Педагогический процесс как система и целостное явление. Закономерности и этапы педагогического процесса

Пед. процесс – целостное пед. явление. Это комплексный целенаправленный учебно-воспитательный процесс. Он и в теории и на практике представляет собой совокупность образовательных и воспитательных задач. Пед. процесс – это последовательное целостное взаимодействие учителя и ученика для решения поставленных задач. Пед. процесс имеет свою цель и в зависимости от учебного заведения цели – разные: в ВУЗе – одна цель, в школе – другая. Пед. процесс – это единство образовательно-воспитательных задач. Пед. процесс включает в себя: цель – принципы (научности, систематичности, доступности, индивидуализации, природосообразности, культуросообразность, педагогическая сообразность) – содержание – методы (беседа, лекции, диспут, анкетирование, эксперимент и т.д.) – средства –диагностика – конечный результат. В пед. процессе ведущую роль играет педагог, а также и сам ученик.

Пед. процесс (обучение) – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учеников, в ходе которого происходит воспитание, образование и развитие личности. Пед. процесс имеет двусторонний характер: преподавание и учение. Преподавание – процесс деятельности учителя, учение – процесс деятельности ученика в обучении. Главное в деятельности учителя – управлять активностью учеников при усвоении знаний, умений и навыков. Ученик выполняет инструкции, которые дает учитель. Функция ученика – осознанное усвоение материала, он также активная сторона процесса обучения. Если ученик пассивен, то пед. процесса не происходит.

Деятельность преподавателя включает в себя: 1) планирование (календарные планы, тематические); 2) организация своей деятельности (отбор материала для урока); 3) организация деятельности ученика (постановка целей, использование разных методов); 4) стимулировать деятельность ученика; 5) бегущий контроль; 6) анализ результатов.

Деятельность ученика: 1) самоорганизация; 2) самоконтроль; 3) самоанализ.

Пед. процесс имеет свои внутренние особенности: вид познавательной деятельности. Сущность процесса познавания заключается в том, чтобы осуществить переход от незнания к знанию, от неполных знаний к более полным (точным), от фактов к законам, от концептуальных к обобщенным знаниям. Пед. процесс всесторонне влияет на личность, благодаря реализации 3-х функций: 1) образовательной; 2) воспитательной; 3) развивающей.




Содержание образования в современной школе

Под понятием содержание образования подразумевают систему знаний, умений, навыков, отношений и творческой деятельности, которыми овладевает ученик в ходе процесса обучения. Содержание образования основано на общественном опыте человечества, который включает в себя опыт физического, эстетического, трудового, научного и нравственного развития общества и удовлетворяет потребностям общества. Потребности социума являются определяющим фактором при характеристике содержания образования. Знания, умения и навыки (ЗУН) – это система практических, нравственных и мировоззренческих идей, накопленных поколениями и специально отобранных в соответствии с целями развития общества. 1. Знание – это понимание, способность анализировать, воспроизвести и применить на практике определенные элементы общественного опыта, выраженные в понятиях, категориях, законах, фактах, теориях. 2. Умение – способность применить на практике полученные в процессе обучения знания.3. Навык – составной компонент умения, доведенный до совершенства. 4. Отношение – способность к оценке и эмоциональному восприятию опыта поколений. 5. Творческая деятельность – высшая форма человеческой активности и самовыражения. Содержание современного образования направлено на всестороннее развитие ученика в соответствии с его интересами и потребностями и новейшими достижениями современной науки и техники. Это позволяет формировать конкурентоспособную личность на базе школы. Содержание образования отражено в учебных программах, учебных планах, учебно-методических комплектах и учебных пособиях. 8.
Домашняя работа учащихся. Пути предупреждения перегрузок учащихся.
Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Между тем в периодической печати появляются публикации, в которых рассказывается о якобы передовом опыте отдельных учителей, осуществляющих обучение без домашних заданий, и ставится вопрос об их отмене, поскольку они, по их мнению, не приносят никакой пользы и только перегружают школьников. Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Домашние задания по своему содержанию включают в себя: а) усвоение изучаемого материала по учебнику. б) выполнение устных упражнений. в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике и другим предметам. г) выполнение творческих работ по литературе. д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах. Перегрузка домашней работой. Объем домашнего задания и время на его выполнения должен соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил к условиям обучения в общеобразовательном учреждении . Кроме того, для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник и не давать домашних заданий по рисованию, пению, труду и физкультуре. С каждым годом количество предметов возрастает, учебная нагрузка увеличивается и соответственно время на выполнение домашнего задания тоже. Как должно быть распределено время на отдельно взятые предметы с точки зрения рекомендации СанПиНа. Удобно рассмотретьданный моментс помощью таблицы, где указаны предметы в соответствии общеобразовательной программы многих школ и учтена возрастная особенность учащихся. Общая сумма времени усреднена, поскольку в день у учащихся от 4 до 6 уроков, основные предметы повторяются каждодневно, остальные по­вторяются 2-3 раза в неделю.


Наши рекомендации