Характеристика тактических умений спортсменов высокой квалификации, основанных на проявлениях двигательных реакций, в вашем виде восточных боевых искусств
1. Самостоятельность мышления.
В соревновательном бою каратист оказывается один на один с противником. Это предъявляет большие требования к способности спортсменов самостоятельно мыслить, что совершенно необходимо для полноценного овладения тактикой каратэдо. Самостоятельно мышления обеспечивает творческое ведение поединка, инициативность, изобретательность, позволяющие отходит от типовых схем решения тактических задач и избегать предугадывания действий со стороны противника. Творчески мыслящий боец, как правило, не позволяет сопернику управлять своими намерениями и действиями. Он предельно разнообразен в построении боев его поведение и действия тактически соответствуют задачам противодействия данном сопернику. Свободно, независимо мыслящий каратист создает оперативные модели своих действий и реализует их даже тогда, когда они сконструированы из новых, не входящих в обычный технический регламент движений. Однако самостоятельное мышление не будет особенно эффективным, если спортсмен не обладает определенным кругом знаний и способностью к выполнению намерений в схватках. Развитие самостоятельности мышления должно быть предусмотрено в организации всей работы спортсмена. Со временем спортсмен становиться полноправным участником творческого тренировочного процесса.
2. Инициативность. В поединке инициативность проявляется в стремлении каратиста первому предпринимать какие-либо боевые действия. Проявлению инициативности в решающей степени способствует волевой деятельный характер спортсмена.
3. Активность. Один и тот же уровень понимания боя может позволить вести поединок активно и пассивно. Пассивное ведение боя даже спортсменом, обладающим хорошей боевой ориентировкой, снижает его спортивные возможности. Совершая боевые действия реже своего противника, лишь в моменты, улавливаемые в его движениях и действиях, пассивный боец проигрывает поединки, не успев развернуть вест свой боевой потенциал. Пассивность каратиста обыкновенно связывается с его безынициативностью.
4. Предвидение. Каратист, который предвидел бы в спортивном поединке все действия противника, был бы непобедим. Однако это невозможно, так как соперник тоже прилагает все свои усилия и мастерство к тактическому обманыванию. Возникают неизбежные тактические ошибки, так как попадание под неожиданную атаку соперника из-за сосредоточивания внимания всецело на подготовке своего нападения, ошибка в прогнозе действия противника.
Предвидение по своему содержанию может быть отнесено к области техники или тактики. Так, предвидение момента начала атаки с наибольшей вероятностью успеха имеет преимущественно технический характер. Тактический аспект имеет предвидение определенного повторяющегося цикла в движениях противника, их содержании и ритмическом рисунке. Здесь наступление ожидаемого момента в движениях противника основывается не на реальных сигналах, а на предположении ритмического постоянства в движениях соперника. Наиболее ярким примером такого предвидения может послужить выполнение атаки на один из маневренных шагов противника вперед при его быстром маневрировании вперед и назад. В этой боевой ситуации каратист, решивший атаковать противника на начало одного из маневренных шагов вперед, сможет это осуществить если он воспринимает маневренные перемещения противника не как ряд обособленных, не связанных между собой шагов, а как сложную маневренную игру, имеющую четко выраженный и постоянный рисунок. Начинать атаку следует на завершение противником шага назад, что и позволит совершить нападение на самое начало его движения вперед. Предвидение возникает как результат тонкого и длительного наблюдения за противником, улавливания предсигналов. Предсигналами являются те невольные, не осознаваемые каратистом, технически ненужные, едва заметные движения, которые непосредственно предшествуют началу таки. Так, например, некоторые спортсмены перед атакой делают короткий резкий вдох, на мгновение прекращают движения, пружинисто приседают и т.д. Распознавание намерений противника служит предпосылкой возможности прогнозировать будущие боевые взаимодействия, облекая их в форму моделей. Строятся эти модели на основании учета стойких боевых привычек соперника и на предположениях о наиболее вероятном ходе его умозаключений. Вызванном непосредственно предшествовавшими перипетиями боя. Предвосхищение боевых событий на основе правильного психологического диагноза позволяет фокусировать внимание на самых неотложных тактических задачах в данной ситуации, поединке, соревновании.
5. Накопление тактической информации. Впечатление о вильных с широким технико-тактическим диапазоном противниках, с которыми приходилось вести бои или которых удалось наблюдать, годами хранятся в памяти спортсменов. Но кроме способности к использованию данных, имеющих долгосрочное значение, в сложных и быстрых перипетиях боя необходима оперативная память. Боец должен как бы предчувствовать следующий ход противника в скоростном единоборстве. Тогда бой в целом и отдельные его схватки представятся каратисту как единые боевые структуры, что позволит опередить ближайшее действие противника и последующее развитие событий. Каратисту же, который не помнит перипетий борьбы поединок представляется как беспорядочный, случайный набор одиночных, неожиданных для него действий. Такой боец ведет бой тревожно, постоянно запаздывает в своих реагированиях и текущем осмысливании боевых ситуаций.
6. Неожиданность действий. Предугадывание преднамеренных действий противника позволяет без особого труда опровергать их заблаговременно подготовленным способом. В тоже время боец, застигнутый врасплох, почти всегда реагирует одним и тем же действием, которое легко преднамеренно обыграть. Выгодность неожиданных действий объясняется состоянием некоторого замешательства, растерянности, которые они вызывают у противника, что облегчает нанесение удара. Состояние смятения лишает противника возможности не только пользоваться тактическими ловушками, но и разрушает техническую правильность движений, замедляет двигательные реагирования. Подготовка неожиданного нападения занимает особое место в тактических усилиях опытных каратистов для чего они мобилизуют почти весь арсенал подготавливающих действий.
7. Наблюдательность. Общее представление о незнакомом или малознакомом бойце можно составить, наблюдая во время боя за его внешностью, поведением, боевыми действиями. Однако общее наблюдение должно проходить на фоне высокой бдительности. Вступая в разведывательные взаимодействия с противником, осторожно обостряя бой, можно составить боле конкретные представления в его физических и технических возможностях, моральном состоянии и манере ведения боя. Процесс наблюдения не должен быть слушком медлительным. Его ускорению служит разведка. Применение атак защит, встречных нападений также сопровождается наблюдением за противником. Особое значение приобретает способность по внешним едва заметным признакам улавливать тактические замыслы соперника. Получив более или менее верное представление о боевом облике противника, каратист до боя с ним или в процессе боя должен решить, какой характер, построение и техническое содержание боя следует навязать сопернику, чтобы его победить. Наблюдать за противником необходимо не только в процессе своего боя с ним, но и в его боях с другими спортсменами.
8. Боевое разнообразие. Боевое разнообразие выражается в использовании в спортивном бою широкого круга технико-тактических средств. Каждый высококвалифицированный спортсмен на тренировках выполняет множество разнообразных действий. И тем не менее в условиях соревновательного боя каратисты пользуются лишь определенным арсеналом действий. Объясняется это, во-первых, тем, что целые группы средств в тактическом отношении являются тождественным, так как вызывают одно и то же боевое реагирование противника. Во-вторых, у подавляющего большинства каратистов имеется небольшой объем излюбленных действий (ТОКУЙ-ВАДЗА), применение которых приносит им наибольший успех. При недостаточном внимании тренера к учебным и тренировочным боям эти действия становятся почти единственными, которыми пользуются спортсмены, обрекая себя на однообразное ведение боев. А к однообразному бойцу можно быстрее привыкнуть и приноровиться. Боевого разнообразия можно достичь, нацеливая каратиста на гибкое тактическое общение с противником. Для достижения разнообразия действий в боях важны систематизированные знания спортсмена, позволяющие ему в каждой боевой ситуации ясно представлять себе все меры, которые можно предпринять.
9. Новизна действий. Изобретательность каратиста (как в технике так и в тактическая) создает у противника эффект неожиданности. Возникает период времени, в течение которого новинка не находит боевого опровержения. Прежде чем новое станет приносить результаты, проходит определенный этап его технико-тактического становления. Каратисты, тренирующиеся совместно, постепенно привыкают к новинке, применяемой одним из них, но малознакомого спортсмена новизна в действиях застает врасплох. Новаторство в технике действий нельзя ставить в один ряд с тактическим. Техническое новаторство менее значимо, легче опровергается, тактическое подчас трудно уловимо и, даже будучи раскрытым, остается в арсенале спортсмена, обогащая его. Поиск нового, изобретательность находятся в прямой зависимости от особенностей боевого творчества каратэиста. Один боец оперирует готовыми действиями в том виде, в каком они ему преподносились как учебный материал. Другой, вносит в них изменения, по-новому сочетая элементы. Третий, наблюдая поведение, движения, боевые действия противника, зрительно представляет себе то, что было бы выгодно предпринять против него. Принимаемые решения реализуются затем в боевых действиях.
10. Риск. Неизвестность из-за того, что и когда предпримет в бою соперник, создает тревожное, напряженное состояние у спортсмена. Именно этим объясняется обилие неожиданных ситуаций и результатов схваток. Риск заложен в самой природе единоборства и вполне закономерен в бою. Тем не менее, участники боев стремятся снижать степень рискованности своих действий. Риск может быть тщательно взвешенным, разумным, но он же может быть легкомысленным, объективно неоправданным. Есть бойцы, которым вполне достаточно равенства шансов на успех или неудачу в их субъективной оценке боевой ситуации, чтобы начать атаку. Это риск ради риска, который не способствует повышению мастерства. Имеется и другая крайность, когда каратист стремится найти или создать такую боевую обстановку, в которой попытка нанести удар имела бы абсолютную надежность. Такая излишняя требовательность к надёжности а отсюда и чрезмерная осторожность приводят к выжидательному бою, в котором победителем, как правило, оказывается более активный. Высокая степень точности в оценках фактического и психологического содержания боевого взаимодействия с противником вызывает у каратиста уверенность в принимаемых решениях, что ведет к смелой насыщенной действиями манере ведения боя.
11. Увлечённость тактической борьбой. Каратэисты после плохо проведенного боя часто говорят: «не чувствовал противника», «не чувствовал боя», «не видел боя» и т.д. Все это свидетельствует о том, что бой тактически был проведен слабо. Практика соревнований показывает, что тактические «провалы» возникают как следствие неблагополучных психических состояний. Хорошо владеющие собой каратисты почти всегда чувствуют бой как конфликтную игру умов. Эта игра им интересна, приятна, и они способны увлекаться ею, уходит в нее полностью, не оставляя в своем сознании места для возникновения каких-либо не относящихся непосредственно к ведению боя мыслей и чувств. Поглощённость боем является самым действенным средством, обеспечивающим психологические предпосылки для успешного тактического творчества.
БИЛЕТ 23 (вопрос 1)
Управление спортивным коллективом (командой). Формирование и развитие коллектива, его признаки. Особенности задач, требований по организации деятельности на разных стадиях развития коллектива. Воспитание личности спортсмена в коллективе в вашем виде восточных боевых искусств.
Развитие личности и коллектива являются взаимообусловленными процессами. Человек живёт и развивается в системе отношений с природой и социальным окружением. Богатство, разнообразие и глубина этих связей во многом предопределяют его личностный рост и успешность.
Разнообразные по своему целевому назначению коллективы объединяет ряд общих признаков. Прежде всего, коллектив это высокоразвитая малая социальная группа, которая в своей специально организованной деятельности стремится к достижению одной или нескольких общественно значимых целей.
Одним из ведущих показателей психологической общности членов группы, уровня её развития является сплочённость. Сплочённость проявляется в высоком уровне целеустремлённости, организованности и взаимной ответственности членов группы.
Коллективу присуще наличие и эффективное функционирование органов самоуправления. Важнейшей целью и способом существования коллектива является обеспечение свободы, защищённости и разностороннего развития каждого его члена.
Детский коллектив выполняет ряд значимых воспитательных функций и является ведущей воспитательной средой для развивающейся личности.
Воспитательный коллектив решает ряд воспитательных задач:
- вырабатывает общественно значимые цели и перспективы совместной деятельности;
- обеспечивает каждому члену возможность проявить активность в организации жизнедеятельности;
- продуцирует высоконравственные нормы и ценностные ориентации;
- создаёт возможности самоактуализации для каждого члена коллектива;
- реализует идеи защищённости в комфортном психологическом климате детско-взрослого содружества.
Одной из разновидностей детского воспитательного коллектива является детско-юношеский спортивный коллектив. Он объединяет юных спортсменов, проявляющих устойчивый интерес к избранному виду спортивной деятельности, стремящихся достичь высок спортивного мастерства и разносторонне развить свои способности.
Создание такого сложного социального организма, как коллектив одна из значимых и первостепенных педагогических задач тренера. Управление развитием группы, её поступательным движением к коллективу невозможно без выполнения руководителем спортивной группы следующих функций:
- целеполагания;
- планирования;
- организации;
- регулирования;
- контроля;
- педагогического анализа.
Целеполагание – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий в себя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование) и происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене воспитательного процесса.
Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учётом следующих требований к этому процессу, ему должны быть присущи:
1) диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможносей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы;
2) реальность – выдвижение и обоснование целей с учётом возможностей конкретной ситуации;
3) преемственность – поэтапная взаимозависимость и взаимосвязанность целей;
4) идентификация целей, достигающаяся через включённость в процесс целеполагания всех участников деятельности;
5) направленность на результат, «замер» результатов его достижения.
Методика целеполагания в спортивном коллективе имеет те же этапы, что и в других детских коллективах:
1. Диагностика тренером (с использование наработанных наукой процедур) результатов предыдущей воспитательный работы по созданию коллектива.
2. Моделирование воспитательных целей и задач.
3. Организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности тренера, спортсменов и родителей.
4. Уточнение спортивным педагогом целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы с учётом высказанных предложений и прогнозируемых результатов.
Логическим итогом процесса целеполагания является материализация проекта совместной коллективной деятельности в виде плана:
- планы должны охватывать все сферы жизнедеятельности спортивной группы в учебно-тренировочном, соревновательном процессах и во внетренировочное время; в стандартных условиях деятельности и на сборах, в летнем оздоровительном лагере;
- оптимальным является иерархичность планов развития группы, обеспечивающая их ваимосвязанность, единую целевую направленность и преемственность.
Следующим этапом руководства спортивной группой является практическая организация тренером жизнедеятельности спортивной группы в соответствии с содержанием системы планов и с опорой на принципы развития спортивного коллектива:
- принцип суверенитета спортивного коллектива;
- принцип наличия для воспитуемых одного основного спортивного коллектива;
- принцип диалектического равновесия управления и самоуправления;
- принцип движения коллектива;
- наличие в спортивном коллективе положительных традиций;
- преобладание «мажорного тона»;
- эстетическая выразительность спортивного коллектива.
Реализуя на практике изложенные принципы, тренеру необходим учёт следующих особенностей этапного развития спортивной группы как коллектива. Вначале спортивная группа – это преимущественно объект педагогических усилий её руководителя. Спортсмены пытаются определить свой статус в группе. Этот процесс, как правило, сопровождается межличностными конфликтами «спортсмен-спортсмен» и «тренер-спортсмен». Воспитательная отдача группы на рассматриваемом этапе сравнительно мала, а усилия педагога значительны. Тренеру на этом этапе необходимо провести большую работу по изучению как индивидуальных особенностей юных спортсменов, его «открытость» для обсуждения различных проблем позволяет лучше понять наставника и по достоинству оценить логичность и целесообразность его действий. На этом этапе тренер предъявляет систему требований своим подопечным, следит за их неукоснительным соблюдением в целях создания организационных основ жизнедеятельности группы. Не менее важным является совместное со спортсменами формирование близких перспектив развития группы и выделение лидерского актива группы.
На следующем этапе создаются условия для самодеятельности группы – переходной стадии к её самоуправлению. На фоне укрепления внутригрупповых отношений руководства и подчинения, дальнейшего формирования взаимопонимания лидерский актив группы учится осуществлять постановку перспективных общегрупповых целей, планировать и организовывать совместную деятельность, контролировать и учитывать её результата. Происходит сплочение спортсменов в единую команду.
Показателями сформированности спортивного коллектива является общая нацеленность членов группы на достижение спортивного успеха, единое общественное мнение и система общегрупповых ценностей, охватывающих не только явления внутригрупповой жизни, но и систему внешних связей. Сложившиеся традиции, эстетическая выразительность группы, мажорный тон и стиль её жизни, наличие условий для индивидуальной самореализации и творчества каждого её члена – также характеризуют высокую степень зрелости сложившегося спортивного коллектива.
Организовывая жизнедеятельность спортивной группы, тренер контролирует внутригрупповые взаимоотношения и внешние связи группы; в зависимости от этапа её развития меняет педагогическую позицию; постоянно фиксирует реальное продвижение группы к намеченной цели; вовремя напоминает членам группы о продвижении дел; стимулирует эмоциональные переживания участников совместного дела по поводу успехов и неудач в продвижении к намеченной цели; фиксирует наличие проблем и вовремя выносит их на коллективное обсуждение.
Важную роль в упорядочении управляемой системы коллективных отношений, и переводу её в новое, более высокое качественное состояние играет педагогический анализ деятельности. Чем глубже анализ, тем точнее прогнозирование и планирование следующего этапа развития коллектива и каждого спортсмена. В результате анализа определяют:
- результаты педагогического процесса;
- целесообразность проводимой работы;
- факторы, которые обусловили достигнутые результаты;
- эффективность используемых средств, степень их влияния на результаты;
- достижения и недостатки в организации воспитательной работы, их причины;
- неиспользованные возможности и резервы для дальнейшего совершенствования;
- пути развития воспитательного процесса и устранение причин обнаруженных недостатков.
За основу анализа обычно берутся воспитательные задачи, стоящие перед педагогом, жизненно-практические задачи, сформулированные детьми на этапе целеполагания и планирования. Проводя анализ проделанной работы, тренер, как и любой другой педагог должен научить воспитанников анализировать результаты деятельности своего коллектива.
БИЛЕТ 23 (вопрос 2)
Объективная оценка величины и направленности тренировочной и соревновательной нагрузки. Потребление кислорода, ЧСС, концентрация лактата в крови и другие показатели интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Примеры величин этих показателей в покое, их динамика во время работы и в процессе восстановления.
Нагрузка характеризует преимущественно величину запросов, предъявляемых организму упражнением, — то, насколько они велики и в какой мере они посильны для выполняющего упражнение (соответственно различают предельную, большую, среднюю, малую и другие степени нагрузки). Нагрузка в данном отношении — это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения (или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей.
«Внешняя» и «внутренняя» стороны нагрузки. Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются, с одной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в её внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, количество работы в физико-механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движений и т.д.); с другой — величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, лёгочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объёмов крови в т.д.). Первые, условно говоря, относятся к «внешней» стороне нагрузки, вторые — к её «внутренней» стороне (точнее к реакции на нагрузку).
Объём и интенсивность нагрузки. Общая величина нагрузки производна от её объёма и интенсивности. В самом широком смысле понятие «объём нагрузки» относится к её протяженности во времени и суммарному количеству работы, выполняемой в процессе упражнения или ряда упражнения (работа здесь понимается не только в механическом, а также в физиологическом и вообще в деятельностном смысле); понятие же «интенсивность нагрузки» связано с напряжённостью работы и степенью её концентрации во времени.
В принципе соотношение объёма и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратнопропорциональной зависимостью, чем больше объём нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше её интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше её объём. Зоны относительной мощности:
1. Максимальная - продолжительность до 20 сек, расход энергии до 2 и более ккал/с, общий расход энергии - меньше 30 ккал, потребление кислорода до 1,5 литров за минуту, удовлетворение кислородного запроса меньше 10% к величине запроса, кислородный долг до 15-18 л/мин; лёгочная вентиляция меньше 60 л/мин; ЧСС к концу упражнения до 185 и выше уд/мин; минутный объём крови значительно меньше предельно возможного; содержание молочной кислоты в крови до 100 мг%; содержание сахара в крови - норма или повышено до 80-120 мг%.
2. Субмаксимальная - продолжительность от 20 сек. до 5 мин., расход энергии до 2-0,5 ккал/с, общий расход энергии - до 240 ккал, потребление кислорода приближается к максимально возможному, удовлетворение кислородного запроса до 50% к величине запроса; кислородный долг до 25 л/мин, лёгочная вентиляция до 150 и больше л/мин; ЧСС к концу упражнения до 220-240 уд/мин; минутный объём крови - приближается к максимальному; содержание молочной кислоты в крови 200-250 и более мг %, содержание сахара в крови - норма или повышено.
3. Большая - продолжительность от 5 мин до 30 мин, расход энергии до 0,5-0,4 ккал/с, общий расход энергии - до 750 ккал, потребление кислорода до максимального (до 6-7), удовлетворение кислородного запроса до 85-90% к величине запроса; кислородный долг до 15-16 л/мин; лёгочная вентиляция 100-150 л/мин; ЧСС к концу упражнения до 200 уд/мин (преимущественно меньше); минутный объём крови - максимальный или близкий к нему (до 35-40) л/мин; содержание молочной кислоты в крови 50-100 мг %; содержание сахара в крови- норма.
4. Умеренная - продолжительность свыше 30 мин, расход энергии до 0,3 и менее ккал/с, общий расход энергии - до 1000 и более ккал, потребление кислорода меньше максимального (до 5,5 л), удовлетворение кислородного запроса полное или почта полное к величине запроса; кислородный долг до 4-6 л/мин лёгочная вентиляция меньше 100л/мин; ЧСС к концу упражнения до 180уд/мин (преимущественно меньше); минутный объём крови - меньше максимального; содержание молочной кислоты в крови вначале незначительно повышается, затем приближается к исходному уровню; содержание сахара в крови -снижается по ходу работы.
Нагрузки с предельно возможными параметрами объёма и интенсивности применяются сравнительно не часто, особенно в массовой практике занятий физическими упражнениями. Достаточно большие нагрузки обеспечиваются обычно различными комбинациями этих параметров, например большой и субмаксимальной интенсивности с относительно небольшими объёмами (что характерно для упражнений скоростного и скоростно-силового характера) или умеренной и большой интенсивности с относительно большими объёмами (что характерно для упражнений, направленных на развитие выносливости).
БИЛЕТ 23 (вопрос 3)
Сложные технико-тактические действия спортсменов высокой квалификации в спортивных поединках (состав и структура). Взаимосвязь понятий «технический арсенал» и «коронный приём» спортсмена (на примере вашего вида восточных боевых искусств).
(самостоятельно)
БИЛЕТ 24 (вопрос 1)