Переговоры в конфликтных ситуациях
Ведущие понятия: переговорный процесс, проблемное поле переговоров, стадии переговоров, стили, установки и технические приемы слушания, методы аргументации, переговорные стили: жесткий стиль, мягкий стиль, сотруднический стиль.
Вопросы темы:
1. Особенности ведения переговорного процесса. Регуляция психологической атмосферы.
2. Прием информации.
3. Передача информации.
4. Переговорные стили, их характеристика.
Вопросы для обсуждения и размышления:
1. В чем заключается роль и значение переговоров в урегулировании конфликтов?
2. Перечислите условия достижения успеха в деловых переговорах.
3. Каковы требования к участнику переговорного процесса?
4. Каковы возможности психологической атмосферы в ходе ведения переговоров?
5. Охарактеризуйте стадии переговорного процесса.
6. Перечислите действия субъекта конфликта, способствующие или препятствующие налаживанию контакта.
7. Назовите наиболее типичные негативные установки слушания.
8. Раскройте суть специальных технических приемов слушания.
9. Охарактеризуйте техники активного слушания.
10. Каковы условия применения и техника жесткого переговорного стиля?
11. Назовите и охарактеризуйте основные тактики ведения переговоров в жестком стиле.
12. Каковы условия применения и техника мягкого переговорного стиля?
13. Каковы условия применения и техника сотруднического переговорного стиля?
14. Каковы основные предпосылки разумной организации переговоров?
Тема для дискуссии
Чаще заглядывай в самого себя.
Цицерон.
Литература для самостоятельной подготовки:
Основная: 2,16.22,24.25.27,33.
Дополнительная: 5,10,11,20,27,44,53.
Тема 6. Основные формы завершения конфликта
Ведущие понятия:способы выхода из конфликта, прямые переговоры, насилие, разъединение, примирение, социальное давление, суд, арбитраж, медиация.
Вопросы темы:
1. Прямые переговоры (парное взаимодействие).
2. Завершение конфликта с помощью третьей стороны.
Вопросы для обсуждения и размышления:
1. Что следует понимать под урегулированием конфликта?
2. Что следует понимать под разрешением и завершением конфликта?
3. В чем состоят преимущества стремления к сотрудничеству в урегулировании конфликтов?
4. Какую позицию может занимать третий участник конфликтного взаимодействия?
5. Если привлечь к разрешению конфликта третью сторону, какие возникают новые способы разрешения конфликта ?
Тема для дискуссии
Кто ежедневно яблоко съедает,
О докторах надолго забывает.
А ток, чьи дни конфликтами богаты,
Дает подзаработать адвокатам.
Литература для самостоятельной подготовки:
Основная: 2,15,16,20,22,33.
Дополнительная: 14,19,44,45,47,49,50,53.
Тема 7. Технология педагогической конфликтологии
Ведущие понятия: педагогический конфликт, стресс, стрессор, причины и признаки стрессового состояния, предстартовое состояние, конфликтогенное поведение.
Вопросы темы:
1. Стрессы и конфликты в педагогической деятельности.
2. Некоторые аспекты педагогического управления конфликтом.
3. Стратегия управления конфликтами в педагогической деятельности.
Вопросы для обсуждения и размышления:
1. Дайте свое определение педагогического конфликта.
2. Укажите причины и признаки стрессового напряжения.
3. В чем проявляются отрицательные последствия стрессов?
4. Возможно ли положительное влияние стресса на человека.
5. Перечислите стратегии управления конфликтами в педагогической деятельности.
6. Каковы могут быть формы проявления конфликтов?
7. Охарактеризуйте некоторые аспекты педагогического управления конфликтом.
8. Какие внутренние переживания могут побуждать подростка к открытому конфликту с учителем ?
9. Какие причины могут инициировать конфликтогенное поведение учителя ?
10. Почему оценочная деятельность учителя (оценка учебно-познавательной деятельности учащихся ) часто является объектом конфликтов со школьниками ?
11. Каковы основные причины возникновения педагогических конфликтов?
12. Каковы формы проявления конфликтного поведения школьников?
13. Какие педагогические конфликты случались чаще всего в школе, которую Вы окончили: деловые или личные? Аргументируйте свою точку зрения описанием конкретных конфликтных ситуаций.
14. Почему принятие педагогом ребенка таким, каков он есть, предупреждает педагогические конфликты?
15. Почему в школьной практике педагогические конфликты часто приводят к ухудшению взаимоотношений учителя и учащихся?
16. Почему учителя чаще всего не склонны идти на компромисс с учащимися?
17. Считаете ли Вы конфликтогенным фактором неумение учителя выслушать ребенка? Аргументируйте свою точку зрения. Какое умение у Вас более выражено : говорение или слушание?
18. Почему в процессе преодоления межличностного конфликта педагогу важно учитывать видение ситуации другими школьниками?
19. Выстройте иерархию (начиная с главных ) личностных качеств педагога, толкающих школьников на конфронтацию с ним.
Тема для дискуссии
Кто не воображает о себе чрезмерно, тот лучше, чем он думает о себе.
Гете.
Литература для самостоятельной подготовки:
Основная: 5,20,23,24,30,34,37.
Дополнительная: 1,8,14,16,26,30.35,52.