Проекты реформы средней школы
Министр народного просвещения Н.П. Боголепов в 1899 г. учредил Комиссию по подготовке реформы средней школы во главе с бывшим военным министром П. С. Ванновским. Всероссийское совещание, состоявшееся летом 1899 г., одобрило выработанные комиссией решения.
Выход Н.П.Боголепов видел в улучшении подготовки педагогов. При этом он выступал сторонником «развивающего обучения». Как отмечал министр – «основная мысль моей реформы заключается в том, чтобы каждый учитель имел в виду, прежде всего развитие мышления и начинал в этом отношении с развития в учениках умения наблюдать, сравнивать и классифицировать».
Другой целью Н.П.Боголепова была «национализация школы» - расширение и углубление изучения науки, природы, русского языка и быта.
Однако в это время резко обострилось положение в сфере высшего образования. На студенческие выступления с протестами против авторитарного университетского устава 1884 года, правительство ответило репрессиями. В 1899 г. были введены «Временные правила об отбывании воинской повинности воспитанниками высших учебных заведений», давшие право за участие в антиправительственных коллективных выступлениях исключать студентов из высшей школы и отдавать их в солдаты.
Осенью 1899 г. 183 киевских и 28 петербургских студентов за участие в сходках и студенческих «волнениях» отдали в солдаты. Желанного «умирения» не последовало, 14 февраля 1901 г. отчисленный за участие в волнениях студент П.В. Карпович выстрелом из револьвера смертельно ранил министра народного просвещения Боголепова. Проект реформы оказался неосуществленным.
Кризис образования признавался правительством: «Опыт последних лет указал на столь существенные недостатки нашего учебного строя, что Я признаю благовременным безотлагательно приступить к коренному его пересмотру и исправлению. Я избрал вас в сотрудники себе в деле обновления и устроительства русской школы» – провозгласил Николай II в рескрипте на имя генерала П.С. Ванновского от марта 1901 г. Став министром народного просвещения, П.С.Ванновский 5 апреля опубликовал «приказ», излагавший концепцию преобразований. «Реформа учебного строя» должна была «потребовать известного времени». Министр предлагал преподавательскому персоналу: «войти в ближайшее общение с учащеюся молодежью и, независимо от преподавания, споспешествовать воспитанию юношества на почве любви и сердечного к нему отношения». Учащейся молодежи он «приказал» — «с доверием относиться к мероприятиям правительства» и «дать властям возможность посвятить свое время и силы на устройство русской школы и учебного дела».
Летом 1901 г. комиссия под руководством Ванновского пришла к выводу, что государственная средняя школа должна быть единой, с общей программой обучения, тогда как земские школы имеют право создавать и функционировать по собственным программам. По проекту комиссии, срок обучения в средней школе – 7 лет. Первые 3 класса составляют законченный цикл – «низшая школа». Переход из низшей в среднюю школу считался недопустимым: среднее образование считалось излишним для непривилегированных сословий.
В средней школе за три года изучаются: Закон Божий, русский язык, отечественная и всеобщая история, география, арифметика, естествоведение, новые языки, рисование, черчение и чистописание. С 4-го класса средней школы производится разделение на две группы: одни ученики изучают естествоведение и графические искусства, другие — латинский язык. Общие предметы: Закон Божий, русский язык с логикой, литература отечественная и всеобщая, законоведение, отечествоведение, языки французский и немецкий, математика, физика, космография, история отечественная и всеобщая, география и естествоведение. По окончании гимназии с двумя древними языками могли поступать в университет, тогда как при поступлении на историко-филологические факультеты с одним латинским абитуриенты должны были выдержать экзамен по греческому языку.
Среднее образование согласно проекту комиссии Ванновского страдало многопредметностью и чрезмерными перегрузками учебного процесса (в каждом классе не менее 30 часов в неделю). Министр установил временный порядок введение реформы: в I и II классах новую программу ввели полностью, в III и IV классах отказались от греческого языка, но из-за воспитательного значения увеличили курс русской истории, а старших классов реформа вовсе не коснулась.
Одновременно министр Ванновский начал подготовку нового устава университетов и обратился к профессорской общественности с просьбой вносить предложения по его проекту. Однако его инициативы не встретили понимания и поддержки у императора, разделявшего идеи кн. В. П. Мещерского, ярого противника либеральных идей, выступавшего за сокращение университетского образования – была снижена норма приема евреев и воспрещен прием в университеты лиц, окончивших гимназии в окраинных учебных округах (1901). В результате П. С. Ванновский не получил поддержки и в среде вузовской общественности. В апреле 1902 г., не закончив ни в одной области начатых им реформ, Ванновский оставил пост министра народного просвещения.
С января 1915 —по декабрь 1916 г. министерство народного просвещения возглавлял граф Павел Николаевич Игнатьев (1870–1945), получивший в прессе прозвание «министр общественного доверия». Новый глава ведомства устраивал многих: Думу, Госсовет, земских деятелей и, в особенности, профессорско-преподавательский и педагогический корпус, пребывавший в унынии после разрушительной политики предшествующих министров народного просвещения Л.А. Кассо и А.Н. Шварца.
Основной проблемой всей системы народного просвещения империи оставалась ее неадекватность, хроническое запаздывание и несвоевременный характер ее реагирования на запросы общества системы высшей и средней школы. Интеллектуальное сообщество, да и большинство населения России давно готовилось к энергичному проведению реформы образования, хотя условия военного времени не позволяли изыскать необходимые средства для кардинальной реорганизации народного образования. От реформы ожидали решительного преодоления затяжного кризиса образования, вызванного политикой министерства народного «затмения». Реформа должна была удовлетворить высокие потребности весьма развитой науки, снискавшей признание по всему миру, должна была ликвидировать технико-экономическое отставание, ставшее причиной серьезных неудач царской армии на фронтах.
Проект реформы Игнатьева предполагал гуманистическое признание права не только школы, но и семьи в решении совместных воспитательных и образовательных задач. Выдающийся педагог П.Ф. Каптерев отмечал настоятельную необходимость союза школы и семьи: «Всякие попытки сближения семьи и школы должны быть приветствуемы. Школа и родители творят одно общее дело, поэтому нельзя смотреть на родителей, как на посторонний элемент. Их совместная дружная работа всегда желательна».
В решении масштабного вопроса реформирования Игнатьев пытался взвешенно решить, «какие факторы функционирования средней школы должны быть: устранены, изменены, вновь созданы». Ближайшие задачи министерства были вызваны обстоятельствами военного времени, перспективы – послевоенные мероприятия реформирования народного просвещения, следует решать сообразно с «завтрашним днем русской жизни». П.Н. Игнатьев полагал, что после войны на первый план выдвинутся «экономические вопросы и необходимо, чтобы профессиональное образование проникло во все слои населения в целях экономического освобождения России».
Отчетливо осознавая созревшие потребности промышленного и аграрного развития страны, Игнатьев и его последователи в 1915 г. начали проектировать реформу образования, основанную на парадигме модернизации. Предполагалось: введение всеобщего обязательного начального образования, расширение профессионального и специального образования, сокращение преподавания древних языков в гимназиях; расширения технического и агрономического образования. Проект реформы предполагал, в частности, трансформацию аксиологии образования на новой концептуальной основе формировать социокультурный идеал русского интеллигента – всесторонне развитого, высокообразованного, критически мыслящего человека, верного традициям своей Родины, способного к принятию самостоятельных решений, готового к практической деятельности на благо народа.
Новая аксиология изменяла цель обучения: если прежде школа рассматривалась лишь как подготовительная ступень к поступлению в университет, после реформы она должна приобрести общеобразовательный статус. Практическая направленность обучения становилась важной задачей функционирования средней школы, выпускники которой мыслились активными участниками социально-экономической сферы деятельности. Памятуя, что «основное правило науки о воспитании требует гармоничного развития всех способностей человека, как душевных, так и телесных», предполагалось изменить содержание обучения: изъять давно устаревшие учебные дисциплины и внедрить новые программы естественнонаучного и технического цикла, основы точных наук и предмета «ручной труд». Разработчики проекта реформы наряду с религиозным и рациональным содержанием образования отмечали необходимость физического, трудового и эстетического аспектов обучения школьников. Предполагалось, что труд будет не только преследовать цели профессионального обучения, но станет средством развития личности школьников. Трансформировалась и методика – планировалось применять активные методы обучения: опыты, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.
Летом 1916 года министр Игнатьев снова внес в Думу проект о введении всеобщего обучения. Однако и этот проект не получил законодательного оформления. Проекты реформ были отвергнуты правительством, не благоприятная ситуация во внутренней и внешней политики не позволили осуществить намеченное. В декабре 1916 г.Игнатьев был вынужден уйти в отставку.