Школа как центр социального воспитания на Западе
Как уже было сказано выше, в большинстве стран Запада центром социального (общинного) воспитания становится школа. И это, по всей вероятности, правильно, т.к. школьный период совпадает с периодом социального становления и созревания молодого человека. Это, с одной стороны. А с другой, - в передовых странах школа способна координировать деятельность и других социокультурных учреждений, расположенных в зоне ее действия, и распространять свое влияние на все слои населения. Особенно велика роль школы на периферии.
Правительственный документ «Америка 2000: стратегия образования» (1991 г.) предусматривает использовать школу как «центр, способный перестраивать развитие цивилизованного общества». (СНОСКА: Цитируем по книге А.Н.Джуринского «Сравнительная педагогика». - М.: Академия, 1998.-С.88)
В Японии в расходной части государственного бюджета вместо статьи «Школа» с 1978 г. введена статья «Школа, культура, спорт», предусматривающая затраты не только на школьные заведения, но и учреждения внешкольного образования и воспитания (библиотеки, музеи, центры досуга, спортивные сооружения и т.п.). (СНОСКА: См.; там же. - С.160. Здесь и далее (§2) в ряде случаев используются фактические данные из этого пособия) Это позволяет японской школе стать центром повседневной жизни учащихся.
Политика «общинного воспитания» (США) предусматривает два основных подхода:
I - школа выступает поставщиком педагогических идей и услуг (увеличивается время пребывания детей в учебных заведениях -они остаются там и после учебных занятий; проводится педагогическое консультирование; организуются виды досуговой деятельности и т.п.);
ІІ школа становится координирующим центром усилий общественных и государственных учреждений округи по воспитанию школьников, что позволяет создать некую местную «педагогическую экологическую среду». К внешкольной воспитательной и образовательной работе подключаются местные библиотеки, музеи, университеты, предлагающие школьникам разнообразные образовательные программы, Члены ассоциации «Добровольцы в помощь школе» (США), насчитывающей более одного миллиона человек, работают в качестве руководителей детских кружков, репетиторов, помощников учителей и т. п.
Но, как уже говорилось, воспитательное воздействие школы распространяется не только на учащуюся молодежь, но и на другие слои населения, которые являются свидетелями и участниками (а то и организаторами) многих социокультурных мероприятий, проводимых как самой школой, так и совместно с другими учреждениями муниципалитета.
Тесно сопряжена со школьной педагогикой внешкольная воспитательная и культурно-досуговая работа с детьми и подростками. Так, в США в рамках внешкольного воспитания создаются центры детского творчества, «академии юниоров», летние детские лагеря. Во Франции - школьные кооперативы, культурно-воспитательные центры («воспитательные города»). В Швеции - «дома свободного времени». В Германии - досугово-образовательные центры.
Это свидетельствует о наличии хороших условий для проведения как воспитательной, так и культурно-досуговой работы среди подрастающего поколения.
§2. Добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном воспитании
Важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения на Западе играют различного рода неформальные добровольные объединения, организуемые как в учебных заведениях, так и за их пределами.
Прежде всего, речь идет о скаутском движении.
Возникшее в конце XIX - начале XX вв. в Великобритании, скаутское движение распространилось по всему миру. Оно объединяет молодежь от 8 до 18 лет и делится, в основном, на два направления: бойскаутов (мальчики) и герлскаутов (девочки).
Школы скаутского воспитания прошли миллионы и миллионы граждан западного мира. Основной задачей скаутских организаций является воспитание молодого человека во имя общего блага, привитие ему качеств лидера и умения ориентироваться в окружающей среде, находить выход из сложных жизненных ситуаций. Скаутское движение, объединяющее сегодня несколько десятков миллионов человек, переживает, по всей вероятности, не самые лучшие времена. Наблюдается некоторое снижение интереса молодежи к скаутским организациям. Связано это, по всей вероятности, с нежеланием определенной части современной западной молодежи сковывать себя жесткими правилами жизни скаутских объединений. В последние годы наблюдается тенденция к упрощению некоторых сторон жизни скаутов. Так, например, появляются смешанные скаутские отряды.
Медленно идет возрождение скаутского движения и в России. Связано это с рядом причин идеологического, экономического и социально-психологического порядка. Но основной причиной следует считать трудности переходного периода российской действительности. По всей вероятности, российское общество еще не готово к внедрению форм и методов, требующих значительных материальных и финансовых затрат (необходимо обучение организаторов скаутских отрядов, требуется определенное лагерное оборудование, форма, необходимые средства на питание и т.д.). Имеет значение и позиция родителей, недоверчиво относящихся к такому нововведению, каким для нас является современное скаутское движение. (СНОСКА: Скаутское движение в России возникло почти одновременно со скаутами в Великобритании (создатели скаутского движения в Англии - полковник Роберт Баден-Поуэлл и в России - штабс-капитан Олег Иванович Пантюхов неоднократно встречались друг с другом). В 20-е гг. XX столетия скаутское движение в России прекратило свое существование, как не отвечающее идеологии Советской власти).
Особой популярностью у молодежи на Западе пользуются добровольные объединения по интересам, в том числе, волонтерской направленности. Эти объединения организуются, как правило, при школьных и высших учебных заведениях.
Так, школьные кооперативы во Франции (в них участвует пятая часть учащихся общеобразовательных школ) не только создают клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, но и являются хорошей школой общественного воспитания. Кооперативы действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомятся с процедурой выборов в органы власти различного уровня, принимают участие в дискуссиях. (СНОСКА: См.: Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. - М.: Академия, 1998. -С.159)
Интересен опыт клубных объединений университетов США, проанализированный молодой исследовательницей Ж.ГАтаянц. Именно клубные объединения в силу ряда причин (сообщество сверстников, объединение по интересам) создают наиболее благоприятную среду социализации студентов, общения, проявления творческой активности и, тем самым, способствуют «мягкому» вхождению молодого человека в социум - как вузовский, так и макросоциум. (СНОСКА: Атаянц Ж.Г. Клубные объединения высшей школы как фактор социализации студентов (на опыте университетов США). - М., 1995. - С.З)
В среднем, американский университет насчитывает, примерно, 225 студенческих объединений. На федеральном уровне внеаудиторная деятельность американских студентов координируется такими общенациональными организациями, как Совет по продвижению стандартов в высшем образовании США и Национальная ассоциация студенческой деятельности.
По направлению деятельности студенческие объединения можно классифицировать следующим образом: академические, религиозные, национально-культурные, политические, средства массовой информации, группы по социальным интересам, объединения социальной направленности, спортивные и рекреационные, клубы искусств и др.
Особое внимание в университетах США уделяется волонтерской, или добровольческой, деятельности студенческих клубов. На общенациональном уровне волонтерская деятельность рассматривается как один из реальных путей нравственного развития молодежи, воспитания гуманизма. На университетском уровне волонтерская деятельность определяется как ценностно-значимая и жизнеспособная альтернатива другим видам внеаудиторной деятельности студентов.
В процессе волонтерской деятельности осуществляется практическое сотрудничество университета и местной общины в решении социальных проблем. Выделяется несколько видов данного партнерства: университет - американский Красный Крест; университет - образовательные агентства общины, университет - средняя школа; университет - агентства общины, решающие проблемы специфических групп населения; университет - общины других районов. (СНОСКА: Атаянц Ж.Г. Клубные объединения высшей школы как фактор социализации студентов (на опыте университетов США). - М,, 1995. - С. 16)
В качестве основных направлений волонтерской деятельности выделяются следующие: сбор пожертвований; обслуживание реабилитационных центров, больниц, домов для бедных, для престарелых; наставничество в местных школах; обучение английскому языку эмигрантов; уборка прилегающих к университету городских микрорайонов; помощь фермерам; ликвидация неграмотности; помощь трудным подросткам.
По мнению Ж.Г.Атаянц, волонтерскую деятельность следует рассматривать как высший уровень включения студентов в процесс социализации. В отличие от других клубных объединений волонтерские объединения решают не только проблемы досуга студенческой молодежи, но ряд других проблем как самого студенчества, так и общества в целом, Это один из тех случаев, когда собственно социальная работа сливается с культурно-досуговой деятельностью и социальным воспитанием.
§3. Молодежные формы досуга
Картина социального и социокультурного воспитания была бы неполной без рассмотрения проблемы культурного досуга молодежи за рубежом.
Обратимся здесь к опыту Франции, одной из типичных передовых стран западного мира. (СНОСКА: Этот опыт отражен, прежде всего, в ряде материалов, периодически включаемых в научно-информационный сборник «Культура в современном мире». См., например: Франция: молодежь и культурный досуг вне дома // Культура в современном мире. - Вып.2. -М, 1998. - С. 110 - 118)
Как показывают исследования культурных запросов, проведенные в этой стране, молодежь от 12 до 25 лет объединяют общие увлечения и взгляды, которые резко отличают ее от старшего поколения. Существует так называемая «молодежная культура», которая не ограничивается потреблением культурных товаров и услуг (молодежь принимает активное участие в занятиях спортом), но и проявляется в особом отношении к культурно-художественному предложению: молодые любят кино и рок, слушают одни и те же молодежные радиостанции, все больше увлекаются видеоиграми, проявляют заметный интерес к театру и национальному наследию, к классической музыке и танцу (балету). Для молодежи характерна общая потребность в досуге вне дома, в том числе культурном. Уровень активности молодежи намного выше уровня взрослых. Расхождения со взрослыми иногда настолько отчетливы, что некоторые виды культурных посещений представляются только сугубо молодежными: кино, дискотека или выступление рок-группы. Тяга молодых к внедомашнему отдыху и вообще к коллективному времяпрепровождению наглядно отражается в их ответах на вопрос о культурно-досуговых расходах: на это уходит большая часть средств, с явным предпочтением кинематографа. (СНОСКА: Франция: молодежь и культурный досуг «вне дома» // Культура в современном мире. - Вып.2. - М, 1998.-С.110-118)
Анализ участия молодежи в различных видах культурных посещений позволяет распределить их на три группы.
Первая включает посещения, практикуемые молодежью в массовом порядке: кино, ярмарочные представления, дискотеки, парки отдыха и развлечений, соревнования и, в меньшей степени, рок-концерты. При этом частота посещений мероприятий такого уровня достаточно высока: не менее одного раза в месяц ходят в кино 21% молодых кинозрителей, не менее трех раз в год идут на концерт рок-музыки 34% молодых посетителей таких концертов, 33% молодых людей, посещающих дискотеки, делают это по крайней мере десять раз в год.
Вторая группа, наоборот, объединяет малораспространенные виды посещений; концерты классической и джазовой музыки, танцевальные (балетные) и оперные спектакли.
Третья группа, которую можно назвать промежуточной, включает посещения менее чем одним представителем молодежи из трех: театр, музеи и памятники.
Разумеется, интерес к тем или иным видам культурных занятий зависит в определенной степени от различных критериев (возраста, пола, места проживания - город или село и т.п.). Так, например, посещаемость танцевальных спектаклей, как классических, так и современных, среди девушек в два раза выше, чем среди юношей. Среди посетителей джазовых концертов большинство составляют мужчины.
Среди самых популярных видов досуга - посещение кино и рок-концертов. 74% молодых людей ставят кино на первое место среди любимых занятий, 81% молодых французов хотели бы чаще посещать рок-концерты.
Существуют три основных категории причин, препятствующих практике посещения тех или иных культурных мероприятий: слишком высокая цена, недостаточное предложение (в количестве или качестве) и отсутствие информации.
Но, конечно, не только эти причины препятствуют приобщению молодежи к культуре. Мы выделили бы, прежде всего, неразвитость культурных запросов определенной части молодых французов. Так, например, 15% из них никуда не ходят, кроме кино, и не хотят никуда ходить. 51% представителей этой группы заявляют, что их не привлекают даже рок-концерты. Правда, они любят спорт, видеоигры, телевизор, посещают места культурного отдыха, например, парки отдыха и развлечений.
0% молодых людей проводят вне дома мало времени и любят только рок-концерты. Многие представители этой группы признаются в своей нелюбви к театру (45%), музеям (62%), историческим памятникам (54%). Но многие из них смотрят телевизор, любят видеоигры и посещают кабачки, кабаре. Для этой категории молодежи культура сводится к стандарту: кино - дискотека - рок.
Можно сказать, что приобщение молодых французов к высокой культуре и высокому искусству - одна из нерешенных проблем. В анализируемых материалах мы не увидим, например, ни одного указания на то, как читают и что читают молодые французы в свободное время. По всей вероятности, чтение серьезной литературы, в том числе и художественной, выходит за рамки досуговых предпочтений большей части молодежи во Франции. Да и не только Франции. (СНОСКА: Читающая Россия: Мифы и реальность. - М.: Либерея, 1997. (Глава V. Мир чтения за рубежом (Швейцария, Германия, Польша, Франция, Канада, Южная Африка). - С. 175-196) К сожалению, такая же тенденция начинает проявляться и в России, считавшейся еще совсем недавно одной из самых «читающих» стран мира. Разумеется, и во Франции есть немало молодых людей, влюбленных в литературу, но не они составляют большинство. В журнале «Клуб», № 2 за 1995 г., рассказывается о таком увлечении французов - литературных и философских салонах. (СНОСКА: Пантелей И. Посидим, поговорим // Клуб. 1995. №2. С.42- 43) Посетители салонов встречаются, чтобы, забыв о будничной суете, поговорить «о любви и счастье, неверности и преданности, порядке и беспорядке». Так, каждую пятницу на берегу Сены в одном из литературных салонов Парижа встречаются двадцать молодых «салонье» (посетителей салона). Им около тридцати лет. Усевшись в креслах, они могут до самого утра с жаром обсуждать, например, проблемы любви и одиночества в жизни и творчестве Марселя Пруста. Читатели-энтузиасты основательно готовятся к заранее назначенной теме разговора, запасаются стопкой книг, поля которых испещрены пометками... Этот салон открыли две подруги-студентки Доротея и Мари-Пьер. Посетители салона по образованию не литераторы, но все они одинаково влюблены в литературу, которая помогает им понять и выразить самих себя.
Подобную цель преследуют завсегдатаи и других салонов, например, посетители философского салона Марка Сотэ. Участники еженедельных дискуссионных встреч заседают во главе со своим мэтром в уютном полумраке, под непрерывное жужжание кофемолки и соблазнительный запах свежих рогаликов. В начале каждого «сеанса» сорок «салонье» выбирают очередной философский сюжет для обсуждения. Например. «Куда движется современная цивилизация?» или «Можно ли говорить о прогрессе человечества?».
Философские кафе, литературные салоны, кружки поэзии, беседы о политике, ужины любителей истории - отнюдь не привилегия французской столицы. Они нашли своих приверженцев и в других городах - Дижоне, Ницце, Страсбурге.
Клубно-салонная мода Франции провозгласила новое отношение к культуре: сегодня человек хочет быть актером, творцом, а не простым зрителем и потребителем культуры.
Разумеется, клубно-салонные формы досуга охватывают элитарную часть молодежи, тем более, что эти салоны организуются по инициативе самих молодых людей. Но без внимания государства не оставлено и большинство молодых французов. Начиная с 1960 г. в стране получили распространение Дома молодежи и культуры, где молодые люди ориентируются на занятия в клубах по интересам, различные виды культуры и искусства. К концу 70-х гг. во Франции насчитывалось более 2 тыс. клубов по интересам и более 1 тыс. Домов молодежи и культуры. Популярны среди молодых французов и так называемые Центры каникул и досуга, обеспечивающие полноценный отдых и воспитание учащихся в их свободное время. (СНОСКА: Подробнее об этом см. в статье Е.О.Ришара «Городок Виллет - новый культурно-досуговой центр молодежи» // Теория и практика социальной работы: Сб. Т.2. - Москва-Тула, 1993.- С. 139 -148)
Заслуживает внимания инициатива французских властей по созданию новых рабочих мест для молодежи в сфере культуры. В «законе Обри» (по имени главного разработчика), принятом в октябре 1997 г., подчеркивается, что развитие культурно-досуговой деятельности населения регионов требует привлечения в эти области квалифицированных специалистов - аниматоров (своеобразных посредников между учреждениями культуры и их потенциальной аудиторией - В.Д.). В законе указываются 5 приоритетных направлений по созданию новых рабочих мест: посредническая деятельность, художественно-творческая в ранге любительства, страхование в сфере культуры, пропаганда национально-культурных достижений и развитие новых технологий информационных систем.
В марте 1998 г. Министерство культуры и средств массовой информации Франции подписало соглашение с Федерацией экомузеев и государственных музеев о создании в течение последующих 3-х лет 150 рабочих мест для молодых специалистов, которые должны были работать по линии связей с общественностью и заниматься развитием новых технологий информационных систем (задача: повышение уровня обслуживания посетителей музеев). «Закон Обри» определил и программу создания новых рабочих мест для молодежи в области библиотечного дела и пропаганды книги и чтения. Речь идет об обслуживании передвижных библиотек (так называемых «уличных библиотек» - функционируют с 1992 г.) в местах скопления людей (в парках и других зонах отдыха на природе). Молодые библиотекари выступают здесь в качестве посредников между потенциальными читателями и книжной продукцией. Впоследствии термин «книжный посредник» закрепился в употреблении, превратившись в должность.
Необходимо отметить, что книжные посредники формируются из людей, не имеющих специального библиотечного образования, но любящих книгу и чтение. Одновременно предполагается получение этой категорией молодых людей специального образования.
Инициатива Министерства культуры Франции направлена на решение двух взаимосвязанных задач: социальной - смягчение проблемы безработицы среди молодых людей и культурологической -подготовка кадров, способных решать сложные социокультурные задачи.
Свидетельством непрерывного поиска в досуговой среде является появление в ряде западных стран (Швейцария, Германия, Франция) новой профессии - социокультурный аниматор. Одно из значений этой профессии заключается в придании досугово-рекреационной деятельности культурно-педагогической направленности. Досуг рассматривается не только как средство развлечения и релаксации, но и как средство духовного и физического развития. Ярким примером социокультурного аниматорства является деятельность ряда независимых французских театров, в том числе, уличных, которые не ограничиваются традиционным показом спектаклей, а переходят к новым формам работы со зрителем. Вокруг содержания будущего спектакля (или после его показа) организуется серия культурно-просветительских мероприятий (беседы, обсуждения, выставки и т.п.), что несколько напоминает недавний опыт работы советских учреждений культуры. Нередки случаи, когда местные жители, артисты любительских коллективов, становятся соавторами пьес (сценариев) театральных представлений документального характера. Население города привлекается к репетициям, участию в массовых сценах. Желающие могут познакомиться с театральной техникой и т.п. Все это дает возможность нс только лучше подготовиться к восприятию содержания пьесы, но и почувствовать себя одним из создателей спектакля.
Открытое взаимодействие театра с публикой дает, как правило, положительный художественно-эстетический, а самое главное -социальный эффект. (СНОСКА: Подробнее об опыте проведения анимационной работы см. в кн.: Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Уч. пособие. - М: МГУКИ, 2000. - С.57 - 94.)
Отмечая позитивность зарубежного опыта в сфере досуга и воспитания, следует отметить, что молодежные проблемы в целом и организация досуга молодых людей в частности далеки от своего решения. И здесь хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу причин неудач в данной области.
По нашему мнению, эти причины кроются не столько в недостатке мастерства социокультурных работников и неразработанности соответствующих технологий, сколько в несовершенстве нравственно-психологических устоев жизни западного общества. Речь идет, прежде всего, о нравственной стороне проблемы - одной из подоснов социокультурной работы.
Условные обозначения:
III - нравственная основа: а) нравственные ценности, официально провозглашаемые обществом; б) - нравственные ценности, в том числе и антиценности, бытующие в обществе на неофициальном уровне.
Из рис.8 видно, что социально-культурная работа базируется на своеобразном трехслойном основании:
1) мощной социально-экономической платформе,
2) добротной правовой;
3) неоднородной и неоднозначной нравственной.
Можно предположить, что на социальную работу нравственные постулаты негативного плана, бытующие на неофициальном уровне, оказывают несущественное влияние. Здесь более важны экономическая и правовая основы, а также официальные нравственные требования.
Совсем другое влияние негативные нравственные факторы оказывают на досугово-рекреационную деятельность и социальное воспитание. Они, по существу, являются той «ложкой дегтя», которая может испортить любое доброе начинание в социокультурной сфере.
Коммерциализация сферы культуры, стремление получить максимальную прибыль приводит к однобокости зарубежного досуга - развлекательному уклону. Еще больший вред досуговой и воспитательной сферам приносит бытующий на Западе принцип «двойного стандарта» в оценке социополитических, экономических и культурных явлений. Действие этого принципа можно считать главной причиной проникновения негативных явлений и в сферу досуга, и в сферу социального воспитания. Распространители «культурных» услуг часто действуют исходя не из общественной пользы «товара», а в зависимости от личной выгоды, получаемой в процессе его реализации. Так, например, распространение наркотиков на молодежных дискотеках и рок-фестивалях приносит громадные барыши наркоторговцам. И в то же время наносит громадный вред потребителям этого зелья и обществу в целом. Культ насилия, пропагандируемый в произведениях искусства, особенно в кино и на телевидении, базируется на низменных инстинктах человека. Но в результате этот культ становится нормой жизни для определенной части представителей западного общества, прежде всего, молодежи.
Выход здесь один - нравственное совершенствование и самосовершенствование западного общества. А процесс этот очень длительный.
Перенимая многое из современного зарубежного опыта в сфере досуга и социального воспитания, мы должны помнить об этой особенности, «слабинке» западного образа жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев особенности социально-культурной работы с различными категориями населения зарубежных стран, необходимо отметить, прежде всего, высокий уровень ее организации и ярко выраженный социальный характер. Политика передовых стран Запада направлена на то, чтобы сделать для каждого гражданина доступными пользование ценностями культуры, а также участие в различных видах социально-творческой деятельности. По существу, социально-культурная работа охватывает все слои зарубежного общества, предоставляя каждому из его членов необходимый для нормальной жизнедеятельности минимум благ, в том числе и в сфере культуры.
Но, давая в целом высокую оценку деятельности зарубежных социокультурных учреждений и организаций, необходимо отметить и ее нерешенные проблемы. Особенно это видно, если в качестве критериев ее эффективности взять социальные показатели (непрекращающийся рост преступности, распространение наркомании и других общественных пороков, дороговизна многих видов культурной деятельности - от посещения кинотеатров и дискотек до гастролей эстрадных знаменитостей и т.п.). Невысок и уровень культуры значительной части молодежи. Молодежная проблема остается одной из самых трудных для всех без исключения стран Запада. Для своего решения она требует социально-экономических и комплекса социально-культурных мер - от решения проблем образования, устройства на работу до развития индустрии досуга и вовлечения молодежи в спортивные секции, объединения по интересам, волонтерскую деятельность, приобщения молодежи к высоким ценностям культуры. Здесь есть над чем поработать как зарубежным, так и отечественным организаторам социально-культурной сферы. Взаимный обмен опытом, как в данном направлении, так и в других, был бы полезен обеим сторонам. По нашему мнению, решению молодежных проблем мешает и неудовлетворительная в ряде случаев работа средств массовой информации. Коммерциализация СМИ, пропаганда культа насилия, погоня за прибылью ведут к тому, что средства массовой информации как бы сами провоцируют те проблемы, с которыми позже приходится сталкиваться работникам социальной и культурно-досуговой сферы. К сожалению, российские СМИ, особенно телевидение, некритически используют западный опыт, утратив за последние годы многое из того позитивного, что было наработано ранее.
Рассмотренный в учебном пособии материал позволяет сделать следующие выводы.
Глобализационный процесс в социокультурной сфере оказывает заметное влияние на социально-культурную деятельность во многих странах мира, в том числе, и в России.
Наиболее позитивные процессы происходят в сфере социального вспомоществования за рубежом. По всей вероятности, можно считать, что социальная работа на Западе достигла оптимального уровня и дальше будет только совершенствоваться. На сегодняшний день Россия многое взяла у Запада в смысле организации и технологии социальной работы, а также подготовки соответствующих кадров. Недостатки в организации социальной работы в России кроются в особенностях переходного периода - слабой экономической базе.
Неоднозначной оценки заслуживает досугово-рекреационная деятельность на Западе. Несомненны успехи в таких направлениях, как работа по месту жительства, работа с наименее защищенными в социальном отношении категориями населения - людьми пожилого возраста, беженцами, представителями групп риска и, особенно, инвалидами. Здесь в наибольшей степени видно отставание отечественной социально-культурной сферы.
Но у досугово-рекреационной работы на Западе есть и существенный недостаток - явный перекос в сторону развлекательности, невнимание к развивающим видам досуга. Попытки придать досугово-рекреационной деятельности культурно-педагогический, духовно-развивающий характер на практике серьезных результатов пока не дают (некоторым исключением является социально-культурная анимация). Да и добиться здесь позитивного результата намного сложнее, чем в чисто развлекательных видах досуга. Нечтение - пример одной из трудно решаемых проблем. Между тем, здоровье нации включает в себя не только физические, но и духовные параметры. И рано или поздно Западу придется обратить более серьезное внимание на духовно-развивающую сторону досуга.
России не следует слепо копировать культурно-досуговый опыт зарубежных стран. Беря все лучшее из зарубежного опыта, нужно в большей степени учитывать свои национально-культурные и исторические традиции, ранее накопленный позитивный опыт.
Социальное воспитание на Западе, безусловно, имеет много позитивного: многочисленные молодежные объединения по интересам, скаутское и волонтерское движения, стремление к объединению усилий социокультурных учреждений и организаций в решении общих воспитательных задач, наличие хорошей материальной базы и др. Но здесь, по нашему мнению, и больше всего неудач, связанных с противоречием между правильно провозглашаемыми нравственными постулатами и реальностями современной западной действительности.
Причиной многих негативных явлений в подростковой среде являются не столько просчеты в воспитании, сколько неблагоприятная среда, окружающая подростка.
Двойной стандарт в оценке жизненных явлений, пропаганда культа насилия в кино и на телевидении формируют соответствующее поведение молодежи в реальной жизни. Среда оказывается сильнее усилий воспитательных учреждений. И выход здесь только один -западному обществу нужно менять ценностные ориентиры. Интересы всех, общества в целом, а следовательно, и каждой личности в отдельности, важнее корпоративных интересов создателей произведений псевдоискусства, торговцев некачественной социально-культурной продукцией, наркодельцов и т.п.
Беря на вооружение передовой опыт социального воспитания Запада, нужно помнить о его относительной результативности, поскольку реальная действительность, окружающая среда подчас сильнее педагогических воздействий и постулатов. Некритическое копирование зарубежного опыта социально-культурной работы, в том числе и в воспитании, сулит нам еще больше неудач и разочарований, так как у нас слабее и материально-экономическая, и правовая базы социально-культурной работы.
Многое здесь зависит от совместной деятельности работников социокультурной сферы различных стран и регионов по поиску решения общих и аналогичных проблем социокультурного плана.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО РАЗДЕЛАМ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
Введение
1. В чем сущность глобализации как тенденции современного мира?
2. Роль ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и других международных организаций в регулировании глобализационных процессов.
3. Глобализация в сфере культуры и социально-культурной сфере: сильные и слабые стороны.
4. Назначение научных исследований сравнительного характера в социальной работе, педагогике, досуговедении и т.п.
5. Охарактеризуйте основные структурные направления социально-культурной деятельности: социальная работа, досугово-рекреационная (культурно-досуговая) деятельность, социальное воспитание.
Глава I. Социальная работа как одно из направлений решения социально-культурных проблем Запада
1. Каковы сущность и назначение социальной работы за рубежом?
2. Охарактеризуйте основные направления социальной работы.
3. Охарактеризуйте зону совместной деятельности социальных работников, социальных педагогов и организаторов культурно-досуговой деятельности.
Глава II. Культурно-досуговая деятельность за рубежом - составная часть социокультурного процесса
1. Каковы ориентиры культурной политики передовых стран Запада?
2. Как Вы понимаете термин «децентрализация управления сферой культуры» в зарубежных странах?
3. Назовите основные секторы и уровни финансирования социально-культурной деятельности.
4. Охарактеризуйте концепцию досуга западной цивилизации и ее основные модели.
5. В чем выражается стремление к многофункциональности зарубежных однопрофильных учреждений культуры?
6. Охарактеризуйте особенности организации деятельности зарубежных культурно-досуговых учреждений и организаций (туристических, парков, музеев, библиотек, театров, центров досуга и др.).
7. Культурно-досуговая работа на местном уровне. В чем ее своеобразие?
8. Как организуется культурно-досуговая работа за рубежом с инвалидами и людьми «третьего возраста»?
Глава III. Социальное воспитание за рубежом и его взаимосвязь с другими социокультурными направлениями
1. Почему в большинстве стран Запада школа рассматривается как центр социального (общинного) воспитания?
2. Назовите учреждения и организации, которые совместно со школой организуют работу с подрастающим поколением во внеучебное время.
3. Охарактеризуйте роль добровольных объединений учащейся молодежи в социальном воспитании.
4. Скаутское движение: достижения и проблемы.
5. Волонтерское движение на Западе.
6. Молодежные формы досуга.
7. Каковы, по Вашему мнению, причины неудач в зарубежной социокультурной сфере?
Заключение
1. Охарактеризуйте тенденции развития социокультурной деятельности по ее основным направлениям (социальная работа, культурно-досуговая деятельность, социальное воспитание).
2. Что, по Вашему мнению, Россия может взять из зарубежного опыта социально-культурной деятельности, а к чему подойти критически?
3. Проанализировав список литературы по теме учебного пособия, охарактеризуйте основные источники информации о зарубежных социокультурных проблемах.
Задания по анализу материалов, помещенных в приложениях
Приложение 1 Профессиональный кодекс этики социального работника (США)
Ознакомившись с фрагментами Кодекса, попытайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Каково назначение кодекса этики социального работника?
2. Каковы этические обязательства социального работника по отношению к клиентам?
Приложение 2 Профессиональные взаимоотношения
Вопросы:
1. Какова цель упражнения «Границы»?
2. От чего, по Вашему мнению, зависит граница между личными и профессиональными взаимоотношениями социального работника и его клиентами?
3. Какова цель упражнения «Табу»?
4. Если бы Вы оказались на месте пациентки, имела бы для Вас значение расовая принадлежность врача?
5. Если бы Вы были врачом, как бы Вы отреагировали на негативное отношение к Вам со стороны пациентки на расовой основе?
Приложение 3 Основные заповеди культурной политики
Ознакомившись с извлечением из книги Саймона Манди «Культурная политика: краткое руководство», попытайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Каковы традиции в области поддержки культуры в европейских странах?
2. Каковы уровни управления культурой?
3. Перечислите главные задачи европейской культурной политики и се руководящие принципы.