Характеристика одной из классификаций (на выбор)
Классификация методов обучения многочисленна и многозначна. Одной из первых классификаций 1) источник передачи информации и характер ее восприятия были выделены 3. группы методов - наглядный (демонстрация, иллюстрация), практический (упражния, опыт), словестный (рассказ, беседа, лекция, дискуссия). 2. Ведущие дидактические задачи (метод приобретения знаний, методы формирования ЗУН.) 3. Характер учебно-познавательной деятельности учащегося. 4. Бабанский предложил классификацию методов обучения в которых 3 гуппы-а) метод организации и осуществления учебо-познавательной деятельности. б) метод стимулирования и мотивации учебно – позавательной деятельности. в) метод контроля и самоконтроля учебно – позавательной деятельности. Если в указананной классификации внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп: а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащегося: рассказ, объясние, лекция, метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала: б) методы закрепления изученного материала: беседа, работа с учебником, в) метод самостоятельной работы учащегося по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебной, лабараторной работы; г) метод учебной работы по применению знаний на практческой и выработке умений и навыков: упражнения лабараторных занятий; д) методы проверки и оценки ЗУН учащегося повседневневного наблюдения за работой учащегося, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставл.поурочного балла, контрольная работа, проверка домашнего задания, (Наглядный)Метод иллюстрации и демонстрации. В дидактике большая роль играет метод иллюстрации и демонстративно учебных пособий, который иногда называют еще иллюстративно-демонстрационным методом. Следовательно, сущность метода состоит в том, что в процессе обучения учитель использует иллюстративное, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрацию учебных пособий, которые могут, облегчать восприятие и осмысление изученного материала, выступать в качестве источника новых знаний. Обратимся к примерам. В VI классе по истории средних веков изучается тема о хозяйственном и общественном развитии Древней Руси. При ее изложении используются иллюстрации с изображениями средневекового города, сельскохозяйственных работ крестьян - земледельцев, усадьбы-двора феодала, одежды князей и бояр и так далее, На уроках математики, русского и иностранных языков демонстрируются различые таблицы и схемы, на уроках литературы используются портреты писателей и поэтов, иллюстрации, изображающие события или литературных героев. На уровне общей биологии, кроме таблицы и картин с изображениями растений и животных, показывают сами растения, гербарии. Как предупредить пассивность учащегося при устном изложении учебного материала и обеспечении активного восприятия новых знаний? Два дидактических условия: 1. само изложение материала учителем д\б содержательным в научном отношеии, живым и интересным; 2 в процессе устного изложения знания необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьника и способстующие поддержанию их внимания. Учитель создаёт проблемные ситуации, ставит перед учащимся познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия излагаемого материала, чтобы они акцентировали свое внимание на наиболее важных вопросах и составили план темы. Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащегося делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры, что изучали ранее. Методы обучения. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения. Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнение, самостоятельная работа, вопрос), а также методы их совместной работы (беседа). По источнику передачи знаний выделяют следующие методы: словесные: рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная, собеседование), дискуссия, лекция; работа с учебником (конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование); наглядные: методы иллюстрации (с помощью использования плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрации (опытов, телепередач, видео-; фильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ);практические: упражнение (устное, письменное, графическое, вос-производящее, тренировочное, комментированное, учебно-трудовое), лабораторная работа, практическая работа, дидактическая игра.И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин за основу своей классификации методов обучения взяли возрастание степени самостоятельности учащихся и предложили следующие типы методов обучения:объяснительно-иллюстрированный (информационно-рецептивный) – учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают;репродуктивный – ученик выполняет действия по образцу учителя;проблемного изложения – учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания;частично-поисковый (или эвристический) – учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем;исследовательский – ученики осуществляют поисковую творческую деятельность по решению новых для них проблем. Ю. К. Бабанский среди возможных основ классификации методов обучения выделил степень проявления поискового характера деятельности и разделил с данной точки зрения все методы обучения на методы репродуктивной, эвристической, исследовательской деятельности. Он предложил следующие основные группы методов обучения.Методы стимулирования и мотивации учения: познавательная игра, учебная дискуссия, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований. Методы организации и осуществления учебных действий: словесный, наглядный, практический; индуктивный, дедуктивный, метод аналогий; проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивный методы (инструктаж, объяснение, тренировка); самостоятельная работа с книгой, с приборами и др.Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, лабораторный, машинный контроль, методы самоконтроля. В.А.Онищук за основу классификации предложил взять дидактические цели и соответствующие им виды деятельности учащихся. В результате была получена следующая классификация методов обучения:коммуникативный метод, цель которого – усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы;познавательный, цель – восприятие, осмысление и запоминание нового материала;преобразовательный, цель – усвоение и творческое применение умений и навыков; систематизирующий, цель – обобщение и систематизация знаний;контрольный, цель – выявление качества усвоения знаний, умений, навыков и их коррекция. Выбор метода зависит от:- педагогической цели, особенностей науки и научной темы, материального обеспечения, методик преподавателя, времени изучения материала, познавательных возможностей учащегося, возможностей педагога.