Проблемы деятельности в психологии. Деятельность. Действие. Операция. Характеристика. Познавательная деятельность. Этапы

Вопрос №1.

Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Эти понятия можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа.

Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств.

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Человек– наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям

Человек – широкое родовое понятие, предполагающее наличие 6 признаков:

1. отнесенность к классу млекопитающих

2. наличие прямохождения, благодаря которому происходит дифференциация нижних и верхних конечностей

3. наличие руки как органа труда и познания

4. наличие развитых структур головного мозга, таких как лобная доля, кора больших полушарий и т. д.

5. наличие членораздельной речи

6. наличие сознания, благодаря которому человек управляет своим поведением, так же способен оперировать абстрактными понятиями.

Человек существует в трех своих проявлениях: индивид, личность, индивидуальность.

Индивид – это единый представитель биологического вида «гомо сапиенс» («человек разумный»). Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом.

Из индивида может развиться личность, но для этого необходимо выполнить следующие условия:

1.наличие общественного окружения

2.необходимо выполнять в обществе определенные социальные роли.

Роль – фактическое поведение человека, определяемое его положение в обществе.

3. необходимо освоить нормы и ценности общества, выработать к ним свое отношение и уметь отстаивать свою точку зрения (способность к убедительной аргументации своих высказываний)

Личность – сознательный индивид, который развивается в обществе, выполняет в нем определенные социальные роли, усвоивший нормы и ценности общества, выработавший к ним свое отношение и умение его отстаивать.

Признаки незрелой личности

- способность выделять себя как персону, т. е. иметь сформированный образ своего тела (формируется на первом году жизни)

- способность к поло-ролевой идентификации, т. е. сформированность образа мужского и женского типа поведения, сформированность физического образа мужчины и женщины, способность рассуждать и высказывать половое поведение (формируется на 2-3 году)

- избирательное отношение к окружающим людям (формируется к концу 1 года жизни)

Признаки зрелой личности:

- сформированность мировоззрения и убеждения

- стремление к самосовершенствованию

- способность к творчеству

Индивидуальность – своеобразие человека, характерно как для индивида, так и для личности. Индивидуальность индивида проявляется в анатомо-физиологических особенностях человека: внешний облик, вес, рост, сердцебиение. Индивидуальность в личности проявляется в виде социально-психологических характеристик (характер, мышление, общение). Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Субъект– человек в контексте его Деятельности.

Теории личности.

Психодинамическая теории личности «классический психоанализ», основоположник австрийский ученный З. Фрейд.По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия – либидо (в переводе с латыни – влечение, желание). Эта энергия направлена на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение).

Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются. Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл «Ид» («Оно»). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен.

Фрейд выделяет три основных концептуальных блока или инстанции личности:

Ø «Ид» («оно»)– главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия

Ø «Эго» («Я») – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго – это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго, выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;

Ø «Суперэго» («Сверх-Я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. Вот одно из них: проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи). У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве.

Таким образом, в рамках психодинамической теории личность – это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Аналитическая теория личности (К. Юнг- швейцарский исследователь) Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые архетипы универсальны (например, идеи Бога, добра и зла присущи всем народам). Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии. Смысл жизни каждого человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы, личности:

Ø коллективное бессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.

Ø индивидуальное бессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.

Ø индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самопознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность. Целостность личности достигается за счет действия архетипа «самость». Главная цель этого архетипа – выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что «самость» организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа, две установки такой интеграции:

Ø экстраверсия – установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект);

Ø интроверсия – ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект). Согласно аналитической теории, личность – это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

Гуманистической теории личности в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. В психике человека существуют две врожденные тенденции:

1. «Самоактуализирующаяся тенденция», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека.

2. «Организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии до полной дисгармонии. Цель жизни – реализовать весь свой врожденный потенциал, «быть полностью функционирующей личностью», то есть, человеком, который использует все свои способности, таланты и движется к полному познанию себя, следуя своей истинной природе.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения

«ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации.

Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

Ø физиологический (потребности в еде, сне и так далее);

Ø потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

Ø потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке (например, в создании семьи);

Ø уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

Ø потребность в самоактуализации (потребности в творчестве, красоте, целостности и так далее).Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Человек, достигший пятого уровня мотивации, называется «психологически здоровая личность».По мнению представителей гуманистического направления, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Особую роль в развитии личности играют ранние периоды жизни (детство и юношество). Гуманисты считаю, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность– это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

Когнитивная теория личности (американский психолог Дж. Келли). Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. «констракт» - конструировать). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называют личностными конструктами. Конструкт– шаблон нашего восприятия других людей и себя. Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов. С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, решает проблемы (например, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и так далее), пользуясь соответствующими конструктами. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Например, конструкт «умный - глупый» вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт «хороший-плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.

Согласно когнитивной теории, личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личностив рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

Поведенческая теория личности «наученческая», главный тезис теории: наша личность является продуктом научения. Существуют два направленияв поведенческой теории личности – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда.. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды.

Таким образом, в рамках данного подхода, личность – это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности – с другой., структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

Деятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульханову-Славскую, А.В. Брушлинского). Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией личности, особенно с ее социально-наученческим направлением, а также с гуманистической и когнитивной теориями. В этом подходе отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности. Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека. Представители деятельностного подхода к личности считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он – активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы рассматриваются как наиболее важные для формирования личности. Основное место в личности занимает сознание, Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные свойства сознания (например, рефлексия, внутренний диалогизм). Свобода – это осознанная необходимость. Внутренний мир человека и субъективен, и объективен одновременно. Все зависит от уровня включения субъекта в конкретную деятельность. Отдельные аспекты и свойства личности могут быть объективизированы в поведенческих проявлениях и поддаются операционализации и объективному измерению.

В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства или черты личности. Принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-исторической контексте. В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек как субъект.

В деятельностном подходе наиболее популярной является четерехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.

Направленность – это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью.

Способности– индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические) способности. Способности взаимосвязаны между собой. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком и наоборот.

Характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношении к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. На основании выраженности моральных и волевых свойств человека выделяют следующие разновидности характера:

1..морально-волевой, Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, постоянно соблюдает социальные нормы и для их соблюдения прикладывает волевые усилия. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный.

2. аморально-волевой, Человек с аморально-волевым характером не признает социальных норм и все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей.

3. морально-абулический (абулия – отсутствие воли), Люди с морально-абулическим характером признают полезность и важность социальных норм, однако, будучи безвольным, часто, не желая того, в силу обстоятельств совершают антисоциальные поступки.

4. аморально-абулический. Люди с аморально-абулическим типом характера безразличны к социальным нормам и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять.

Самоконтроль – это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабления деятельности, коррекцию действий и поступков, и прочее. Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства. Среди них основное место принадлежит экзистенционально-бытийным свойствам личности. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной.

Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность – это сознательный субъект, занимающийся определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистеционально-бытийных свойств личности.

Диспозициональная теория личности.Сторонники придерживаются трех основных направлений: «жесткого», «мягкого» и промежуточного – формально-динамического. Они считают главным источником развития личности факторы генно-средового взаимодействия. «Жесткое» направление пытается установить строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека: свойствами телосложения, нервной системой или мозгом, с одной стороны, и определенными личностными свойствами – с другой. При этом утверждается, что как сами жесткие биологические структуры, так и связанные с ними личностные образования зависят от общих генетических факторов. Так, немецкий исследователь Э. Кречмер установил связь между телесной конституцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию. «Мягкое» направление диспозициональной теории личности утверждает, что личностные особенности зависят от биологических свойств человеческого организма. Среди исследователей данного направления наиболее известным является американец Г. Оллпорт – основоположник теории черт. Черта– это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Например, про человека, который постоянно разговорчив и дома, и на работе, можно сказать, что у него выражена такая черта, как общительность. Постоянство черты обусловлено, по мнению Оллпорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека. Формально-динамическое направление представлено, в основном, работами отечественных психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина. Основной отличительной особенностью данного направления является утверждение, что в личности человека существуют два уровня, два разных аспекта личностных свойств – формально-динамический и содержательный. Содержательные свойства личности являются продуктом воспитания, научения, деятельности и охватывают не только знания, умения, навыки, но и все богатство внутреннего мира человека: интеллект, характер, смыслы, установки, цели и так далее. По мнению диспозиционалистов, личность развивается в течение всей жизни. Ранние годы жизни, включая период полового созревания, рассматриваются как наиболее важные. Данная теория предполагает, что люди, несмотря на постоянные изменения в структуре их поведения, обладают в целом определенными устойчивыми внутренними качествами (темпераментом, чертами). Диспозиционалисты считают, что в личности представлены как сознательное, так и бессознательное. При этом рациональные процессы более характерны для высших структур личности, а иррациональные для низших (темперамента). Человек обладает ограниченной свободой воли. Поведение человека в известной степени детерминировано эволюционными и генетическими факторами, а также темпераментом и чертами. Основным блоком личности в рамках диспозиционального подхода является темперамент. Некоторые исследователи, в частности, англичанин Г. Айзенк, отождествляют темперамент с личностью. Определенные соотношения свойств темперамента составляют типы темперамента. Однако есть и другие точки зрения, согласно которым темперамент не является компонентом личности. Например, отечественный психолог В.С. Мерлин полагал, что Темперамент охватывает только те характеристики психических свойств, которые представляют собой определенную динамическую систему. Оллпорт также не включал темперамент в структуру личности. Он утверждал, что темперамент не является первичным материалом, из которого строится личность, но в то же время указывал на важность темперамента, который, влияет на развитие черт личности. Формально-динамические свойства личности являются темпераментом, поскольку представляют собой обобщенные врожденные свойства функциональных систем поведения человека. По В.Д. Небылицину, темперамент с формально-динамической точки зрения представляет собой две взаимосвязанные подструктуры: активность и эмоциональность. Определенные соотношения активности и эмоциональности образуют формально-динамические типы темперамента. В рамках диспозиционального подхода фактически отсутствует в качестве самостоятельного такое важнейшее понятие как характер. Таким образом, в рамках диспозиционального подхода личность – это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств. Структура личности – это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств.

Исходя из анализа существующих теорий личности, можно предложить следующее схематическое определение: личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Вопрос №2

Проблемы деятельности в психологии. Деятельность. Действие. Операция. Характеристика. Познавательная деятельность. Этапы

Проблемы деятельности в психологии. Деятельность. Действие. Операция. Характеристика. Познавательная деятельность. Этапы - student2.ru Проблемы деятельности в психологии. Деятельность. Действие. Операция. Характеристика. Познавательная деятельность. Этапы - student2.ru Проблемы деятельности в психологии. Деятельность. Действие. Операция. Характеристика. Познавательная деятельность. Этапы - student2.ru Проблемы деятельности в психологии. Деятельность. Действие. Операция. Характеристика. Познавательная деятельность. Этапы - student2.ru Проблемы деятельности в психологии. Деятельность. Действие. Операция. Характеристика. Познавательная деятельность. Этапы - student2.ru Деятельность (игра, ученье, труд)

Проблемы деятельности в психологии. Деятельность. Действие. Операция. Характеристика. Познавательная деятельность. Этапы - student2.ru Проблемы деятельности в психологии. Деятельность. Действие. Операция. Характеристика. Познавательная деятельность. Этапы - student2.ru Проблемы деятельности в психологии. Деятельность. Действие. Операция. Характеристика. Познавательная деятельность. Этапы - student2.ru Проблемы деятельности в психологии. Деятельность. Действие. Операция. Характеристика. Познавательная деятельность. Этапы - student2.ru Действие1 Действие2 Д3 Д4 Д…

Движение1 д2 д3 д4 д…

Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно–исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. В структуре деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъект к деятельности, цели как прогнозируемые результаты этой деятельности; операциональные, с помощью деятельность реализуется.

Операция — структурная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения общественно выработанными способами действий.

Действия — процесс взаимодействия с каким–либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель. Могут быть выделены следующие составные части действия:

— принятие решения;

— реализация;

— контроль и коррекция.

Ведущая деятельность — теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития, и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Выделяют следующие ведущие деятельности:

1. Непосредственное общение младенца со взрослыми;

2. Предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве;

3. Сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;

4. Учебная деятельность школьников;

5. Профессионально-учебная деятельность юности.

Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 1930–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903–1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

В теории деятельности С.Л. Рубинштейна, ведущей начало с его статьи „Принцип творческой самодеятельности“, написанной в 1922 г. и в окончательном виде оформившейся в 1930–е гг., в качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать „внутреннюю“ психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания „внешней“ практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего–то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.

Эти методологические установки были сформированы у А.Н. Леонтьева еще в конце 1920–х гг., когда он работал у Л.С. Выготского в рамках культурно–исторической концепции. Исследовал процессы памяти, которую трактовал как предметную деятельность, совершающуюся в определенных условиях общественно–исторического и онтогенетического развития. В начале 30–х гг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В экспериментах, проведенных под его руководством в 1956–1963 гг., было показано, что на основе адекватного действия возможно формирование звуковысотного слуха даже у людей, обладающих плохим музыкальным слухом. Предложил рассматривать деятельность (соотносимую с мотивом) как состоящую из действий (имеющих свои цели) и операций (согласованных с условиями). В основу личности, в норме и патологии, закладывал иерархию ее мотивов. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно–смысловой сферы личности, методологии и истории психологии.

В основе использования теории деятельности для объяснения особенностей психики человека, лежит понятие высших психических функций, разработанное Л.С. Выготским.

Высшие психические функции.

Высшие психические функции — сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и благодаря этому произвольны. По представлениям Выготского, психические явления могут быть „натуральными“, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и „культурными“, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, возникшими в результате длительного общественно–исторического развития человечества, к которым относится, прежде всего, речь.

Знак и знаковое опосредствование

Знак — основа символического моделирования явлений объективного мира, которая заключается в подстановке одного предмета или явления вместо другого, которая служит цели облегчения моделирования тех или иных отношений исходного предмета. Вырабатывается в совместной деятельности, в силу этого имеет конвенциональный характер. Существует в абстрактной, независимой от материального носителя, форме. Возможность символического управления человеческим поведением впервые появляется в процессе использования орудий труда, когда формируется свойство опосредствованности индивидуальной деятельности в рамках коллективной деятельности. В процессе дальнейшего развития знаки из средства трансляции общественного опыта превращаются в средство изменения самого себя, используемое индивидом также и для совершенствования общественного опыта. В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические образы.

Наши рекомендации