Г. Педагогизация окружающей среды

Важнейшими социальными институтами, цент­рами, формирующими подрастающую личность, являются: школа, семья и ближайший «кусочек» социальной среды – микрорайон. Без сомнения, школа среди них является наиболее целенаправленным, педагогически правиль­ным, профессионально организованным институтом. Однако, как показывает жизнь, в настоящее время результаты (качества личности выпускников) определяются не столько школой, сколько совместным действием всех трех источников воспитания.

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении – будущем всей страны.

В педагогике давно существует проблема объединения воспита­тельных усилий школы и семьи, школы и воспитательных учрежде­ний микрорайона, сотрудничества школы с общественными органи­зациями. Новая педагогическая технология выдвигает задачи инте­грации всех воспитательных воздействий среды на основе ее педагогизации, осознания того, что «общество живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно хочет жить». Согласно одной из идей педагогики сотрудничества, школа не может быть демокра­тизирована, если не будет налажено сотрудничество с обществом, с окружающей социально-педагоги­чес­кой средой. Общественная под­система школы не может развиваться изолированно. Она должна быть принципиально открытой.

Жизнь дала немало примеров решения этих проблем. Прежде всего, здесь интересен опыт создания школ-комплексов, представ­ляющих объединение под одной «крышей школы» учреждений искусства, спорта, технического творчества (А.Л. Захаренко, М.П. Щетинин). В ряде регионов организованы системы сотрудни­чества всех социальных институтов микрорайона, участвующих в вос­питании молодежи – социально-педагогические комплексы (Свердловская, Челябинская, Горьковская области, Таллинн, Ново­сибирск). Е.Б. Куркин организовал экспериментальную площадку «Город – воспитатель» в Тюменской области. Школа в этих случаях играет роль профессионального центра по педагогической перестрой­ке социальной среды. Только так, «всем миром», можно решить задачи перестройки школы.

Педагогика сотрудничества и развития ориентирует семью на классические образцы родительского воспитания А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, на новаторские идеи Б.П. и Л.А. Никитиных, В.А. Караковского, на личностный подход в семье, пропагандируемый С.Л. Соловейчиком, Ю.П. Азаро­вым, А.М. Маркушей, А.А. Лихановым и др.

В опыте новаторов они предстают как система постепенно­го вовлечения детей в посильную трудовую деятельность, выявление и развитие их склонностей в целях самоопределения, обоснованного выбора будущей деятельности. От творческих трудовых заданий младшему школьнику (по И.П. Волкову) – к выполнению общест­венно полезных трудовых дел в среднем возрасте и далее – к уча­стию в производительном труде на предприятиях, в колхозах, сов­хозах или школьных хозяйствах – путь, которым добиваются успе­хов школы Г.М. Куб­ракова, З.Г. Шоюбова, Н.Н. Дубинина, А.А. Католикова и других новаторов.

Подробнее этот раздел раскрыт в главе XIII «Социально-воспитательные технологии».

Рекомендуемая литература

1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. – М.: Знание, 1982.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. – М., 1991.

3. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. – 1994. – № 5.

4. Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к перестройке процесса обучения в школе // Народное образование. – 1988 – № 1.

5. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Педагогический поиск, 2000.

6. Гузенко И., Раковский М. Опыт Липецкой школы: забыть или переосмыслить заново? // Народное образование. – 2002. – № 4.

7. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М.: Просвещение, 1990.

8. Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М.: Просвещение, 1988.

9. Концепция общего среднего образования. – М.: ВНИК «Школа», 1988.

10. Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1990.

11. Кочетов А. И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе. – Ярославль, 1994.

12. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003.

13. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М.: Просвещение, 1989.

14. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. - М., 1994.

15. Отчеты о встречах учителей-новаторов:

– Педагогика сотрудничества. - Учительская газета. - 1986. - 18 марта.

– Демократизация личности. - Учительская газета. - 1987. - 17 октября.

– Методика обновления. - Учительская газета. - 1988. - 19 марта.

– Войдем в новую школу. - Учительская газета. - 1988. - 18 октября.

– Поворот. Бухара. – Перемена. – 1990.

16. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1987.

17. Педагогика сотрудничества (газета «Первое сентября»):

– От ученика - к личности. - 1996. - 03.09.

– Человек свободный. – 1994. – 01.09.

– Школа сотрудничества: эстафета педагогических идей. - 1991. - № 51-56.

– Школа сотрудничества: хрестоматия. - 2000. - № 54-58.

18. Селевко Г. К. Активизация психологических факторов развития и личностный подход к учащимся // Тезисы Всесоюзной конференции «Развитие личности». - М.: МГУ, 1989.

19. Селевко Г. К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества // Республиканская конференция по активным методам обучения. - Пермь, 1991.

20. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч. I, II. - Ярославль, 1988, 1989.

21. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. - Ярославль,1990.

22. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5.

23. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М.: Просвещение, 1987.

24. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. – М.: Детская литература, 1979.

25. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. В 4-х частях. – М.: Генезис, 1998.

26. Цирлина Т.В. На пути к совершенству. - М.: Сентябрь, 1997.

27. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Просвещение, 1990.

28. Школа сотрудничества. – М.: Первое сентября, 2000.

Наши рекомендации