций.
Основные требования к ответу студента – выпускника заключается в следующем: изложение материала строится по чёткому плану, раскрывающему сущность данного вопроса; раскрытию содержания вопроса предшествуют краткая обзорная характеристика его состояния в современной науке и практике; ответ по вопросу завершается обобщением, имеющим выход в педагогическую практику. В целом ответ должен свидетельствовать о готовности экзаменующегося к осуществлению педагогической деятельности в различных образовательных учреждениях.
I. Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики.