Образование и педагогическая мысль в России (Х1Х – ХХ века)

В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 года специальным постановлением Совета народных комиссаров все учеб­ные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. В 1920 г. Наркомпрос опубликовал учебный план единой советс­кой школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России:

- разносторонний состав учебных предметов, включающий гума­нитарные, физико-математические и естественные науки;

- большое количество учебных часов на язык и литературу, мате­матику и естественные науки;

• значительное количество часов на физическое воспитание.

В дальнейшем учебные планы советской школы многократно пере­рабатывались, однако эти характерные черты оставались неизменны­ми. В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса; сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить разрыв между различными школьными предметами и соединить обучение с жизнью и практикой. Вводились новые методы и приёмы обучения. Школа имела две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность. В 1930 году было объявлено о всеобщем обязательном начальном обучении. Ряд постановлений в 30-е годы четко определил требования к общеобразовательной школе: обеспечить высокий уро­вень знаний, политехническое обучение в тесной взаимосвязи с проч­ным усвоением основ наук. Было указано, что основной формой организации учебной работы должен стать урок «с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым соста­вом учащихся» при четком определении продолжительности и структу­ры учебного года. Школа была ориентирована на образование информационного типа, продуцирующее знания, умения, навыки. С помощью образования ре­шались острые социальные проблемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем — повышение уровня образованности населения, подго­товка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы.

Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской органи­зации (пионерской), идеологизация воспитательной и учебной работы.

Педагогическая теория 1920—30-х годов в России имела ряд харак­терных особенностей: основная педагогическая идея того времени — идея трудовой школы, основанной на принципах политехничности и индустриализации.

Политехнический принцип заключается в том, что трудовые заня­тия любого специального вида являются средством изучения общих основ производства. Наибольшее развитие принцип политехничности получил в трудах Н. К. Крупской.

Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так назы­ваемых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества ставили своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисцип­линами включали общеобразовательные дисциплины, и учащиеся полу­чали образование в объеме школы-семилетки.Трудовое воспитание считалось важнейшей частью педагогической практики.

Другой важной проблемой педагогической теории была организа­ция и воспитание детского коллектива. Чувство коллективизма, по мнению Н.К. Крупской, — основа нравственного воспитания. Обще­ственно полезная работа детей в коллективе должна и может стать эффективным средством воспитания при условии: хорошей организа­ции, соответствия работы знаниям и умениям детей. Вопросы формиро­вания детского коллектива и творческой целеустремленной личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых – педагогов того времени.

Педагогические идеи

Павла Петровича Блонского (1884—1941)часто называют «со­ветским Песталоцци», он оказал большое влияние на педагогов двад­цатых годов. Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе зна­ний закономерностей развития ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов; разностороннее развитие личности ре­бенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Исследова­ния Блонского основывались на двух главных принципах: идее развития и целостном подходе к изучению ребенка. Он попытался дать полную картину жизни ребенка, рассматривая его как «естественное целое». Блонский сформулировал принцип индустриализации — тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обу­чением.

Блонский — автор первого учебного пособия по педагогике в со­ветской России.

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) —один из видней­ших отечественных педагогов, всю свою научную деятельность связы­вал с воспитательной практикой (практически осуществлял воспита­тельную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в коммуну — этот педагогический опыт Макаренко описал в литера­турных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях»). Макаренко смог разработать систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспита­тельного коллектива какформы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отно­шения. Макаренко разработал вопросы строения и организации кол­лектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознатель­ной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Опыт творческого развитияличности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки — разновозрастные отряды, советы командиров, само управление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др — имеют значение до сих пор.

Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребенка правильно легче, чем по том его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей и конечном счете определяют успех воспитания детей. Личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отношения между со бой — все это влияет на ребенка, формирует его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслуженный авторитет.

Педагогические открытия Макаренко послужили основой для раз­вития социальной педагогики, исправительно-трудовой педагогики. Он выступал против использования для детей элементов тюремного ре­жима, принижения роли воспитательных методов, усиления производ­ственного уклона.

В.А. Сухомлинский (1918-1970) является крупнейшим педаго­гом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты тео­рии и практики воспитания, дидактики и школоведения.

Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сель­ской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятель­ности, имеющей огромное социальное значение. Успех работы воспи­тателя возможен только при организации сочетания мастерства и твор­чества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каж­дого ребенка.

Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подраста­ющего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив — сообще­ство детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллек­тива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника — к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд и так до беско­нечности, т.е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлин­ский вводит новые понятия — «коллективная духовная жизнь», «интел­лектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вы­зывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном кол­лективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.

В конце 70-х — начале 80-х годов на арену общественно-педагоги­ческой жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя — творчество ученика» — таков их девиз. Увлеченность своим предметом, умение построить урок так, что­бы все ученики участвовали в учебном труде, любовь к детям, уважение к личности ребенка с того самого дня, когда он переступил порог школы, — это то, что отличает настоящего учителя.

Издательство «Педагогика» с 1979 года стало выпускать серию «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В числе первых вышли книги, рассказывающие о педагогическом опыте В.Ф. Шаталова, Е.И. Ильина, С.И. Лысенковой, Ш. Амонашвили.

Педагогика сотрудничества, которую развивают педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребен­ке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нрав­ственным ценностям и качествам.

Индивидуальный подход Шаталова рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной, увлеченной и творческой работы. Шаталов борется за избавление детей от унижаю­щего их достоинство страха перед двойкой, вселяет в них оптимизм, дает возможность ощутить свой успех в учебе. Для этого Шаталов использует такие приемы: объясняет учебный материал максимально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, отражающие логичес­кие связи учебного материала, ученики отвечают, опираясь на блок-схему, дома первоначально решают те же задачи, которые рассматри­вались на уроке, — в результате даже «слабые», но желающие учиться ученики могут добиться успеха. Шаталов утверждает, что главные методические инструменты учи­теля — чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его пережива­ний, сомнений, слабостей.

Индивидуальное воздействие на личность ребенка через работаю­щий, созидающий, творящий коллектив характерно для многих педаго­гов-новаторов. Учитель труда и черчения И.П. Волков считал, что для развития склонностей и способностей, учащихся необходимы возможнос­ти попробовать свои силы в различных видах деятельности. В его «своободной мастерской» Собраны всевозможные инструменты и материалы, каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения иници­ативы школьника. Существует лишь одно правило: «Научился сам —научи товарища».

В своем творчестве педагоги-новаторы стремились преодолеть замкнутость школьного классного мира, отрыв обучения от жизни.

Наши рекомендации