Аксиологический подход к изучению педагогических явлений
Категории педагогики
Педагогика как наука имеет свои категории. Категория (определение) – это наиболее общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся, типичные свойства. В педагогике это – воспитание, образование, обучение.
Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Обучение – специфический способ образования, направляемый на развитие личности посредствам организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Самовоспитание – целенаправленная деятельность человека по преобразованию собственной личности, физического, умственного развития.
Самообразование – система овладения знаниями, умениями, навыками по усвоению опыта, накопленного человечеством.
Самообучение – процесс непосредственного получения знаний с помощью самим человеком выбранных средств.
В процессе обучения и воспитания люди вступают между собой в определенные отношения, которые принято называть воспитательными.
Воспитательные отношения – это разновидность отношений людей, направленная на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.
Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с той или иной совокупностью методов воспитания и обучения, и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
7. Законы и закономерности педагогики
Педагогическая закономерность – объективно существующая, устойчивая связь явлений воспитания, обеспечивающая их существование, функционирование и поступательное развитие (Б.Н. Коротяев. Педагогика как совокупность педагогических теорий, М., 1986. С.45).
Закономерности определяются как научные законы в том случае, когда четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь, исследованы вид, форма, характер этой связи, установлены пределы действия проявления связи/ Подласый И.П. Педагогика. М., 1999, книга 1. С.420.
Законы и закономерности – главные компоненты педагогической теории. В разных учебниках педагогики раскрываются разнообразные законы и закономерности. Это, очевидно, связано с тем, что авторы более занимались теорией обучения (И.П. Подласый) или теорией воспитания (Б.Т. Лихачев).
Основной закон педагогического процесса – закон обязательного присвоения подрастающими поколениями опыта, накопленного человечеством.
Объективным законом является цель воспитания. Она возникает из потребности общества в личности определенного типа. Субъективно члены общества не всегда осознают полностью эту объективную необходимость: одни более полно, другие – менее, некоторые вообще не ставят цели воспитания. Это усиливает противоречивость педагогического процесса, противоречивость общественного развития.
Аксиологический подход к изучению педагогических явлений
Этот подход позволяет авторам сформулировать следующие аксилолгические принципы:
- «равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
- равнозначность традиций и творчества, признания необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящим и будущим, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;
- экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог, подвижничество вместо мессианства и индифферентности».
15. Методы научно-педагогических исследований в педагогике
Педагогика как наука использует разнообразные методы исследования. Методы исследования – это способы получения объективной информации о протекании педагогического процесса, изучения реальных или моделируемых процессов формирования личности и коллектива с целью установления закономерных связей и формирования научных теорий.
Педагогический эксперимент – специально организованная проверка научного предположения с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. В эксперименте, в отличии от наблюдения, исследователь активно воздействует на педагогическое явление. Выделяют этапы эксперимента:
- теоретический (выявление проблемы, определение целей, объекта, предмета исследования, задач, формулирование гипотезы (научного предположения, подлежащего проверки));
- методический (разработка методики исследования, плана, программы, методов обработки полученных данных);
- собственно эксперимент – проведенные серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдения, управление опытом, измерение реакций испытуемых);
- аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формирование выводов и практических рекомендаций.
В педагогике используются методы теоретического исследования.
Теоретический анализ – выделение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализ сопровождается синтезом, что позволяет проникнуть в суть изучаемых педагогических явлений.
Используются индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных данных. Индуктивный предполагает движение мысли от частного к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.
Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков педагогики, специальных педагогических работ по проблеме исследования, историко-педагогических сочинений и документов и пр. Работа с литературой связана с методом составления библиографии (перечня источников теоретического исследования), реферирования сжатого изложения основного содержания по теме исследования, конспектирования (выделение главных положений изучаемой работы), аннотирования (краткая запись общего содержания, книги, статьи); цитирования (дословная запись выражений, фактических данных, содержащихся в источнике).
Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных с целью повышения надежности выводов. Используются такие методы как регистрация, ранжирование, шкалирование, что позволяет представить данные в виде графиков, диаграмм, таблиц.
В педагогике используются методы опроса беседа, интервью, анкетирование. Определяется цель получения информации, заранее продумываются вопросы. Беседа и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование – заочным опросом. Недостатки этих методов заключается в том, что ответы опрашиваемых носят личностный характер, и не всегда ответы полностью соответствуют действительности.