Физического здоровья младших школьников

Семейное воспитание играет значительную роль в формировании личности ребенка, поэтому ему следует уделить внимание не только родителям, но и учителям, работающим с родителями. Школа и семья преследует единую цель в образовании и воспитании ребенка, поэтому они должны работать совместно.

Однако надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и школы встречается такое мнение: родители - это "помощники", "подсобная сила" при школе. Таким образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а школе - роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что школа и семья - равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается.

Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определенную роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успехи одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого.Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у учителей цель одна — благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Взаимодействие педагогов и родителей — сложная проблема: для этого есть и объективные, и субъективные причины. Ведь долгое время общественное воспитание доминировало над семейным.

Обеспечить гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного в процессе формирования личности ребёнка можно с помощью создания (или обновления) системы семейно-общественного воспитания. Основными условиями ее реализации могут быть следующие:

1. Родители — не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического и т.д. Все, что касается детей, решается с их ведома и согласия, при условии обоюдной поддержки и непосредственного участия в самом процессе.

2. Переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьей к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе.

3. Осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям.

4. Систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям.

5. Установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

Эффективность физического воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и классного руководителя создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

Школа – институт профессиональный, в ней работают люди, обладающие психолого-педагогическим образованием, в то время как родители не имеют даже начальной психологической и педагогической подготовки, а своё искусство воспитания строят на базе любви, традиций, опыта, собственных воспоминаний детства. Если школа теряет приоритетные позиции, родители начинают диктовать свои требования на уровне житейско-обыденных представлений. Но, как только мера приоритета школы нарушается, родители наделяются ролью некоего исполнителя воли школы, отчитывающегося, а не равноправного партнёра. Но «у партнёрства школы и родителей совершенно особое основание – общая забота о развитии ребёнка».[3, 110] И оно имеет право на существование, если строится на базе общих руководящих положений – принципов, которые обоюдно принимаются двумя сторонами. Среди основных руководящих положений партнёров можно назвать следующие: принцип соглашения, принцип сопряжения, принцип сопереживания, принцип сопричастности, принцип содеянности.

Принцип соглашения – исходный принцип взаимодействия школы и родителей, который базируется на договорённости двух сторон об основах организации школьной жизнедеятельности детей и об условиях взаимоотношений этих двух сторон, а также на правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу в сфере обоюдной заботы о возможно максимальном развитии ребёнка.

Педагоги хорошо знают, что дисгармоничность социальных влияний не только снижает уровень воспитанности, но может стать опасным разрушительным фактором личности. «Сопрягать влияние школы и влияние семьи крайне необходимо во имя наивысших достижений ребёнка в его развитии».[15, 98]

Принцип сопряжения основывается на согласном установлении взаимосвязи двух разных сфер жизни ребёнка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребёнка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнёра сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.

Общим итогом реализации принципа сопряжения становится единое поле воспитательного пространства и гармонизация условий разрешения ребёнком трудностей своего личного роста. Условием же для успешной реализации этого принципа является профессионально-этическая подготовленность педагога.

Принцип сопереживания направлен на субъектов партнёрских отношений. Он обеспечивает достаточно благоприятное самочувствие партнёров, что немаловажно в достижении высокой результативности общего планируемого дела. Этот принцип сплачивает, объединяет, поселяет доверие друг к другу и открывает двери для содружества.

Принцип сопричастности – принцип организационного порядка в его практическо-действенном выражении. Всё, что происходит с ребёнком в семье или школе, сказывается на его личностном формировании. То, что имеет решающее значение, должно прослеживаться взрослыми с целью своевременного оказания помощи. Поэтому быть сопричастным – «значит взять на себя часть происходящего с ребёнком, чувствовать себя частью ребёнка и делать всё то, что делал бы взрослый на месте ребёнка» [15, 100]

Практическое дело всегда расценивается как главный критерий оценки отношений между партнёрами. Во взаимодействии школа – родители практическая деятельность тоже имеет место, так как они организуют педагогически значимое дело, которое одному из партнёров не под силу. Здесь также интересы школьника являются исходными. Поэтому принцип содеянности базируется на реальном совершении обоюдных практических действий, способствующих «здесь и сейчас» повышению условий жизнедеятельности развивающегося ребёнка. Важно не представлять дело как работу обслуживающего детей персонала, который создаёт детям максимально комфортные условия. Общее дело, организуемое партнёрами, есть преобразование жизни, улучшение обстоятельств общей жизни на земле – в отдельной точке земли, там, где располагается школа. Воспитательным результатом принципа содеянности будет привычка, умение, радость самостоятельно изменять свою жизнь и улучшать её по собственному желанию, чувствовать себя кузнецом своей жизни.

Деятельность школы и родителей как партнёров, базируясь на системе данных принципов, экономна, проста, легка и приятна, а главное – дети приветствуют такое содружество, и им от этого хорошо.

С учетом данных принципов нами разработан и семейный оздоровительный досуг с детьми «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!», представленное в приложении 1.

Заключение

Сегодня одной из наиболее серьезных проблем, стоящих перед школой, является здоровье детей. По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом.

Поэтому столь необходимо искать пути повышения здоровья подрастающего поколения. В ходе теоретического исследования было выявлено, что важнейшим фактором содействия формированию здоровья, а также значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья–образовательное учреждение». Чем теснее будет связь семьи и школы, тем полновеснее будет отдача от проводимых реформ.

При построении организационной модели партнёрских связей классного руководителя и родителей было учтено, что современная школа ставит своей целью обеспечить: доступность, эффективность, качество образования, развитие гармонической, разносторонне развитой личности, способной к самореализации, сотрудничеству с людьми разных мировоззренческих взглядов. Сотрудничество классного руководителя и семьи всегда представляло собой полиаспектную, многоуровневую проблему. По сложившейся традиции считалось, что учитель обязан руководить, управлять семейным воспитанием, предъявлять требования ученику и его родителям от имени общества. Сами же родители часто совершенно равнодушно относились к традиционной психолого-педагогической пропаганде и редко доверяли педагогу свои проблемы, считая, что он вряд ли их поймёт.

Сегодняшняя действительность ставит педагога перед необходимостью пересмотра данных позиций. Учителя и родители должны рассматриваться как партнёры в рамках целостного процесса социализации ребёнка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Изменения же в установках неизбежно влекут за собой поиск новых форм продуктивного взаимодействия институтов образования и семьи.

В практической части работы нами разработан проект совместной работы семьи и классного руководителя по организации семейного досуга, который направлен на развитие здоровья детей младшего школьного возраста и их физических качеств. Этот проект – важное звено в совершенствовании партнёрских отношений между школой и родителями.

Сегодня в век развитой техники и вообще научно-технического прогресса такие слова как семейный досуг ушли в прошлое. Сегодня все больше семей выбирают отдых у голубого экрана, а если в семье больше чем один голубой экран, такие семьи почитай, что и не видятся. Семейный досуг — это времяпровождение во время которого собирается вся семья, и они не просто сидят, а активно участвуют в каком-либо действе. Это действо должно служить тому, что бы вся семья сплотилась и стала дружной. Во время семейного досуга родители могут лучше узнать своих детей и наконец увидеть, что они повзрослели. А дети могут лучше узнать своих родителей и понять, что их родители не пережиток прошлого. На наш взгляд семейный досуг помогает членам семьи сплотиться, подружиться и лучше узнать друг друга. Полезно это еще и тем, что во время семейного досуга семья становится одной командой, и в такой семье никто не чувствует себя одиноким или обделенным вниманием. Кроме того, активный семейный досуг позволяет развить здоровье детей, сформировать у них необходимые физические качества.

Литература

1. Амбросимова О.Б., Лутошкина И.В., Степанчёнок О.Н. Возрастные особенности детей дошкольного возраста. - Кр.: КГУ, 2007. – 178с

2. Бадьина Н. П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе. – М.: Генезис, 2007. – 152 с.

3. Бабурина С.Н. Классная образовательно-воспитательная программа по здоровьесбережению младших школьников // Учитель в шк. - 2009. - № 6. - С.107-111.

4. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. - М.: Спорт, 2004. – 193с

5. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование. – М.: Академия, 2001. – 292с

6. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: ООО «Изд, Астрель», 2006. – 319с

7. Горбачева М. Досуг - это серьезно! // Бібл. свет. - 2000. - № 3. - С. 10-11.

8. Гранильщиков Ю.Б. Семейный туризм. - М.: Спорт, 1983. – 293с

9. Гребенникова Е. Досуг детей - дело серьёзное! // Б-ка. - 2006. - № 11. - 54-58.

10. Гурьева Г. Досуг - сфера духовная // Б-ка. - 2008. - № 11. - С. 16-20.

11. Здоровье как образ жизни : методические рекомендации библиотекам области по пропаганде здорового образа жизни / Сост. О. А. Лосева. – Могилев : Могилев. обла. б-ка, 2008. - Вып. 2. – 33 с.

12. Кагановская О.Н., Книга для мальчиков. - М.: Колос, 1998.- 109с

13. Караулова Л. К., Красноперова Н. А., Расулов М. М. Физиология физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2012. – 304 с.

14. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. - Яр.: ЯГУ, 2000. – 203с

15. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. – М.: Академия, 2008. – 176 с.

16. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков - М.: ФиС, 1999. – 203с

17. Носырина О. Семейный досуг. Каким ему быть? // Библ. газ. - 2009. - № 18 (234). - С. 6-7.

18. Новикова Г.В., Борисова И. Дети в летнем лагере. - М.: Педагогика, 1993. – 193с

19. Соловьев С. С. Безопасный отдых и туризм. – М.: Академия, 2008. – 288 с.

20. Хуснутдинова А. Летний отдых с ребенком// Дошкольное Воспитание. № 8, 2005.

21. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М.: Академия, 2003. – 184 с.

22.

Приложение

Семейный оздоровительный досуг с детьми «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Цель похода: гармонизация детско-родительских отношений через организацию семейно-туристского досуга.

Задачи:

· оздоровление организма детей;

· обучение владению простейшими туристскими навыками;

· научить получать радость от общения со сверстниками, взрослыми, музыкой и природой;

· развитие выносливости, навыков самоорганизации;

· обмен опытом семейного воспитания;

· психолого-педагогическое просвещение родителей;

· воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.

Предварительная общая работа: разучивание туристских песен, речёвки, девиза, завязывание туристских узлов, выявление желаемой должности и выбор сказочных персонажей, изготовление головных уборов, эмблем.

Оборудование: личное снаряжение; групповое снаряжение; атрибуты для игр; гитара; костюмы сказочных персонажей, фотоаппарат.

Одежда ребёнка: спортивный костюм с отрядной эмблемой, кроссовки, одинаковые банданы с символом туристской должности.

Продукты питания для приготовления обеда на костре.

Время проведения: лето

Длительность: 5 часов

Место: берёзовая роща

Количество участников: не менее 20 человек

Состав участников туристского похода:

Семья Код Состав семьи   Профессия, туристская должность, сказочный персонаж
С.Ш. П-п Мама   Папа Сын Психолог, инструктор по туризму, музыкант Пожарный, волк. Фоторепортёр.
С.Н. П-п Мама Папа Дочь Баба Яга Физорг Санитар
С.С. ОМ Мама Сын   Племянница Повар Костровой, Командир отряда Друг леса
С.П. П-п Мама Папа Сын Кошка Штурман Друг леса
С.Ч. ДИ Папа Сын Богатырь Костровой
С.Р. СПК Приёмная мама н/л н/л Мед.сестра Судья, дежурный по кухне Судья, зайчиха
С.Х. П-п Мама Дочь Болельщик Главный собиратель ягод.
      Инструктор-методист по туризму

Кодировка

П-п Дети и семьи, имеющие психолого-педагогические проблемы, затруднения
ОМ Одинокая мать
ДИ Дети-инвалиды
СПК Потерявшие кормильца

Организационное начало:

1) Семьи с речёвкой подходят к месту проведения торжественной линейки.

Речёвка: улыбаться, веселиться можем мы хоть целый день!

Днём и ночью нам не спиться и в поход ходить не лень!

Раз, два, три, четыре хорошо живётся в мире!

2) Построение.

Рапорт командира отряда:

«Отряд, равняйсь, смирно!

Подходит к инструктору по туризму.

«Товарищ инструктор по туризму.

Наш отряд- СЕМЬЯ;

Наш девиз - Я, ТЫ, ОН, ОНА ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!

На торжественную линейку, посвящённую походу выходного дня, построен.

Рапорт сдан.

Инструктор: «Рапорт принят. Вольно».

Инструктор поздравляет участников с началом похода. Назначает туристские обязанности каждого члена семьи. Родители завязывают своим детям банданы с символами.

Командир отряда: «Отряд, направо. Песню запевай!»

Первый переход:

Отрядная песня «Если с другом вышел в путь»

По ходу движения, шуточная песенка «Маленький ёжик».

Игры-упражнения по ходу движения.

Цель: увеличение интенсивности двигательной активности.

«Зеркало»

Идя по маршруту, инструктор, молча выполняет разные движения (разные положения рук, прыжки с продвижением вперёд, разные виды ходьбы) – дети и взрослые их копируют.

«Смена ведущих»

Участники движутся в колонне по одному. Инструктор называет имя участника, который должен занять место направляющего.

Первый привал (подгоночно-сближающий)

Цель: исправление неполадок в обуви и одежде, подгонка под рост и размер ребёнка походного снаряжения. Сближение группы.

Игры на сближение группы:

Цель: установление контакта ведущего и группы, снятие барьеров, создание атмосферы доверия.

Тактильная игра «Туки-точки»

Участники садятся в кружок и выставляют по два кулака. Ведущий ударяет по кулачкам участников. Выигрывает тот, у кого остаётся единственный кулачёк.

«Туки-туки точки. Ехал царь на бочке. Дуня на тележке щёлкала орешки. Царь с бочки упал. Дуне по носу попал. Дуня ябеда была. Постового позвала. Постовой кричит синяк. Убирай один кулак».

Словесная игра «Наши имена»

Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит своё имя в той форме, которая ему самому нравиться. После этого, по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча, наблюдает за этим.

Пение игровой песни «Трубадурочка».

Второй переход:

Пробежка в медленном темпе. Прибытие в место назначения на поляну отдыха.

Длительный привал. Оборудование лесного лагеря.

· совместная установка палатки;

· оборудование места для обеда.

Беседа: «Как развести костёр»

Цель: познакомить с видами костров, и их назначением, учить соблюдать технику пожарной безопасности.

· сбор хвороста;

· отдых детей.

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Рыба, птица, зверь, огонь».

Цель: повышать уровень общей осведомлённости. Развивать внимание.

Все играющие становятся в круг, а ведущий, указывая по очереди на каждого, повторяет: "Рыба, птица, зверь". На ком остановится, тот должен быстро назвать какого-нибудь зверя, птицу или рыбу - в зависимости от того, что предложил ему ведущий. Повторять названия не разрешается. Если в течение нескольких секунд ответа не последует или если игрок ошибется, он заменяет ведущего.

Подвижная игра «Мигалочки»

Цель: формировать доверительные отношения; развивать внимание и эмоциональную близость между членами семьи и семьями между собой.

Участники располагаются в двух кругах: внешнем и внутреннем. Образуется несколько пар (члены одной семьи). Один человек остаётся без пары. Он незаметно для других, подмигивает стоящему во внутреннем круге. Тот, видя это, должен перебежать к водящему и встать за его спиной. Удерживать убегающего, можно только за плечи.

Свободная деятельность детей. Подготовка полосы препятствий.

Преодоление туристской полосы препятствий.

Цель: физическая закалка и тренировка. Гармонизация семейных отношений.

Место проведения: небольшая поляна. Длина полосы сто метров. Расстояние между препятствиями - пять метров.

Участники: дети, родители, судьи.

Система оценки: скорость, правильность выполнения этапа.

Одновременно стартуют два ребёнка. Их ждут на этапе «Узлы» родители.

Полоса препятствий предполагает:

1.«Лягушатник»

Изготовленный из сухих веток и прутьев (перепрыгивание через поперечины одновременно двумя ногами.)

2.«Лабиринт»

Из верёвки с двумя-тремя резкими поворотами.

3.«Бревно»

Из поваленного ствола. Преодоление с использованием страховки.

4.«Обезьянник» (параллельная переправа).

Дети передвигаются скользящими приставными шагами по нижней верёвке, держась за верхнюю, с использованием страховки.

5.«Волчатник»

Преодолевают подлезанием под натянутой верёвкой по-пластунски или на четвереньках (в зависимости от роста ребёнка). Колокольчик, подвешенный к «волчатнику» сигнализирует о каждом неловком движении ребят.

6.«Туристские узлы»

Завязать три узла (прямой, схватывающий, встречный). Задание выполняется на скорость между двумя семьями.

7.Перенос пострадавшего ребёнка на самодельных носилках (какая семья быстрее).

8.Финиш.

Побеждает семья, первая пришедшая на финиш.

Подведение итогов.

Обед.

Цель: организация большого общего « стола», где каждый может поделиться друг с другом и незаметно для себя пройти хорошую школу щедрости, внимательного и заботливого отношению друг к другу.

Отдых детей в палатке (30 минут).

В это время с родителями проводится просветительская беседа: «Конфликты родителей и детей: варианты разрешения».

Цель: определиться как, и почему возникают конфликты, познакомить с вариантами из разрешения».

Песня «Картошка»

Соревнование по ориентированию в игровой форме.

«Мы ищем клад!»

Цель: освоить простейшее ориентирование на местности, повысить эмоциональный позитив. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Участники: дети.

Организаторы: родители.

Число участников: 20 человек.

Место проведения: смешанный лес.

Сокровища: мелкие игрушки-брелки.

Трасса: Длиной - не более трёхсот метров. На трассе устанавливается 5 контрольных пункта в виде карточек-заданий и подсказки направления дальнейшего пути. Взрослые берут на себя определённые сказочные роли. В этом случае успешное прохождение каждого этапа будет рассматриваться как условие дальнейшего движения, своеобразный пропуск по тропе.

Ход соревнования:

Дети неожиданно находят письмо, приклеенное к внешней стороне палатки. В нём лежит зашифрованная карта, путь для того, чтобы найти клад.

Движение начинается от одиноко стоящей сосны. Дети по условным знакам-стрелочкам, бегут в заданном направлении.

Вдруг, из-за кустов появляется Баба-Яга и предлагает им разгадать её загадки, чтобы получить пропуск по тропе.

Загадывание туристских загадок.

1. Два ремня висят на мне, 2.И от ветра и от зноя,

Есть карманы на спине. Ах, как спать в ней сладко!

Коль в поход идёшь со мной, Что это?

Я повисну за спиной. (Палатка)

( Рюкзак)

3. На привале нам помог: 4. На ладонь он ляжет весь.

Суп варил, картошку пёк. Не часы, а стрелка есть.

Для похода он хорош, Он в дороге пригодится,

Да с собою не возьмёшь. С ним нигде не заблудиться.

(Костёр) (Компас).

5. Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз – и помнит нас. (Фотоаппарат).

После отгадывания, дети бегут до следующего условного знака.

У одиноко стоящей берёзы их встречает богатырь. Он предлагает побороться с детьми силами. Если дети, с помощью каната, перетянули богатыря на свою сторону, они бегут дальше. Далее, они натыкаются на кошку, которая сидит на дереве. Она ставит условие поиграть с ней в игру «кошки-мышки».

Потом ребята встречают серого волка. Он просит их выбрать из группы грибов, нарисованных на карточках, только съедобные, так как он очень голоден, но боится отравиться.

В заключении, на тропу выбегает зайчиха. И очень просит найти её зайчонка, который потерялся в лесу. Условием его нахождением будет участие в музыкальной игре «Громко - тихо запоём».

Цель: развивать динамический слух.

Задача детей найти зайчонка, руководствуясь громкостью звучания песни, которую должны петь все участники. Всем нужно помнить основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где находится зайчик, или ослабевает по мере удаления от него.

Зайчиха даёт детям морковку, в которой они находят записку.

Содержание записки: «Встаньте лицом к дереву с маркировкой, повернитесь направо, сделайте вперёд 5 шагов, повернитесь налево, сделайте три прыжка, а теперь ищите».

Клад будет лежать в сундуке, который подвешен на ветке дерева.

Заключительная часть:

· Оформление общей лесной газеты «Нарисую маму, нарисую папу» под музыкальное сопровождение (песня «Нарисую»).

Цель: закрепить впечатления, полученные в походе выходного дня, содействовать организации общей семейной деятельности.

· Награждение участников похода выходного дня значками «Юный турист».

Уход домой с песней «Если с другом вышел в путь».

Наши рекомендации