Петр Федорович Каптерев (1849-1922)
П. Ф. Каптерев — педагог, психолог, историк педагогики. Он разрабатывал идеи дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории педагогики, педагогической психологии. Под его редакцией была создана первая в России «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Общим основанием педагогики Каптерев считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Он обосновывал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциацию учебных курсов и всей структуры учебного процесса. В педагогику им введено понятие «педагогический процесс». У Каптерева педагогический процесс обозначен как процесс саморазвития личности. «Настоящий, не искаженный педагогический процесс, - пишет П. Ф. Каптерев, - в одно и то же время и свободен и необходим, потому что есть процесс саморазвития. Если же воспитание и образование бывают принудительными, то нечего и говорить о самодеятельности - это значит петь мотив из другой оперы, совершенно различной, это значит соединять несоединимое». В сфере управления школьным делом П. Ф. Каптерев выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви.
Необходимыми условиями такой свободы он считал школьное самоуправление, сосредоточение руководства школой в руках педагогического совета, улучшение материального и правового положения учительства. Несмотря на естественную связь педагогики с политикой, обусловленную, по Каптереву, общественным характером человеческого бытия, он полагал, что школа должна быть вне влияния политических партий, а учителю в своей работе следует руководствоваться педагогическими, а не политическими задачами. В условиях борьбы различных партий, в определенной степени дезорганизующей жизнь школы, Каптерев придавал особое значение дисциплине, основанной на целесообразной системе школьного самоуправления. Педагогическая и научная деятельность Каптерева (около 40 монографий и более 500 статей) - целая эпоха в области педагогической мысли России конца XIX - начала XX века.
Поразительно, как в конце XIX в. сам Каптерев практически теми же словами, что и современные исследователи, объясняет необходимость новых подходов в образовании. «Всюду, во всех сферах жизни усматривается недостаток предприимчивости и настойчивости: наши торговые сношения с Азией и Европой, говорят, много страдают от недостатка предприимчивости у нашего купечества, любящего проторенные пути и дорожки и крайне туго решающегося на какие-либо новшества. . . ».
«В школах главное внимание обращается на обучение, а в обучении на успехи, на результаты. Учатся хорошо, дурно или посредственно - вот главный преобладающий интерес школы; имеет хорошие способности, слабые или средние - это другой, уже дальнейший интерес школы. Но школа мало интересуется самим процессом приобретения сведений учащимися, той степенью напряжения, энергии и настойчивости, которую обнаруживает учащийся при занятиях». И даже не то важно, что не само обучение приоритетно для Каптерева, и не то даже, что интересуют его проявления характера в процессе обучения, а то, что эти проявления осознаются как процесс внутренних преобразований.
Школа «весьма мало интересуется тем внутренним процессом, которым учащиеся достигают знания».
Но главное - «что совершается в душе учащегося, что он переживает внутри себя, работает он над своим усовершенствованием или нет, развивается его способность самоуправления или не развирается». Каптерев призывает ориентироваться не на «исполнительность и послушание», а на «развитие способности самоуправления и разумной мотивировки своих действий».
Литература
Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. - М. , 1982.
Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века. - М, 1998.
Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М. , 1953.
Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в. - М. , 1954.
Герцен А. И. , Огарев Н. П. О воспитании и образовании. - М, 1990.
Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. — М, 1993.
Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособ. - М. , 2000.
Добролюбов Н. А. Избранные педагогические сочинения, - М. , 1986.
Егоров С. Ф. Теория образования в педагогике России нач. XX в. -М. , 1987.
Заварзина Л. Э. Исторические очерки русской педагогики: Философско-исторический аспект. -Воронеж, 1998.
Заварзина Л. Э. Педагогика: Исторические портреты. Воронеж, 1997.
Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М. , 1993.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под ред. А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М. , 1982.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-я половина XIX в. / Под ред. А. И. Пискунова. - М. , 1976.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - нач. XX в. / Отв. Ред. Э. Д. Днепров. - М. , 1991.
Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М. , 1985.
Розанов В. В. Сумерки просвещения. -М. , 1990.
Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г. Б. Корнетов. - М. ,
1995.
Смирнов В. З. Реформа начальной и средней школы в 60-х гг. XIX в. -М. , 1954.
Соловьев а В. Д. Педагогические взгляды и деятельность Н. Ф. Бунакова. - М. , 1960.
Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М. , 1989.
Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 2-х томах. - М. , 1974.
Фрадкин Ф. А. , Плохова М. Г. , Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. - М. , 1995.
Шаталов А. А. Проблема народной школы в педагогике Л. Н. Толстого. - М. , 1995