Организация научно-педагогической практики
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование
профиль Дошкольное образование
Симферополь, 2014
Развитие высшей школы выдвигает требование улучшения качества многоуровневой подготовки педагогических кадров. Решение этой задачи непосредственно связано с проблемой повышения качества профессиональной подготовки магистров педагогического образовании, через привлечение их к научно-педагогической практике, составными частями которой выступают учебная, научно-методическая, воспитательная работа, руководство педагогической практикой студентов младших курсов.
Структурными компонентами практики являются следующие виды работы студентов-магистрантов: выполнение научной работы, наблюдение за демонстрацией преподавателем вуза методов и приемов организации различных видов учебной и воспитательной деятельности студентов; самостоятельная деятельность магистрантов-практикантов по закреплению, углублению, расширению профессиональных умений и навыков педагогической деятельности; анализ и самоанализ, оценка и самооценка педагогических действий.
Студенты-магистранты выполняют различные виды работы:
- наблюдают и анализируют не менее четырехучебных занятий, которые проводят преподаватели;
- анализируют два учебных занятия, проводимых коллегами-магистрантами;
- проводят десять часов учебных занятий по педагогическим дисциплинам и частным методикам. Из них четыре занятия являются зачетными;
- проводят одно внеаудиторное воспитательное мероприятие в закрепленной академической группе;
- участвуют в одной из форм методической работы (организация методических выставок, уголков в педагогическом кабинете, обзор научно-методической литературы и т.д.);
- разрабатывают визуальное сопровождение темы одногоиз учебных курсов;
- совместно со студентами младших курсов 4-5 раз посещают дошкольные учреждения, осуществляют консультирование студентов по организации различных видов деятельности с детьми в ходе педагогической практики студентов
Конспекты учебных занятий и воспитательных мероприятий утверждаются преподавателем-методистом вуза за 4 дня до его проведения.
Конспекты всех занятий выполняются на стандартных листах формата А-4, на одной стороне, где оставляются широкие поля. На них делает пометки преподаватель и практикант по ходу ведения каждого конкретного занятия.
Научно-педагогическая практика в педагогическом вузе проводится в десятом семестре в течение шести недель (на дневной форме обучения) и непосредственно выводит студентов-магистрантов специальности «дошкольное воспитание» на получение образовательно-квалификационного уровня «магистр».
Цели практики:
1. Формировать научно-исследовательские умения.
2. Формировать готовность магистрантов к преподавательской деятельности в высших педагогических учебных заведениях разного уровня аккредитации.
Задачи практики:
1. Провести педагогический эксперимент в соответствии с планом магистерской работы.
2. Закрепить и углубить профессиональные знания и умения магистрантов в соответствии с содержанием программ учебных дисциплин. Обеспечить подготовку магистрантов к качественному преподаванию педагогических дисциплин и специальных методик в педагогических вузах разного уровня аккредитации.
3. Формировать умения структурировать учебный материал курса педагогики и частной методики, создавать оптимальные модели обучения студентов педагогических вузов в процессе проведения теоретических и практических занятий, руководства самостоятельной работой и педагогической практикой студентов.
4. Применять современные технологии обучения. Проводить дидактическую и методическую обработку научной психолого-педагогической литературы, трансформировать ее в материал для преподавания учебных дисциплин;
5. Формировать умения проводить в различных формах воспитательную работу со студентами. Формировать представление о гуманистическом подходе к личности студента педвуза как субъекта воспитывающей деятельности;
6. Формировать умения наблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу в вузе;
7. Использовать в педагогическом процессе разные виды контроля знаний, уровень сформированности профессиональных умений студентов в процессе преподавания педагогических дисциплин и специальных методик;
8. Формировать умение по организации и руководству научной работой студентов;
9. Ознакомиться с различными видами работы и документацией кафедры;
10. Подготовить научное сообщение и выступить с ним на научно-практическом семинаре при кафедре;
11. Принимать активное участие в научной работе кафедры.
В результате педагогической практики в педагогическом вузе магистранты
должны знать:
- методику проведения педагогического эксперимента;
- функции преподавателя педвуза;
- содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы с академической группой;
- основные требования к оформлению конспекта лекции и конспекта практического (семинарского), лабораторного занятия;
- структуру и содержание УМК педагогических дисциплин;
- современные вузовские образовательные технологии;
- содержание и формы контроля знаний студентов в вузе;
- обязанности куратора академической студенческой группы;
- виды кафедральной документации и требования к её ведению;
- требования к проведению педагогической практики студентов педвуза.
должны уметь:
- разрабатывать содержание и методику педагогического эксперимента;
- проводить педагогический эксперимент, обрабатывать экспериментальные данные и осуществлять их педагогическую интерпретацию;
- самостоятельно разрабатывать конспекты занятий (определить цель. задачи, содержание занятия);
- отбирать необходимый для занятия учебный материал;
- обоснованно применять оптимальные методы обучения в соответствии с целями занятия, особенностями, уровнем подготовки студентов;
- квалифицированно проводить учебный контроль и учебную оценку деятельности студентов;
- проводить занятия различных типов;
- руководить педагогической практикой студентов в школе;
- проводить воспитательные мероприятия со студентами;
- подготовить рецензию на теоретическую статью;
- подготовить небольшую творческую работу: выступление для научного семинара, научный реферат, подготовить библиографию литературы по определенной теме с правильным описанием литературных источников, подготовка теоретической статьи объемом 0,3-0,4 п.л.
Организация научно-педагогической практики
Организацию практики осуществляет факультетский руководитель, групповые руководители в педвузе.
Консультирование магистрантов-практикантов проводят преподаватели-методисты университета по дисциплинам педагогического цикла и частным методикам.
Содержание практики
Содержание работы магистрантов-практикантов развертывается в следующих разделах практики: учебной, научно-методической, воспитательной работе со студентами вуза, руководстве педагогической практикой студентов в образовательных учреждениях, в консультировании научной работы студентов.
Учебная работа.Работа преподавателя педвуза складывается из нескольких направлений. Ведущим является проведение учебных занятий со студентами. Магистранты-практиканты также проводят учебные занятия в период своей практики. Для успешного проведения занятий необходима тщательная подготовка практиканта. Можно выделить 3 этапа в подготовке к учебным занятиям.
Первый этап.
Наблюдение за учебными занятиями, проводимыми преподавателями,
сокурсниками (в ходе практики), их анализ.