Требования к личности медицинской сестры как педагога
Тезисы лекции
Тема: «Основы обучения в сестринском деле»
Скажи мне – и я забуду
покажи мне – и я запомню
дай мне действовать самому
и я научусь.
Китайская пословица
Педагогика - наука о воспитании человека, включает процесс образования и обучения.
Обучение – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц.
Обучение в сестринском деле – это целенаправленная деятельность медицинской сестры и пациента для получения знаний и формирования навыков у пациента.
Процесс обучения пациента или его родственников зависит от профессионализма медицинской сестры, ее опыта, знаний и умений. Ведь она может выступить не только как специалист, но и как педагог-воспитатель, владеющий принципами медицинской этики и деонтологии, биоэтики и отличающийся культурой общения.
Задачи обучения в сестринском деле
1. Удовлетворять нарушенные потребности пациента, обучить пациента самоуходу.
2. Адаптировать пациента к болезни и способствовать повышению его качества жизни.
3. Пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий.
Цель обучения в сестринском деле – обеспечить достойную жизнь пациенту в новых для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.
Сферы обучения
1. Познавательная - человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) информацию от второстепенной.
2. Эмоциональная– получив информацию, человек изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением, оценкой фактов. Он активно слушает и реагирует вербально и не вербально.
3. Психомоторная– человек обладает умениями. Благодаря умственной и мышечной деятельности, он обучился новым движениям, уверенно выполняет необходимые действия. Готов психологически, физически и эмоционально к выполнению действий.
Функции обучения
1. Познавательная – стремление к получению и приобретению умений и навыков (навык – высшее проявление умения, способность выполнять действия самостоятельно).
2. Развивающая – способность применить знания и умения на практике.
3. Воспитательная – целенаправленное развитие личности.
Способы обучения
1. Формальные –официальные. Цели для них задаются извне, вышестоящими инстанциями. Среди них различают:
· фронтальные– занятия по усвоению и овладению новыми знаниями и умениями (лекции, санитарные бюллетени);
· групповые – занятия с небольшими группами (школы здоровья, «Астма-школа», школа для страдающих гипертонической болезнью и др.);
· индивидуальные– тематические беседы (например, о рациональном питании), практические занятия (обучение навыкам самоухода, уходу за тяжелобольным, приему лекарственных препаратов и др.).
2. Неформальные – неофициальные, без чьего-либо указания.
Методы обучения
1. Словесный– разъяснение, беседа, диспут, мини-лекция.
2. Наглядный – использование речи, мимики, жестикуляции, изображения на доске, рисунков, таблиц, схем, макетов, плакатов, предметов ухода, муляжей, фантомов, технических средств (кино, видео-магнитофон, мультимедиа – проектор) и т.д..
3. Практический – отработка манипуляций: выполнение инъекций, измерение артериального давления и т.д.
Приемы обучения
1. Наблюдение – восприятие.
2. Запоминание – повторение.
3. Анализ – обобщение, коррекция.
Уровни обучения
1. Ознакомительный – у обучаемого в результате должно сложиться представление о чем-либо.
2. Реконструктивный – обучаемый должен повторить, сделать.
3. Уровень умений и навыков – обучаемый должен научиться применять полученную информацию в домашних условиях.
Правила организации процесса обучения
Этапы обучения
1 этап – выявление потребности пациента и его семьи в обучении, оценка исходного уровня знаний и умений пациента и (или) его близких, готовности к обучению.
2 этап – интерпретация проблем пациента, связанных с дефицитом знаний и умений.
3 этап – определение целей, планирование, определение сфер, методов обучения.
4 этап – реализация плана.
5 этап – оценка результатов обучения.
Этап
Перед началом обучения нужно оценить состав аудитории и потребность контингента (индивида) в обучении. Необходимо выяснить какими знаниями по данному вопросу он обладает, каким объемом умений владеет. Следует учитывать такие факторы, как возраст, уровень образования, физическое состояние пациента. Психологический возраст – это качественно особый этап развития, зависящий и от уровня личностной зрелости (Таблица 1). Готовность к обучению может зависеть и от факторов, мешающих сосредоточиться – беспокойство, боль, усталость, жажда и др.
Таблица 1
Возраст | Психологические особенности | Особенности обучения |
Дошкольный | Нет осознания болезни, необходимости лечения. Беспокойство в отрыве от матери, привычных условий | Обучать совместно с близкими людьми, на фоне ласкового, теплого общения, с использованием игровых методов |
Подростковый | Нежелание знать последствия заболевания, притязательность на взрослость | Делать упор на самостоятельность. Уважать как личность, сочетая требовательность с мягкостью и пониманием. Ориентировать на возможный неблагоприятный исход |
Зрелый | Осознание факта болезни. Возможен «уход в болезнь», использование болезни в своих интересах | Приемлемы все способы и методы обучения с учетом уровня образования, интеллектуального развития. При необходимости привлекать при обучении психолога |
Старческий | Снижение памяти, внимания, зрения, слуха. Беспомощность, обидчивость, недоверие, чувство одиночества | Вселять уверенность в благоприятный исход. Учитывать уровень личностной зрелости, образования и интеллектуального развития. Обучать терпеливо, привлекая родственников |
Этап
Пациент (его родственник) может сам осознавать наличие проблемы ее выявляет медицинская сестра. Проблема называется четкой, понятной фразой. Например:
· дефицит знаний о рациональном питании;
· неумение измерять и контролировать у себя артериальное давление;
· неумение выполнять инъекцию и др.
Этап
Цель обучения должна содержать три компонента:
· что предстоит сделать пациенту («должен знать», «должен уметь» и т.д.);
· временные рамки: дата или интервал времени;
· с кем, при помощи чего – условие (с помощью инструктора, самостоятельно и т.д.).
План обучения составляется индивидуально с использованием конкретных способов, методов и приемов обучения.
Этап
Сотрудничество медсестры и пациента на данном этапе – залог успеха. Лучший вариант – индивидуальные занятия, или занятия малыми группами. На проведение обучения влияют различные факторы:
· благоприятная окружающая обстановка - свободное время, оптимальная температура в помещении, тишина, удобная мебель, достаточное освещение и т.д.;
· творческий подход к обучению, использование наглядности, различных методов обучения, обучение в виде ролевых игр;
· доброжелательное отношение медицинской сестры, искреннее желание помочь обучаемому;
· хорошая дикция медицинской сестры, способность ясно, четко, полно излагать материал;
· постоянный контроль приобретенных знаний, поощрение вопросов.
5 этап –завершающий. Получив согласие пациента, необходимо попросить его продемонстрировать приобретенные умения. Пациенту следует сообщить результат сестринской оценки: насколько успешно он справился с поставленной задачей и можно ли считать обучение конкретным навыкам завершенным.
Важна не только сестринская оценка, но и самооценка, которая может быть:
· адекватной – совпадать с мнением медсестры;
· неадекватной – завышенной или заниженной;
· нестабильной – то доволен, то не доволен.
Требования к личности медицинской сестры как педагога
1. Широкая эрудиция, высокий интеллектуальный уровень.
2. Личностная зрелость.
3. Целеустремленность, настойчивость.
4. Знания в области, в которой идет обучение.
5. Владение методами обучения и воспитания.
6. Гибкость мышления, стремление к самосовершенствованию.
7. Желание и умение заботиться о своем здоровье.
8. Позитивная концепция, доброжелательное отношение к окружающим.
9. Эмоциональная стабильность.