Методика исследования уровня речевого недоразвития

Предлагается в коррекционной работе идти от преодоления речевых нарушений к преодолению неречевых. То есть, такие процессы, как внимание, восприятие, память, будут вовлекаться в коррекционные занятия , но лишь после овладения ребёнком начальных речевых «ключевых звеньев», которыми детерминируется развитие речевой системы в целом и которые самостоятельно у детей-алаликов не образуются.

Такими «ключевыми звеньями» будут:

развитие предикативной функции;

овладение элементами грамматического строя.

Основное внимание при этом уделяется семантической стороне речи, а не фонетической (т.е. допускается неправильное произношение).

При составлении программы грамматического развития алаликов, важно отобрать тот необходимый минимум, которым должен овладеть ребёнок. Главной задачей логопедического воздействия на этом этапе будет создание грамматических моделей.

Так как модели, которые приобретает алалик в процессе логопедической работы, часто смешиваются, недостаточно дифференцированы по значению и звучанию, то логопеду необходимо проводить параллельную работу по грамматическим противопоставлениям.

Оправдан отбор словаря по фонетической доступности.

Работа над фонетической стороной речи проводится по мере развития речи ребёнка на первоначальных этапах, но ни в коем случае не опережает основную работу по развитию речи.

Этапы работы

1. Основной единицей будет являться однословная фраза (предложение), то есть слово в единстве номинативной и предикативной функций. В роли таких предложений будут выступать глаголы в повелительном наклонении. Ребёнок, ориентируясь на глагол, выполняет то или иное движение: «Сядь! Встань! Иди! Стой!» В момент выполнения действия, например , по инструкции «Иди!», логопед присоединяется к действиям ребёнка и произносит в такт шагам слово «иду», которое ребёнок тоже может повторить. Далее в ходе выполнения действия ребёнку задаётся вопрос: «Что ты делаешь?» или «Ты идёшь?», а ребёнок должен ответить «Иду» с утвердительной интонацией.

Аналогичная работа проводится с глаголами в повелительном наклонении: неси, беги, пиши, стой, кати, сиди, лежи.

Для разнообразия ответных реакций можно задавать вопросы по «негативной методике»: ребёнка, который стоит, спрашивать «Ты идёшь?» и наоборот. В ответ на отрицание задаётся вопрос: «А что ты делаешь?»

Следующей ступенькой на этом этапе будет обучение ребёнка обращаться с просьбой к другому человеку, тем самым формируя у него активное использование в речи глаголов в повелительном наклонении. Это можно сделать с помощью следующих просьб, расположенных по мере их речевой сложности для ребёнка и отрабатываемых в той же последовательности:

Скажи Ване – принеси (сядь, встань, ...).

Попроси Ваню принести (сесть, встать, ...).

Скажи Ване, чтобы он принёс (сел, встал, ...).

Последняя ступенька на этом этапе – разграничение этих двух моделей: модели повелительного наклонения и модели изъявительного наклонения в первом лице. Для этого достаточно лишь акцентировать внимание ребёнка на окончании: окончание У(Ю) употребляется только тогда, когда ребёнок сам что-либо делает.

2. Этап формирования двусловной фразы на базе однословного предложения, усвоенного на первом этапе.

Усложнение будет происходить за счёт существительного в форме косвенного падежа, а именно винительного падежа ед.ч. (несу куклу) и предложного падежа единственного числа с предлогом НА (сижу на стуле). Эти модели являются наиболее частыми для глагольных сочетаний.

При этом наиболее удобной является модель предложного падежа, так как модель винительного падежа разнотипна по флексиям (окончаниям), а при работе с предложным падежом почти не ограничивается круг имён существительных.

Логопедическая работа также проводится на фоне общения ребёнка с логопедом, при этом ребёнок производит необходимые действия с предметами.

Вопросы: «Кого ты несёшь? Что ты держишь?» Ответы: «Куклу», «Мишку».

Далее присоединяется вопрос: «Что ты делаешь?» Ответы: «Несу мишку», «Держу куклу»

Аналогично проводится работа и над конструкциями с предложным падежом.

На ступени дифференциации этих форм логопеду важно ориентироваться на вопросы: к винительному падежу ставим вопросы «Кого? Что?», к предложному – «Где?»

3. Этап формирования модели предложения из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

Эту работу вначале следует проводить на основе наблюдений ребёнка за действиями окружающих его лиц, и лишь затем на основе дидактического материала: игрушек и картинок. Задаются вопросы о действиях лиц и о лицах, совершающих действия: «Что делает мама? Кто идёт?». Внимание акцентируется на окончаниях глаголов, вначале на ударных окончаниях.

Сначала ребёнок отвечает, используя прежний опыт, одним словом или словосочетанием (сидит на стуле), затем начинает усваивать новую модель: подлежащее + сказуемое. (Ваня идёт. Мама сидит).

Здесь также необходимо провести работу по дифференциации форм 1-го и 3-го лица глагола (иду-идёт), а также по дифференциации форм именительного и косвенного падежей. На данном этапе уже можно проводить работу над правильностью произношения слов.

Содержанием перечисленных трёх этапов и исчерпывается понятие первоначального формирования речи у моторных алаликов.

Наши рекомендации