VI. Манифест «От ученика к личности» (Первое сентября. €

6-1. Вписаться в жизнь. Как воспитывать современного ребенка в школе так, чтобы он мог вписаться в жизнь.

6-2. Цель образования определяется философией образования.

6-3. Приспособленец или… Иногда высказывают мнение, что надо рас­тить людей, которые могли бы приспособить­ся к новым условиям жизни, но не приспособленца.

6-4. Вырастить личность. Мы должны стараться каждому ребенку помочь стать личностью, не мешать ему становиться личностью, поддерживать его собственные усилия стать личностью.

6-5. Современное воспитание – это воспитание личности. Вот наша цель, вот наш долг, вот что нуж­но и человеку, и стране- личность. Просто личность.

6-6. Личность самостоя­тельна. Личность независима; она не подчиняется нелепым, неразумным требованиям, чаще идет на конфликт, умеет отстоять себя, обычно имеет свое мнение и сохраняет его.

6-7. Личность независима, можно сказать – автономна, самостоятельна, и в то же время именно личности притягивают к себе лю­дей и умеют находить об­щий язык с людьми.

6-8. Личность воспитывается. Воспитанием или самовоспи­танием. Как правило, человек становится лич­ностью своими собственными усилиями, если он вырастает в благоприятной обстановке.

6-9. Отношение воспитывает личность. Ребята с сильным характером и большими способностями вырастут и станут замет­ными личностями без на­ших усилий.

Поэтому мы должны стараться; чтобы не только отдельные выдаю­щиеся ученики выходили из школы личностя­ми, но и каждый из наших питомцев был хоть в какой-то степени личностью.

6-10. Ученик или личность? Взгляд на ребенка как на ученика принципиально отлича­ется от взгляда на того же ребенка как на личность.

Мы должны научиться не просто доброму отношению к детям, не просто уважительному, а какому-то особому отношению, которое мы всегда про­являем ко взрослым людям, когда чувствуем в них личность.

6-11. Воспитание и академические успехи. Если вдуматься, то отношение к ребенкукак к ученику и как к личности – не просторазное, но противоположное. Воспитание личности почти не имеет отношения к школьным академическим успе­хам.

6-12. Личность – это духовность. В школе должен быть такой настрой, иду­щий от дирек­тора, при котором все относятся к детям не как к учени­кам только, а как к личностям.

В воспитании личности важно не только то, чего нельзя делать – уни­жать, оскорблять и прочее. Нужны какие-то особые действия, от учителя требуется что-то, что помогало бы детям увидеть мир, состоящий из личностей. Нужно что-то, что наполняет и возвышает душу.

VII. Манифест «Человек свободный»(Первое сентября. – 1.09.1994. – № 83)

7-1. Высшая ценность. Для учителя, для воспитателя, для воспитания крайне важно понимать, в чем же состоит высшая ценность. По нашему мнению, такой высшей ценностью явля­ется то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого пони­мания – СВОБОДА.

Спрашивают: кого же теперь воспитывать? Мы отвечаем: ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНОГО.

7-2. Что такое свобода. Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения, и есть«свобода-для» – внутренняя свобода человека для егосамоосуществления.

Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает аб­солютной. Но внутренняя свобода может быть беспре­дельной даже при самой трудной жизни.

7-3. Что такое внутренняя свобода. От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего – от страха перед людьми и перед жиз­нью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрес­сивных устремлений.

7-4. Что такое совесть? Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть то,что соединяет людей.

Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом.

Никакого госзаказа на воспи­тание не нужно. Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.

7-5. Свободный ребенок. Внутренняя свобода – это природный дар, это осо­бый талант, который можно заглушить, как и всякий дру­гой талант, но можно и развить.

Вос­питание заключается лишь в развитии той внутренней свободы, которая и без нас есть в ребенке, в ее под­держке и охране.

7-6. Свободный учитель. Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом с собой сво­бодных людей, и в первую очередь – свободного учи­теля.

Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком. И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек.

7-7. Свободная школа. В свободной школе свободные дети и свободные учи­теля.

Главное в свободной школе не то, что детям предоставляют делать все, что они хотят, не освобождение от дисциплины, а учительский свободный дух, самостоя­тельность, уважение к учителю.

7-8. Путь к воспитанию свободных.Свобода – это и цель, и дорога.

Свобода умирает там, где появляется страх. Путь к воспитанию свободных – возможно полное избавление от страха.

Человек свободный всегда красив. Воспитать духовно красивых, гордых людей – это ли не мечта учителя?

Наши рекомендации