Знания, умения, навыки (ЗУН)
То, что мы знаем, – ограниченно, а то, что мы не знаем, – бесконечно.
П. Лаплас
Знания и их классификация. Знания – проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Существует много различных классификаций ЗУН. Для анализа педагогических процессов имеют значение следующие (рис. 5).
Рис. 5. Знания, умения, навыки.
По локализации выделяют следующие группы знаний (ЗУН):
· индивидуальные знания (сознание) – совокупность запечатленных памятью чувственных (образных) и умственных (знаковых) образов и их связей, возникавших при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт познания, общения, способов деятельности;
· общественные знания – продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.
Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.
По форме отражения:
· образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;
· знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;
· вещественные, существующие в предметах труда, искусства – овеществленные результаты деятельности;
· процедурные – те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.
По области и предмету познания: гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство, литература.
По психологическому уровню выделяют: знание – узнавание, – воспроизведение, – понимание, – применение, – убеждение – потребность.
По степени обобщенности: факты, связи-ассоциации, понятия, категории, законы, теории, методологические знания, оценочные знания.
Современный обязательный минимум требований к уровню подготовки выпускников (проект В.В. Фирсова, 2001 г.) предполагает, что за время учебы в начальной школеученик должен:
· усвоить около 200 новых понятий;
· выучить более 150 правил по математике и русскому языку;
· выполнить более 3500 заданий по математике;
· около 2000 упражнений по русскому языку;
· прочитать более 500 произведений, не считая внеклассное чтение.
В основной школеученики должны изучить:
· по биологии – 1624 понятия, 656 фактов, запомнить около 350 определений;
· по географии – изучить около 600 понятий и почти 700 географических объектов;
· по математике – изучить 270 понятий, около 100 теорем (из них 45 с доказательством), более 100 правил и свойств, запомнить около 100 приемов решения задач и прорешать 9000 упражнений;
· по физике – знать 97 различных физических величин и единиц их измерения, запомнить названия 54 физических приборов;
· по химии – 190 понятий, физические свойства 17 веществ, химические свойства 73 веществ.
Пример. Шестиклассник на одном уроке биологии по теме «Строение цветка» должен изучить 22 понятия и 15 примеров. А на уроке географии по теме «Река» – познакомиться с 16 понятиями, 15 географическими объектами и раскрыть 4 причинно-следственные связи.
Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности – умениями и навыками. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности.
Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться, переходить в навыки. Навыки – это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык – это автоматизированное умение.
Сложное умение включает и использует и знания, и относящиеся сюда навыки личности.
Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные).
ЗУНы определяют так называемую «обученность» личности, т.е. объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе качеств личности – способам умственных действий.
Обученность – уровень и качество знаний, прочных умений и навыков учащихся; состояние и сформированность реальной учебной деятельности – «умения учиться», приемов самостоятельного поиска знаний и самообразования.
Следует заметить, что из триединства «знания – умения – навыки» (ЗУН) в школе почти исчезли умения – навыки (УН), которые, по сути, являются прямым мостом к компетентностям.