Роль наследственности в развитии личности
Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как “свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений”.
Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову). К ним относятся пищеварительные рефлексы (слюноотделение), оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете), ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.). Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.
Однако в пределах биологической эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей, развитие “собственно человеческих задатков” (движение в вертикальном положении — прямохождение, развитие речи), предрасположенность к целенаправленному труду, развитие мыслительных способностей человека, осознание своих действий, поступков, деятельности.
Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус-фактор, задатки способностей; программирует также свойства нервной системы, свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.
Известно, что носителями наследственности являются молекулы ДНК, отвечающие за все жизненно важные процессы в организме (за сохранение информации о протекании всех процессов, за обновление клеток, за защиту от мутаций и за многое другое).
Генетическая программа наследственности заложена в молекулярных структурах ДНК. Она, как сверхсовершенная ЭВМ, обеспечивает заданность параметров работы всех структур организма: от биохимических, биопсихических до физических; сохраняет наследственную память обо всем организме как индивидуальной единице биологического мира (по мнению ряда исследователей, вплоть до 13-го колена). Диалектика биологических процессов обозначена и наличием наследственных заболеваний и различных аномалий. К ним можно отнести болезнь крови (гемофилия), шизофрению, сахарный диабет, ряд эндокринных расстройств (карликовость и др.). По наследству могут передаваться и особенности протекания психических процессов. Появляются сообщения, что по наследству может передаваться и предрасположенность к правонарушениям и преступлениям, садизм, суицидальное поведение и т.д.
Однако отметим, что быстротечные воздействия на аппарат наследственности ведут к разрушению древних генетических кодов и памяти, к сокращению сроков жизни и необратимым генным мутациям.
Таким воздействием является радиация, действующая на генный аппарат человека. В результате ионизирующего воздействия на хромосомы уже в организме матери нарушается структура ДНК, у новорожденных возникают наследственные болезни, а также уродства (две головы, два туловища, сросшиеся близнецы, огромных размеров голова или уши и т.д.). Нарушение генной наследственности может быть вызвано тяжелыми условиями труда, нервно-психическими расстройствами. К расстройству генной структуры приводят и бытовые канцерогены (алкоголь, курение, медикаменты, звуковые нагрузки и многое другое).
Способности. Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.
Значение врожденных задатков для разных способностей различно. Значение их относительно рельефно выступает в таких способностях, как музыкальные, существенной предпосылкой которых является тонкий слух, т.е. качество, зависящее от свойств периферического (слухового) и центрального нервного аппарата. Особенности строения нервно-мозгового аппарата – это прирожденные задатки . Но это именно задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития, а не сами музыкальные способности . Музыкальные способности в подлинном смысле слова – это свойства и данные, необходимые для занятия музыкальной деятельностью, т.е. исполнения музыки, сочинения музыки (композиции) или полноценного художественного восприятия ее. Музыкальные способности в этом единственно правомерном смысле слова являются не врожденными свойствами организма, а результатом развития личности; врожденные задатки являются лишь необходимыми предпосылками, они зависят от всего пути развития личности. Конкретно (если продолжать развитие мысли на примере музыкальных способностей) развитие музыкальных способностей композитора может зависеть от того, найдет ли он творческие замыслы, сюжеты, адекватные его техническим средствам, и технические средства, адекватные его замыслам, и т.п.
Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.
Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.
Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.
Условия развития способностей:
1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;
2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);
3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:
- простая деятельность - снижение интересов;
- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).
Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей.
Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов. Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).
Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).
(azps.ru)
Задатки и способности.Понятие о задатках
Советские психологи считают ( Г. С. Костюк, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев) считают , что под задатками следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладевания деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью.
Природные предпосылки способности стоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия соответствующей деятельностью. Решающие значение имеют первые пробы сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и склонности. Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.
Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их способности.
Талант(от греч. talanton — первоначально вес, мера, потом в переносном значении — уровень способностей) — высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (см. Способности специальные). О наличии таланта следует судить по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определенные общественные запросы. (Психологический словарь)
Воображение как составляющая таланта
Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.
Игра в жизни ребёнка.Игра имеет очень важное значение в жизни ребёнка, то же значение, какое у взрослого имеет работа, служба и т.д. Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. Для того, что бы руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. Нужно, прежде всего, сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра – на плохую работу. В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли. Если вы купите ребёнку заводную мышку, целый день заводить её и пускать, а ребёнок будет целый день смотреть на эту мышку и радоваться – в этой игре не будет ничего хорошего. Ребёнок в этой игре остаётся пассивным. Если ваш ребёнок будет заниматься только такими играми, то из него и вырастет пассивный человек.
Детская игра проходит несколько стадий развития и в каждой стадии требуется особый метод руководства.
Первая стадия характеризуется тем, что ребёнок предпочитает играть один. В эти годы ребёнок любит играть своими игрушками. В этой стадии как раз развиваются личные способности ребёнка. В среднем она продолжается до 5 – 6 лет.
Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11-12 лет. Во второй стадии ребёнок выступает уже как член общества, но общества ещё детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем.
На третьей стадии ребёнок уже выступает как член коллектива, не только игрового, но уже и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т.е. связанной с определёнными физкультурными целями, правилами, а самое главное – с понятиями коллективного интереса и дисциплины.
На всех стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение.
На всех трёх стадиях родители должны зорко наблюдать, что бы игра не поглощала всю духовную жизнь ребёнка, что бы параллельно развивались и трудовые навыки. Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом.
Психологическая природа игры. Что такое игра? Почему дети любят играть? Мы наблюдаем за игрой детей ежедневно, играем с ними сами, но редко задумываемся над вопросом, в чем, собственно, состоит суть детской игры? Дети играют, потому что им это интересно, а игры исторически возникли как необходимость передачи детям знаний и опыта взрослых, т.е. обучением детей, подготовкой их к самостоятельной жизни. Детский мозг очень активно воспринимает информацию, поэтому именно в раннем возрасте у ребенка с помощью нужных игр легко сформировать навыки, которые пригодятся ему в жизни.
На этом психологическом принципе были основаны игры наших бабушек и дедушек. С девочками играли в «дочки-матери», с мальчиками – в охотников и собирателей. Поэтому девочки, взрослея, умели готовить еду, воспитывать детей, вести хозяйство, а юноши – обеспечивать семью всем необходимым. Сейчас наша жизнь изменилась, отпала необходимость уметь делать то, что умели наши дедушки и бабушки. Нам на помощь пришли умные машины, роботы и высокие технологии. Изменились и игры, в которые играют наши дети. Ролевые игры ушли из жизни наших детей, забрав с собой кусочек их детства, а на их место пришли электронные игры, виртуальная реальность прочно поселилась в детских головах, вытеснив реальность осязаемую.
Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых. Януш Корчак
Прямо противоположное действие на психику и развитие умственных способностей ребенка оказывают ролевые игры. Игровая деятельность оказывает стимулирующее влияние на развитие всех психических процессов – выполняя различные роли, ребенок начинает мыслить представлениями и образами, видеть предмет с разных сторон. В игре развивается творческое воображение ребенка, ставя себя на место других персонажей, он учится вырабатывать собственную линию поведения. В процессе игры дети запоминают гораздо больше полезной информации, чем в любом другом случае - например, по прямому указанию взрослых. Современные дети практически не знают традиционных детских игр и не умеют в них играть. Задача родителей состоит в том, чтобы предоставить возможность развиваться ребенку гармонично, а значит, уделять часть своего времени на игры с ребенком. В игре происходит столкновение умов, характеров, в игре одерживает верх наиболее ловкий и сообразительный, и от умения взрослых помочь организовать умную игру напрямую зависит ее польза. В одно мгновение комната может превратиться в море, диван - в необитаемый остров, а стул – в корабль, и вот уже Ваш ребенок спешит на помощь людям, которые остались на острове. Он обязательно их спасет, преодолев все сложности путешествия. Польза от такой игры состоит еще и в том, что с каждым следующим разом ребенок научится сам воображать ситуацию, распределять роли и определять правила игры. Если Вы научите ребенка играть в такие игры, т.е предоставите ему выбор, вряд ли он выберет компьютер и телевизор, которые есть в каждом доме.