Иохвидов Владимир Вячеславович
ВКЛАД ПЕДАГОГА-ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА Е.Н. ИЛЬИНА В ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В СВЕТЕ ИДЕЙ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Иохвидов Владимир Вячеславович
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, заместитель директора по научной работе, филиал ГБОУ ВПО СГПИ, г. Ессентуки
E-mail: [email protected]
С позиций педагогики сотрудничества проблему повышения эффективности уроков литературы в старших классах рассматривал педагог-новатор Е.Н. Ильин. Обучение литературе он целенаправленно подчинял формированию нравственных устоев школьников, воспитанию у них этических и эстетических взглядов и гуманных убеждений, гражданских чувств. «Нравственная культура, - утверждал Ильин, - для меня более значима, чем филологические знания... Близкий далекий результат урока измеряю не только учебными показателями, прежде и больше - морально-этическим, душевным настроем ученика, самой его готовностью и в жизни быть таким, как в классе... Воспитательную миссию словесника считал и считаю наиважнейшей, а необходимость строить преподавание литературы на более широкой и гибкой основе, чем все остальные дисциплины, насущнейшей и общегосударственной задачей» [1, c. 8-9].
Повышение эффективности урока, решение образовательных и воспитательных задач в обучении литературе педагог связывал с построением урока по этому учебному предмету в соответствии с законами искусства (художественный анализ произведения, раскрытие своеобразия творчества писателя, «окрыление» героем произведения). При этом главным считал духовный контакт учителя с учащимися. Ядром урока и основным средством обучающего воспитания считал постановку вопросов-проблем. Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Чтобы вопросы-проблемы служили действенным средством нравственного воспитания, Е.Н. Ильин предлагал систематически и глубоко изучать своих учащихся (на уроке, экскурсии, в театре; изучать каждого в отдельности и класс в целом).
Ответ на поставленный вопрос-проблему, ее разрешение в опыте Е.Н. Ильина организовывались в форме коллективного поиска, коллективного раскрепощенного обсуждения, дискуссии, когда каждый ученик может высказать свое мнение, задать любой вопрос. Этому помогает своеобразная постановка вопроса: «Мой вопрос - особый. К себе самому. А решаю - с ребятами. Этим их поднимаю до себя, сам расту до них... Что может быть яснее вопроса, заданного самому себе, и значительнее, когда он волнует всех» [1, c. 24].
Активизации умственной деятельности учащихся на уроке, по Е.Н. Ильину, способствуют введение учеников в содержание учебного материала через «деталь» - «вопрос» - «проблему», создание проблемных ситуаций, коллективный поиск решения проблемы. Педагог широко использовал в учебном процессе ролевое участие школьников. Его учащиеся проверяли друг у друга тетради, сочинения, зачастую выставляли сами себе оценки, охотно выполняли роли консультантов, лаборантов, рецензентов. Он считал, что многие функции учителя можно и нужно передавать учащимся, конечно, при постоянном контроле и помощи учителя. В публикациях автора названы важнейшие условия эффективного протекания совместной творческой познавательной деятельности ученика и учителя:
· учет учителем компетентности учащихся;
· реакция на малейшие изменения в индивидуальном статусе ученика;
· учет личностного своеобразия учащихся (возраст, пол, социальный статус и др.) при коллективном характере обучения и воспитания;
· формирование и творческая реализация личностных компетенций учащихся и учителя как продолжительный и непрекращающийся творческий процесс, имеющий место в образовательном пространстве каждого урока.
В духе идей педагогики сотрудничества Е.Н. Ильин охарактеризовал отношения, которые складываются на уроке:
· индивидуальный подход к ученику (учитель должен увидеть в школьнике его собственное «Я»);
· предоставление права ученику на выбор своего пути, своего темпа развития;
· создание учителем такой структуры урока, где не просто учатся, но и общаются и тем самым увеличивают желание учиться, ибо в нем -стимул к общению;
· применение методики инициативы, которая помогает ученику в выборе тематики уроков, сочинений, диспутов [2, c. 78].
По глубокому убеждению Е.Н. Ильина, учитель должен уметь «читать» ученика, знать о нем не меньше, чем о героях, писателях; работать с учеником так, чтобы и он работал активно, творчески. Важно воздействовать на ученика практическим опытом литературы. Он рекомендовал учащимся создавать таблицы духовности, которые состоят из глаголов-заповедей: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Вот как им определена роль учителя на уроке: учитель - старший товарищ ученика, учитель - соавтор, учитель - воспитатель, учитель - сценарист урока, учитель - режиссёр урока, учитель - артист-исполнитель, учитель - критик, учитель - литературовед, учитель специалист-психолог (детский и взрослый) [2, c. 80].
Важную роль он отводил педагогике экспрессии (жесты, мимика, интонация, позы). «В моей практике, - писал он, - немало случаев, когда жест бывал красноречивее слова, а мимика в кратчайшую долю секунды доказывала то, на что потребовались бы монологи. Где нужно всего лишь мимолетное движение души, там и самые проникновенные, задушевные слова не достигают цели... Не люблю подолгу стоять у окна, когда веду урок, и метаться на фоне доски от окна к двери тоже. Люблю неторопливо, то левым, то правым проходом между партами, войти в глубину класса, видя лицо каждого... Учитель такой же человек, как и все, на него может также влиять окружающая среда: дождь или солнце, перепады атмосферного давления, косой взгляд сослуживца, неосторожно брошенное оскорбительное слово в автобусе и др. У педагога и на эту проблему есть решение» [2, c. 80].
Заслуживают внимания советы Е.Н. Ильина начинающим учителям об их индивидуальном стиле педагогического творчества:
1. Учите по программе и учите по жизни.
2. Духовно дорастите до «литературных исполинов», чтобы рассказывать о них.
3. Знать своих учеников и знать то, что они знают и могут знать каждый в отдельности и все вместе - значит быть Учителем.
4. Мудрость урока - в совпадении страничек (учителя и ученика).
5. Поощряйте инициативу ученика (в этом мудрость профессии).
6. Не копируйте ничью манеру! Смотрите, как ведут уроки опытные мастера, и - учитесь у себя.
7. Не бойтесь идти своим путем. Начните, как нужно, как учили и постепенно отходите от того к собственному творчеству.
8. Кропотливо и вдохновенно работайте над каждым уроком.
9. Никогда не прекращайте поиск, чтобы творчество не стало шаблоном.
10.Вкладывайте душу в каждый урок.
11.Анализируйте свои уроки (как можно выше поднимите уровень самоанализа) [2, c. 81].
Названные положения и методические рекомендации являлись шагом вперед в решении проблемы повышения эффективности обучения в свете идей педагогики сотрудничества.
В этой связи отметим, что в публикациях сторонников методической системы «педагогика сотрудничества» отчетливо сформулировано требование: «Учитель имеет право на особое уважение к себе, потому что его профессия наиболее почетна из всех профессий на земле. Человека со званием учителя никто не смеет унижать, над ним нет «начальства», лишь руководители—учителя учителей, вдохновители, советчики. Учитель — самая высокая должность» [3]. Разумеется, речь шла об учителе, который достоин своего высокого звания и бережет честь учительства.
Педагог-экспериментатор Е.Н. Ильин разработал систему преподавания литературы как учебного предмета, формирующего личность. В этой системе эффективность урока обусловливается его построением по законам искусства и включает художественный анализ произведения, раскрытия специфики творчества писателя, использование вопросов-проблем, создание проблемных ситуаций, коллективный поиск решения проблемы, установление духовного контакта учителя с учениками, общение с книгой как основным источником знаний и выработки у учащихся убеждений, ролевое участие школьников в уроке, постоянный контроль и помощь учителя. В конечном итоге урок литературы, по Е.Н. Ильину, - это человек формирующий процесс совместной деятельности учителя и ученика на творческой основе и межличностном общении.
Список литературы:
1. Ильин Е. Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1982. с. 8-9
2. Ильин Е. Н. Путь к ученику. - М: Просвещение, 1988, с. 78
3. Методика обновления. Отчет о третьей встрече педагогов-экспериментаторов в Москве // Учительская газета, 1988, 18 марта.