Нравственного поведения. методы коррекции
Задачи занятия:1. Раскрыть сущность методов организации жизни и деятельности воспитанников, обеспечивающих упражнение и приучение их к нравственному поведению. 2. Рассмотреть методы коррекции, как вспомогательные, и установить их важность в формировании нравственных чувств, связанных с определенным характером поведения. 3. Установить, что только эти группы методов обеспечивают формирование умений, навыков и привычек.
В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:
знать- номенклатуру методов и воспитательные задачи, которые с помощью каждого из них возможно решать, а также условия их применения;
уметь - выбирать методы для решения конкретной задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и реальных обстоятельств.
Методы организации жизни и деятельности и формирования положительного опыта воспитанников:
• педагогическое требование(категорично сформулиро
ванные правила действий и поведения, выраженные прямо, реши
тельно, в виде указания, приказа или мягко, косвенно, в виде сове
та, просьбы, намека) в сочетании с разнообразными формами кон
тролясо стороны педагога, взаимоконтроляили самоконтроля.
Педагогическое требование должно быть: понятым и принятым;
гуманным, основанным на доверии; разумным и подготовленным,
должны быть обеспечены реальные условия его выполнения; дове
дено до конца, выполнено при условии, что это поможет работе, а
не приведет к конфликту и срыву занятия;
» методы, обеспечивающие упражнение и приучение: четкость и упорядоченность деятельности(предполагают такую организацию деятельности воспитанников, при которой они не должны оставаться без дела в руках и без мысли в голове); тематические игры(суть их - в воспроизведении роли и поведения взрослых людей в разнообразных жизненных обстоятельствах); соревнование(организация деятельности таким образом, чтобы конечный результат достигался высоконравственным способом, и воспитуемые постоянно упражнялись бы в выполнении соответствующих нравственных норм), в условиях школьного урока физической культуры применение соревновательного метода между подгруппами может носить характер ситуативной игры; режимные упражнения(разумное чередование по времени в течение еуток видов деятельности, досуга и отдыха);
• методы организации положительного опыта: поручения
(организаторские, шефские, общественно-политические, трудового
характера, учебные, спортивные), ставящие воспитанников в по
ложение ответственных исполнителей или организаторов посиль
ных для них дел и видов деятельности; общественные обязанно
сти; создание педагогических ситуаций(обстоятельств), вынуж
дающих воспитанников совершить определенные положительные
нравственные действия: проявить инициативу, оказать помощь,
поступиться личным интересом для пользы команды и т.п. Схема
создания педагогических ситуаций: предельно точно сформулиро
вать воспитательную задачу; выбрать вид деятельности для ее ре-
шения (игру, трудовые задания, спортивные занятия); продумать организацию подопечных - место, их расположение, связи; создать систему «рамок», которые заставят воспитанников поступать так, как нам нужно (это обеспечивается точностью задания, созданием соответствующих внешних условий, системой контроля, стимулированием чувства долга и положительных переживаний).
Педагогическое требование, методы приучения и упражнения направлены на формирование умений, навыков, привычек нравственного поведения в разнообразных условиях реальной действительности, а методы организации положительного опыта
- на формирование социальной активности занимающихся.
К методам коррекции относят:
побуждение (поощрение)-способ выражения общественной одобрительной оценки действий и поступков воспитанников, стимулирующих положительную инициативную творческую деятельность;
торможение(наказание) - способ выражения осуждения, отрицательной
оценки действий и поступков.
Методы коррекции кроме внесения исправлений в поведение воспитанников направлены на пробуждение у них нравственных чувств и переживаний, связанных с определенным поведением: радости и удовлетворения - от хороших поступков, стыда и горечи - от плохих. Во многом именно методы коррекции способствуют воспитанию привычек поведения,которые представляют собой выработанную у человека потребность поступать должным образом в различных жизненных обстоятельствах.
Вопросы и задания:
1. Объясните содержание терминов, характеризующих поведение: «умение», «навык», «привычка».
2. Еаскройте сущность методов организации жизни, и деятельности воспитанников и формирования с их помощью нравственного поведения. Назовите условия их эффективности.
3. Как методически верно предъявить требование к ученику, классу? Что служит основой требования? Почему так важен контроль за его исполнением?
4. Почему существует множество видов и форм требований? Все ли они одинаково нужны? Проиллюстрируйте свои аргументы примерами.
5. Разработайте перечень педагогических требований для: группы новичков; спортсменов I—II взрослого разряда (по своему виду спорта); студентов-практикантов в период педагогической практики.
6. Почему приобретение воспитанником положительного личного опыта повышает его общественную активность? Обоснуйте свое мнение и проиллюстрируйте его примером.
7. Какую задачу воспитания, кроме управления поведением воспитанников, решают с помощью методов коррекции?
8. По заданию педагога осуществите письменное или устное решение 3-4 педагогических ситуации и задач с целью их последующего обсуждения.
Советы по подготовке к занятию:
Следует повторить материал второго и третьего занятия с тем, чтобы освежить в памяти цели и задачи воспитания и понять, почему с помощью методов организации жизни и деятельности и положительного опыта юспитанников можно решать все четыре группы задач нравственного воспитания и делать это достаточно успешно.
При выборе методов воздействия на поведение воспитуе-мых, особенно при определении методов торможения (наказания), желательно установить причины или мотивы, побудившие их к таким действиям, и, соответственно, использовать методы, позволяющие усилить положительные или изменить неприемлемые мотивы й нежелательные причины поведения.
Проанализируйте взгляды П.Ф. Лесгафта на поощрение и наказание, насколько они справедливы. Сравните точки зрения П.Ф. Лесгафта и А.С. Макаренко по этому вопросу. В своих доказательствах воспользуйтесь примерами и наблюдениями из собственной практики.
Литература для подготовки:основная - 3, 8,12, 14,25; дополнительная - 10, 20,21,26, 27,28,30,42.