Педагогические приемы и методы воспитания положительных моральных чувств у детей дошкольного возраста
Элементы морального сознания | Форма чувственно-эмоционального проявления | Методы развития | Цели воспитательной работы |
Добро | Доброта Доброе отношение к природе, животным, людям Заботливость, чуткость; Доброжелательность, отзывчивость; | - Акцентирование, проявление добрых чувств со стороны педагога; - поощрение, одобрение, стимулирование добрых поступков; - Беседа на тему: «Что значит быть добрым?» - Чтение рассказов о добрых поступках людей; - Демонстрация и обсуждение картин, на которых изображены добрые поступки людей; - Обогащать словарный запас детей словами: «добрый», «чуткий», «отзывчивый»; - Разучивание поговорок, например: «С добрыми людьми всегда хорошо живется», «Друг тот, кто в беде руку подает» и др. - Проведение дидактических игр типа: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Путешествие в страну добрых дел и слов» - Обучение детей эмоционально-выразительным средствам передачи собственных эмоций с помощью худож. литературы, театрализованных игр | Формирование в ребенке: - способности различения добра и зла; - желание быть добрым; заботиться о других; - чувства радости и удовлетворения от совершения доброго поступка; - гуманного отношения к животным, природе; - приязни, доброжелательности; - осознанного стремления к добру |
Достоинство, честь | Честность, положительность | - серьезное, сдержанно-ласковое отношение к ребенку и признание за ним человеческого достоинства; - признание значимости его переживаний, чувств, поступков; - удивление как реакция на неблаговидные поступки ребенка; - требование от ребенка честности, создание для этого благопрятной обстановки; - Чтение и обсуждение рассказов, в которых описаны честные поступки; - Одобрение честности и положительности в поведении ребенка. | Развивать потребность в положительных реакциях, поступках. Формировать в душе ребенка способность к честному поступку; Преодоление страха наказания через объяснение его заслуженности, необходимости; Формировать чувство значимости честного поступка; Постепенно формировать чувство значимости положительных свойств своего характера; |
Ответственность | Добросовестность в выполнении необходимого | - Игры на ответственность («заказ» – «выполнение») - Выполнение обязанностей - Организация совместного дела, в котором участвуют все; - Привлечение к помощи другим детям, взрослым; - Посильный труд по уборке территории, комнаты. - Конкретные поручения с достижением результатов; - Создавать условия для состязательности в выполнении поручений. | - Приучать к труду, выполнению своих обязанностей; - Приучение к порядку. - Проявление доверия к ребенку - Прививать чувство значимости труда и его результатов - Прививать ответственность за свой вклад в общее дело; |
Сочувствие Милосердие | Чуткость, жалость, отзывчивость, стремление помочь, заботливость | - определение эмоционального состояния, переживания по картинкам, выражению лица; - обращать внимание ребенка на переживания других; - стимулировать проявление сочувствия к тем, кто в этом нуждается; - чтение рассказов о животных; - Сюжетно-ролевые игры («Кукла заболела», «Как вылечить любимые игрушки», «Животные заболели», «Доктор Айболит» и др.) - Организация экскурсии в кабинет врача. - Игровой медицинский практикум; | - Развивать у детей способность понимать состояние, настроение человека по эмоциональным реациям, по выражению лица, по интонациям; - Стимулировать у детей эмоции, выражающие чувства, доброжелательное отношение, заботливость; - Формировать способы эмоционального содействия, умения сочувствовать, утешать, оказывать посильную помощь; - Развитие эмоциональной сферы; - Формирование душевной чуткости |
Круглый стол
Вопросы для обсуждения
1. От чего в большей степени зависит эффективность применения рассмотренных методов нравственного воспитания?
- от усилий воспитателя;
- от психологии личности ребенка;
- от воспитания в семье;
- от нравственного состояния общества.
2. Какова роль семьи в воспитании ребенка в дошкольном учреждении?
- равная;
- преобладающая;
- основная;
- незначительная.
3. Возможно ли в наше время этическое воспитание как комплексное развитие личности в условиях дошкольного учреждения, или оно сводится к более или менее формальному усвоению навыков общения?
4. Какое место должны занимать наказания в практике нравственного воспитания? Каков должен быть характер наказаний? Чему они служат?
5. Какие моральные качества можно развить с помощью наказания?
6. Можно ли избежать наказаний в процессе воспитания ребенка? Что может стать альтернативой наказанию?
7. Что является основой для формирования добра как свойства морального сознания человека? Каковы методы его воспитания?
8. Как формируется в человеке моральное зло? Какие упущения в процессе воспитания способствуют его формированию?