История развития социально-педагогических идей в РБ
1.Во все времена общество ставило цель созидания человека в конкретно-исторических условиях и формировало систему, способную ее реализовать. Общеизвестно, что социальное развитие индивида обусловлено наследственностью, средой, воспитанием и обучением, а также самой активностью личности. В отечественной педагогической науке долгое время уделялось значительное внимание факторам целенаправленного, контролируемого воздействия на личность – обучению и воспитанию. На этом, по сути, строилась общественная система формирования личности, и вне поля педагогического влияния оказывался ее жизненный социум, семейно-соседская общность, местожительство, сфера общения человека, а также этнические, национальные, религиозные особенности, традиции и обычаи, да и в целом социально-экономические условия и духовные ценности общества. Большинство из перечисленных обстоятельств зачастую не связывались с проблемами обучения и воспитания. Тем самым игнорировался целостный подход к формированию личности в окружающем социуме и недооценивалась роль субъектной позиции самой личности. Это лишало в целом воспитательно-образовательный процесс естественной социальной сущности. 2. "реформаторскую" педагогику, которая базировалась на следующем: воспитание должно быть обусловлено самой жизнью, культурой общества: оно должно решать проблему практической подготовки человека к жизнедеятельности в обществе, осуществляться в реальной жизни, во взаимообусловленности мира ребенка со взрослыми; в основе воспитания – развитие потенциальных сущностных сил ребенка и полное доверие к нему. Признавалось также, что для реализации таких подходов необходимо прежде гуманизировать среду обитания личности, создав тем самым благоприятные условия для ее роста, развития и самореализации. Сам же воспитательный процесс должен осуществляться в открытой среде, опираясь на весь арсенал как стихийных, так и организованных факторов воздействия на личность. При этом роль педагогического действия заключается в том, чтобы содействовать личности в процессе ее социализации, построении отношений с обществом, окружающими людьми и с собой.
3.Формирование отечественной социальной педагогики приходится на 20-е годы. В этот период получают свое развитие как на теоретическом, так и практическом уровнях идеи связи школы с социальной средой, формируется система деятельности детских и молодежных объединений, внешкольных учреждений, основы работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, психо-физическом развитии. Однако эти идеи в массовую практику проникали слабо, да и в упрощенном виде.
4.Только в 70-е годы в связи с поиском выхода из очередного кризиса в области воспитания социум и его воздействие на личность опять стали предметом пристального внимания как ученых, так и практиков. И здесь практика опережает науку. Педагогическая практика привела к выводу о невозможности осуществления воспитательного процесса в изоляции от реальной среды, где протекает жизнь ребенка и его семьи. Создастся, так называемая "жековская педагогика", задачей которой стало воспитание ребенка после школы, в свободное время. Организуются клубы, комнаты по работе с детьми и молодежью по месту жительства. В школе вводится новая должность – организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, призванный решить проблему взаимодействия школы с окружающей ее средой, местом жительства ребенка, его семьей. Увеличивается штат освобожденных пионерских работников, организаторов летнего труда и отдыха детей, формируется корпус инспекторов по делам несовершеннолетних, методистов по различным направлениям воспитательной работы. По сути, эти категории работников и реализовали на практике социально-педагогическую деятельность.
5. Современный этап развития социальной педагогики характеризуется признанием на уровне государства необходимости создания и развития действенной и мобильной системы социально-педагогической и психологической помощи человеку независимо от возрастных барьеров. Эта система становится частью реализации социальной политики государства в сфере гуманизации социокультурной среды обитания человека, социального воспитания, а также оказания ей помощи и защита от воздействий неблагоприятных факторов окружающей среды. Таким образом, в современной обстановке, с одной стороны, повышается роль и ответственность личности за свои действия и поступки в обществе, с другой – ответственность и самого общества за подготовку человека к социальному функционированию в качестве полноправного субъекта.
Социальная педагогика и призвана содействовать личности в ее социализации, решать проблемы взаимоотношений личности и среды, личности и общества.
3.Особенности развития социальной педагогики как научного знания и как области практической деятельности.
Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Философия и социальная педагогика. Философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека. Социальная педагогика, исследуя свои проблемы, с большей или меньшей мерой осознанности исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обнаружить те или иные философские основания. Этика и социальная педагогика.Этика анализирует общие законы развития моральных представлений и отношений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность. Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.Социология и социальная педагогика.Социология – наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Социология социального воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социологии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи. Этнография, этнопсихология и социальная педагогика. Этнография изучает бытовые и культурные особенности народов. Этнопсихология – отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д. Социология и психология социального воспитания используют данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т.д. Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются в расчет данные этнографии и этнопсихологии. Этнические особенности необходимо учитывать при определении конкретных задач и содержания воспитания, при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспитания.Социальная и возрастная психология и социальная педагогика.Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Возрастная психология изучает возрастные особенности и динамику психики человека, а также возрастные факторы развития личности. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и виктимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.