УЭ 1.8 Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения

Содержание: Понятие о технологии конструирования педагогического процесса.

Педагог как стратег образовательного процесса. В чем состоят особенности планирования деятельности учителя-предметника. Этапы тематического планирования учебного материала учителем-предметником. Конструктивные действия учителя при подготовке к уроку (элементы плана урока). Поурочное планирование (цель, дидактический аппарат урока, проработка учебных ситуаций на уроке). План работы классного руководителя. Этапы его составления, структура. Виды деятельности учащихся, обязательно включаемые в план.

Задание к занятию:1. Что такое технология конструирования педагогического процесса? Назовите ее компоненты.2. Какую роль в конструировании технологии педагогического процесса играют диагностические умения педагога? Чем отличается оперативная диагностика от долговременной?3. Какова роль постановки цели в конструировании педагогического процесса?4. Какую роль в успешности результатов педагогического процесса играет педагогическое прогнозирование? Назовите и охарактеризуйте виды педагогического прогнозирования.5. Дайте характеристику методов педагогического прогнозирования. 6. Педагог как стратег воспитательного процесса? Задание для самостоятельной работы:1. Составьте словарь понятий в форме коллажа или глоссарияБазовые понятия: проектирование, конструирование, педагогический процесс, стратег воспитательного процесса2. Составьте памятку методов педагогического прогнозирования.Рекомендации:для выполнения используйте учебник Н.Е. Щурковой Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с. - С. 53-61учебник Общие основы педагогики: учеб. Для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2006. – 574 с. – С.314-328 Литература:Н.Е. Щуркова Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.Общие основы педагогики: учеб. Для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2006. – 574 с. УЭ 1.9 Проектирование возрастосообразного образовательного процесса.Задание к занятию:1. Что такое модель проектируемого учебного процесса и каковы ее параметры? Дайте их характеристику.2. В чем состоят особенности проектирования содержания учебного процесса с учетом возрастных особенностей?3. Как осуществить планирование педагогической деятельности? Назовите общие подходы и этапы планирования.4. Каковы требования к разработке планов учебно-воспитательной работы? Что такое научно обоснованное планирование?5. Какие типы классного руководства существуют в современной школе, лицее, гимназии.

Задание для самостоятельной работы:1. Напишите эссе-размышление или создайте альманах на тему:«Института классного руководства – утопия или необходимость?»2. Представьте функции классного руководителя в виде кластера или коллажа.3.Планирование и реализация деятельности классного руководителя. Составьте план работы классного руководителя на 2 месяца в соответствии с требованиями.

4. Методы взаимодействия воспитателя и воспитанника в воспитательном процессе.

таблица (классификация методов воспитания) см. статью Метелевой Е.Г. О классификации методов воспитания // Методист, 2006 - №2- С. 35-37 (на кафедре педагогики 57 ауд. в папке по «Практической педагогике» в конце есть копия или в читальном зале необходимо взять журнал "Методист")

Ответить на вопросы (письменно):

1. Какова взаимосвязь понятий «метод», «средство», «прием» воспитания?

2. От чего зависит выбор метода воспитания педагогом?

3. Какое значение имеет авторитет воспитателя при осуществлении методов воспитания?

5. Разработайте один урок по своему предмету, используя интерактивные методики и структуру поурочного планирования.Разработайте урок по предмету с опорой на позиции «педагогики успеха»:

- Развивать то, что получается;

- ориентация на успех;

- стратегия: увеличивать успех или стратегия самореализации, увеличивающей успех;

- череда школьных неудач воспитывает социальные неудачи;

- включение ученика в круг увлечений самого учителя;

- один успех может изменить ориентацию человека;

- лестница успеха;

- сопереживание успеху

- яркие события, праздники;

- вклад ученика в урок;

- сочетание интереса и ответственности за свой интерес;

- научить хотеть.

6. Задание:сформулируйте правила подхода к организации и проведения Классного часа.

Задание творческой группе:разработать классный час по теме, с учетом специфики возраста подростков, с учетом тех праздников, которые существуют, или тех «вечных» проблем, которые значимы для данного возрастного периода. Формы проведения классного часа могут быть различными: этическая беседа, диспут, дискуссия, встреча с интересным человеком, игра-путешествие, защита фантастических проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, музыкальная викторина и т.д.

Будьте готовы к тому, что после 25-30 минутной работы с группой вы сможете сами осуществить рефлексию состоявшейся работы и осмыслить методический анализ вашей работы студентами, принимавшими в ней участие в роли учеников.

7.Докажите на примерах, насколько важна проработка вариативных учебных ситуаций на уроке. Представьте в одной из творческих форм: коллаж, ПОПС-формула, альманах.

Рекомендации:для выполнения используйте учебник Н.Е. Щурковой Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с. - С. 53-61учебник Общие основы педагогики: учеб. Для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2006. – 574 с. – С.314-328

Задание:сформулируйте правила подхода к организации и проведения Классного часа.

Задание творческой группе:разработать классный час по той теме, которая может быть использована в ходе педпрактики на 4 курсе (то есть с учетом специфики возраста подростков, с учетом тех праздников, которые приходятся на период практики, или тех «вечных» проблем, которые значимы для данного возрастного периода). Формы проведения классного часа могут быть различными: этическая беседа, диспут, дискуссия, встреча с интересным человеком, игра-путешествие, защита фантастических проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, музыкальная викторина и т.д.

Будьте готовы к тому, что после 25-30 минутной работы с группой вы сможете сами осуществить рефлексию состоявшейся работы и осмыслить методический анализ вашей работы студентами, принимавшими в ней участие в роли учеников.

Требования к разработке классного часа:

1. Обоснование: чем вызвана необходимость в проведении такого классного часа. Возраст учащихся.

2. Цели и задачи (в русле той концепции или подхода, который выбран Вами при работе над портфолио).

3. Подготовка учащихся к классному часу (анкеты, оформление, творческие задания по малым группам или индивидуальные, использование аудио- и видеосредств и т.д.).

4. Ход классного часа (основное содержание в логике его использования).

5. Способ получения обратной связи от учеников по итогам работы на классном часе.

Методические рекомендации: классный час чаще всего проводит классный руководитель или творческая группа (старшие классы). Он беседует с уч-ся, выявляет и анализирует общественное мнение классного коллектива по отдельным вопросам. Иногда классные часы проводят уч-ся в форме обсуждения текущих вопросов жизни класса, обзора газет и журналов по определенной теме и т.д. Классные часы не должны быть похожи один на другой.

Основное требование – активное участие всех уч-ся. Наиболее распространенная форма классного часа – этические беседы.В педагогической литературе этическая беседа определяется как метод привлечения уч-ся для обсуждения, анализа поступков сверстников и для выработки нравственных взглядов, суждений, оценок, и как форма разъяснения школьникам норм и принципов, осмысления обобщения нравственного опыта школьников. Этическая беседа выступает в реальном воспитательном процессе и как форма этического просвещения, и как метод нравственного воспитания. Основные этапы проведения этических бесед:

§ Сообщение фактов о поведении уч-ся, взятых из жизни или привлечение ярких отрывков из художественных произведений.

§ Объяснение приведенных фактов и их анализ при активном участии школьников.

§ Обсуждении конфликтных ситуаций.

§ Обобщение фактов.

§ Мотивация и формирование нравственного правила.

§ Применение усвоенных понятий при оценке своего поведения и поведения других людей.

Литература:

Основная литература:

1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М.. 1997.

2. Метелева Е.Г. О классификации методов воспитания // Методист, 2006 - №2- С. 35-373. Н.Е. Щуркова Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.4. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2006. – 574 с.

5. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. М., 1988.

6. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002

7. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн.1. М.: ВЛАДОС, 1999

8. Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. – М., Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений (ИЭОПГКО), 2006. – 144 с.

9. Соколова Н.Н. Чтобы вырастали крылья [Электронный ресурс] / Н.Н. Соколова. Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: http://pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/znam_reading/znam_sbornik_2000-2004/txt/sokolov.php

10. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. 4-е изд. М., 1999.

11. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.

Дополнительная литература:

1. Белова С. Диалог – основа профессии педагога. М.. 2002

2. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.- М.: Педагогическое общество России, 2002. с.119

3. Ерохина М.С., Середа Е.И. Игровые технологии в работе с детьми групп риска. Методическое пособие. Псков: «ГИМЕНЕЙ», 2006. – 142с.

4. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004.- 352с.

5. Подласый И.П. Продуктивная педагогика: Книга для учителя. М.: Народное образование, 2003. 496с.

Литература для подготовки классного часа:

1. Афанасьев С. Методика организации конкурсов. /ВШ.-№3.-2001.-с.18-24.

2. Афанасьев С.П. Праздники в школе. М., 2004.-320с. (74.200.58/А 941)

3. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы //Воспитание школьников, 2000.- №1,2., 2001.- №4-8. - с.8-13.

4. Горбачева Л. Словарь современных форм воспитательной работы.// Воспитание школьников, 2002.- №1.

5. Захарова Л. Урок по заявкам (темы кл. часов). /Народное образование, 2000.- №1.-с.165-170.

6. Классному руководителю о классном часе: технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М.: ТЦ Сфера.-2003.-128с.

7. Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы. //Воспитание школьников.-2002.- №4.-с.19-26.

8. Классные дела: методические разработки воспитательных дел в классе. М.,2004.

9. Козлов Н. Философские сказки для обдумывающих житье. М.,1994.

10. Лузина Л.М. Входящему в школьный класс. Псков, 2000.- с.63-69.

11. Лучина Т. Тематика классных часов //Воспитание школьников, 2002.- №8.

12. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник. /Под ред. С.А. Смирнова.-М.: академия, 2001.-512с.

13. Педагогика. Учеб. Пособие.- / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России.- 2001-640с.

14. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник.- Кн.2: Процесс воспитания.- М.: Владос, 2001.-256с.

15. Сергеева В. Классный руководитель в современной школе. М.,2003.-с.121- 124.

16. Словарь современных форм воспитательной работы. //Воспитание школьников, 2000.-№8-10, 2001.- №1-3.

17. Степанов Е. Личностно-ориентированный классный час // Воспитание школьников, 2003.- №3.

18. Щуркова Н.Е., Финдацевич Н.С. Классный час и его организация. М.: Просвещение.- 1981.-64с.

Примеры разработок достаточно высокого уровня:

- Буничева Л. «Я - Человек» //Воспитание школьников, 2002. -№1.

- Макаренко Т. «Я, кажется, завидую» //Воспитание школьников,2004.- №1.

- Яковлева В. «Поговорим об ответственности» //Воспитание школьников, 2003.- №4.

- Галицких Е. «В каждом человеке - солнце!» //Воспитание школьников, 2003.- №8.

- Выходцева И. «По ком звонит колокол» //Воспитание школьников, 2002.- № 4.

- Никитенко Е. «Человек. Личность. Гражданин» //Воспитание школьников, 2002. -№8.

УЭ 1.10. Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач.Содержание:Технологии решения педагогических задач. Ученик в образовательном процессе, образовательный процесс как траектория, направленная на достижение учащимися целей образования; оценка достижения учащихся. Педагогическая задача. Способы коммуникации взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; создание образовательной среды школы и использование ее возможностей; проектирование и осуществление профессионального самоопределения.Задание к занятию.1.Ученик в образовательном процессе.2. Проектирование образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образования.3. Оценка достижений учащихся (Методы, приемы, средства). 4. Взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса.

5. Создание образовательной среды школы и использование ее возможностей для создания позитивной личностной Я – концепции. Сущность позитивной личностной Я – концепции. Педагогическое значение позитивной личностной Я-концепции ученика. Педагогические возможности классного руководителя и учителя-предметника в помощи ученику в становлении позитивной Я-концепции.

6. Проектирование и профессиональное самоопределение.

Задание для самостоятельной работы:

1. В каком классном сообществе у детей реально может появиться ощущение самоценности и неповторимости?

2. Значение самооценки в становлении позитивной личностной Я – концепции.

3.Представить по желанию свою педагогическую «Я-концепцию».

4. Подберите несколько (3-5) педагогических ситуаций, требующих решения (из области воспитания и из области обучения). Представьте технологию решения данных педагогических задач в соответствии с алгоритмом. Оцените выбор решения, представленных вами педагогических задач. Определите, чем обусловлен данный выбор

Литература:

1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. Пер. с англ.- М., 1986.

2. Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания, 1995.-218с.

2. Николенко Л.А. На пути к личности. Псков, 2000.-108с.

3. Казанский О. Игры в самих себя. М.,1995.

4. Харрис Т. Я - О-кей, Вы - О-кей. Новосибирск, 1993.

5. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. Смоленск, 1996.

УЭ 1.11 Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах.Задание к занятию:

1. Каковы особенности организаторской деятельности и ее особенности в педагогическом процессе? Назовите элементы стрктуры организаторской деятельности, ее функции?

2. Понятие и сущность метода, приема и правила обучения.

3. Классификация методов обучения.

4. Средства обучения.

5. Выбор методов и средств обучения.

6. Понятие форм обучения и форм организации обучения.

7. Виды обучения.

8. Назовите этапы технологии организации усвоения урочной темы. Дайте их характеристику.

Основная литература:

Статьи:

Наши рекомендации