Функции процесса обучения
В практической деятельности учителя условно выделяются, образовательная, воспитательная и развивающая функции. Для практики обучения неслышащих учащихся характерна также коррекционная функция, пронизывающая весь педагогический процесс.
Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.
Каждому учебному предмету и отрасли науки свойственны свои умения и навыки. Например, по физике и химии – это решение задач, выполнение лабораторных иисследовательских работ, демонстрация опытов. По географии – работа с картой, проведение географических измерений, ориентирование с помощью компаса и других приборов и т.п. По математике – решение задач, работы с вычислительными машинами, логарифмической линейкой, моделями. По биологии – работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопом.
В процессе образования учащиеся овладевают не только специальными, но также общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам, например, навыками работы с книгой, справочниками, библиографическим аппаратом, навыками чтениями и письма, рациональной организации учебного труда, соблюдения режима дня и др.
Учебный процесс в школе для глухих требует овладения специфическими умениями и навыками: зрительным и слухо-зрительнымвосприятием устной речи (чтение с губ), дактильной формой словесной речи, использованием остаточного слуха в учебной деятельности. Реализуя образовательную функцию обучения, сурдопедагог должен организовать процесс овладения знаниями как активный, сознательный, по возможности максимально самостоятельный и творческий процесс, в котором должны принимать участие все учащиеся.
В процессе образования формируется познавательная деятельность глухих учащихся, которая, по определению Ю.К. Бабанского, представляет собой «единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности».
Продвижению глухих учащихся в умственном развитии способствуют не только приобретенные знания, но и способы их усвоения. Важно отметить, что глубокое усвоение знаний глухимивозможно только на основе овладения словесной речью, а для закрепления полученных знаний необходимо их систематическое повторение.
Учитывая коррекционную направленность образовательной функции в школе для глухих, процесс обучения предполагает разностороннюю деятельность глухих учащихся, цель которой – способствовать обогащению чувственного опыта, развитию сенсорной базы и коммуникативных способностей, избегая механической тренировки речевых умений и навыков.
Осуществляя процесс обучения в единстве с формированием словесной речи, дидактика школы для глухих разработала специальную систему использования различных видов речи на разных этапах образования глухих учащихся в коммуникативно-деятельностной системе. Научный подход к усвоению родного языка на основе учета социальной сущности, коммуникативной функции и материальной природы языка и своеобразия развития глухого ребенка (С.А. Зыков) позволил усваивать родной язык как средство общения и пользоваться им на всех этапах обучения в условиях социального взаимодействия при изучении всех общеобразовательных дисциплин. Эта система помогает глухим учащимися сознательно овладевать учебным материалом и развивать свои познавательные возможности.
Одновременно с образовательной процесс обучения реализует и воспитательную функцию,формируя у учащихся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды, убеждения, способы поведения и деятельности в обществе. Образовательный процесс познания одновременно должен служить и воспитательным процессом, направленным на определенные изменения в сознании и поведении учащихся. Воспитательное воздействие процесса обучения глухих вытекает из содержания и методов обучения.
Использование сурдопедагогом воспитательных возможностей учебного материала, связь изучаемых проблем с глубокими эмоциональными переживаниями на основе подбора подходящих фактов, применение художественных средств, употребление выразительной речи и жестов – все это обеспечивает осознание личной значимости для учащегося ценных в воспитательном отношении проблем, связанных с его личным опытом и переживаниями.
Процесс воспитания при правильной организации оказывает благотворное влияние на ход обучения, способствует привитию трудолюбия, организованности, активности, создает условия для более активного и успешного обучения глухих учащихся.
Таким образом,между обучением и воспитанием существуетдвусторонняя связь, при которой эффективность обучения зависитот уровня воспитанности учащихся, а обучение в свою очередьспособствует формированию определенных взглядов, убеждений,нравственных норм и понятий, социальных установок, направленности личности на восприятие общественных, материальных духовных ценностей, на предпочтительное отношение к тем илииным из них.
Развивающая функция обучения обеспечивает высокий уровень общего развития учащихся. В процессе обучения ставятся познавательные задачи, которые постоянно побуждают и стимулируют развитие личности учащегося. Обучение при специальной направленности включает учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорное восприятие, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферу.
Содержание развивающей функции обучения строится с учетом развития и формирования психических процессов и свойств глухого ученика, его познавательной активности, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей личности. Развивающая функция обучения в школе для глухих определяется содержанием образования, где каждый этап обучения подготавливает учащихся к переходу на следующую ступень в освоении учебных дисциплин и одновременно обеспечивает стимулирующее воздействие на развитие психической деятельности ребенка каждой возрастной группы.
Коррекционная функция процесса обучения заключается в функциональной поддержке фундаментальных способностей глухого учащегося, позволяющих ему усвоить требуемый объем знаний, подняться до уровня развития, необходимого для интеграции в обществе. Эта функция реализуется главным образом через коррекционные курсы обучения неслышащих, которые обеспечивают создание особой, педагогически организованной слухоречевой среды, формирование и развитие речи в условиях предметно-практической деятельности.
Коррекционная направленность обучения относится и к общеобразовательным предметам, что обеспечивает неслышащим детям полноценное образование в объеме массовой общеобразовательной школы. Комплексное воздействие на нарушенные функции в специально организованном процессе обучения, обогащение мотивационно-потребностного плана взаимосвязанных видов деятельности в учебном процессе помогают сгладить основной дефект глухого ребенка и приблизить его к естественному пути развития.
Рассмотренные функции обучения фактически отражают сущность процесса обучения глухого ребенка, направленного на его образование и воспитание, развитие и коррекцию его речевых недочетов и других отклонений в развитии. Основным в реализации всех функций обучения является системный подход, с точки зрения которого определяется, чему нужно и возможно научитьшкольников.