Своеобразие реализации дидактических принципов в процессе художественного образования
Принцип научности требует в артпедагогике соотнесения, а иногда и сопоставления фактов, добытых с помощью достоверных научных методов исследования, и художественных образов, созданных на основе этих же фактов, творческим воображением деятелей искусства или просто дошедших до нас в форме легенд, мифов или исторических анекдотов.
Принцип единства теории и практики может быть реализован в нескольких плоскостях:
через эволюцию решения проблемы в истории искусств; через историю постижения проблемы в творчестве того или иного мастера; через творческий опыт педагога; через личный опыт ученика.
В любом случае ученик должен видеть и понимать пользу осваиваемого материала для своего творческого процесса.
Принцип систематичности и последовательности в преподавании искусства реализуется иначе, чем в преподавании точных и естественных наук.
В преподавании наук он реализуется линейно. Это обеспечивается постепенным усложнением рационального содержания. Прочность усвоения учебного материала позволяет исключить возвращение к темам, которые уже освоены.
В преподавании искусств этот принцип реализуется циклично: возвращение к одному и тому же материалу (например, к шедеврам искусства) целесообразно и даже необходимо на каждом новом уровне личностного роста и развития. При этом усложняется гамма эмоциональных и эстетических характеристик произведения, доступных восприятию и самостоятельной трактовке ученика.
Принцип доступности в артпедагогике также понимается более многогранно. Следует различать доступность на интеллектуальном и эмоциональном уровне: материал должен соответствовать уровню эмоционального опыта ученика.
Например (можно приводить позитивные и негативные примеры):
Принцип наглядности очень активно используется во всех процессах артпедагогики. При этом преподавателя не просто используют все виды наглядности – визуальную, аудиальную, аудио-визуальную, тактильную, органолептическую, – но и стремятся совмещать разные виды наглядности, стремясь достичь эффекта синергии.
Например:
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей требует глубокой аналитической работы с учетом комплекса всех характеристик, о которых мы говорили в теме 5. При этом следует учитывать, что богатый эстетический опыт, включавший эмоциональное и творческое освоение высоких образцов мировой художественной культуры, обеспечивает воспитанникам ускоренное личностное становление. И – напротив – отсутствие качественного эстетического опыта приводит к инфантильности восприятия искусства.
Напомним, что одной из важнейших задач артпедагога является выявление творческой индивидуальности ученика и вооружение ученика адекватными выразительными средствами для творческого воплощения своей индивидуальности.
С последним положением коррелирует и требование сознательности и активности в учении. Ученик, понимающий, какие способы творческого самовыражения ему «к лицу» и «по фигуре», способен испытать ощущение творческого успеха, что, в свою очередь, является мощным стимулом дальнейшей творческой деятельности.
21.Углубленное изучение искусства в художественных школах и студиях: цели, содержание, методические особенности.
Цель – помощь в профориентации. Содержание должно быть серьёзным, на доступном уровне для ребёнка. При этом методич особенности должны включать рекреационные моменты (учёт проблемы гиподинамии – 6-7 уроков сидя за партой; соревноват моменты; помогать в создании «Я» концепции, чтобы человек сам себе нравился)
22.Современная система эстетического воспитания и общего художественного образования в РБ. Основные требования к планированию деятельности учреждений культуры и искусства по эстетическому воспитанию населения.
Современная сис-ма в РБ состоит из Министерства образования и Министерства культуры.
Минобразование имеет систему дошкольного образования, школьного (сократились в 2 раза уроки эст. цикла, а должны идти с 1 по 11 класс, так как в разном возросте всприятие разное), внешкольная сис-ма (центры детского и юношеского творчества), студии, кружки (при колеждах) Минткультуры включает: школы искуств (муз, худ, хореограф, многопрофильные), клубные уч-ния, уч-ния культуры (театры, музеи). Существует огромная СМИ, которая является основным каналом трансляций культурных ценностей.
Система в системе образвания предоставлена минимально, в культуре максимально (театры, музеи, школы ис-тв и т.д.)
Когда приходят в театр не знают как себя вести.
Необходимо планировать такие виды деятельности, которые охватят все виды художественно-эстетической деятельности (музыка, театр, изо, литература, техногенные). Виды худ-ного тв-ва: литература, музыка, театр, изо, техногенные). Виды эстетической деят-ти: перцептивная (всприятия), когнетивная (изучения). Креативная (творческая). Для детей должны быть заплонированы яркие мероприятия. Для подростков: беседы, встречи, разговоры. Для юношества: увидеть себя в зеркале ис-ва.
В учреждениях культуры необходимо планировать мероприятия для разных взрастных групп: дети, юноши, молодежь, взросдые (пенсионеры). А так же большое внимание необходимо уделять мероприятиям для семейного воспитания населения.
Требования при планировании деятельнсти уч-ний культуры эстет. воспит.:
- Организация мерприятий, ориентированных на все возратные группы населения;
- Организация мероприятий для семейного посещения;
- Орг. мер-ий для людей с особенностями психофизического статуса;
Орг. мер-ий, оринтированых на людей с разным уровнем эстетического воспитания.