Создание системы непрерывного образования
Идея непрерывного образования занимает все более заметное место вряду прогрессивных идей XX в. Смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни, а значит обеспечить процветание всему обществу.
Истоки идеи непрерывного образования можно найти у древних философов: Конфуция, Солона, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки.
Но предтечей современных представлений о непрерывном образовании является Ян Амос Коменский. Вся жизнь должна быть школой.
С середины 70-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципом образовательных реформ.
Каковы же объективные и субъективные предпосылки, вызвавшие потребность перехода к непрерывному образованию?
Объективные предпосылки. В XX в. происходит бурный социально-экономический и научно-технический прогресс. В условиях научно-технического прогресса: обновление техники, технологий, форм труда стало превосходить темпы смены поколений людей. «Конечное образование» вызвало дефицит знаний.
Произошло отставание образования от новых реальностей жизни. Поиск выхода из тупика привел к рождению ряда инициатив: параллельное образование, продолженное образование, повышение квалификации, дистанционное образование, самообразование. Подобные инициативы смогли решить лишь часть стоящей задачи, но не внесли в существующую систему образования свойства непрерывности и целостности.
Таким образом, создались объективные предпосылки для поиска и перехода к непрерывному образованию.
Субъективные предпосылки.
Знания человек должен постоянно стремиться к их расширению и обновлению, к развитию своей личности, а система образования обязана ему в этом помочь.
Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.
Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможность реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни.
Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий для общего и' профессионального развития человека, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства. Функционирование непрерывного образования основывается на следующих принципах:
1. гуманизма;
2. демократизма;
3. мобильности;
4. опережения;
5. открытости;
6. непрерывности.
Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку.
Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте.
Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования.
Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики.
Принцип открытости системы непрерывного образования обязывает учебные заведения расширять деятельность путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей, т.е. работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями.
Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть роль и место образования в жизни человека и общества и как результат - преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом.
Образование должно быть устремлено в будущее. Прежний девиз «Знания на всю жизнь» уступает место новому: «Знания через всю жизнь».
Непрерывное образование способствуетрешениютрех основных задач:
1) подготовке человека для включения его в систему современных общественных, профессиональных отношений;
2) совершенствованию, развитию человека, уже включенного в общественное производство, с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям;
3) разностороннему развитию личности, формированию ее мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств, интересов, потребностей общей культуры.
В соответствии с этими задачами в структуре непрерывного образования можно выделить две подсистемы базовое и дополнительное образования. В свою очередь, базовое и дополнительное образования могут быть общим и профессиональным. Следовательно, можно говорить о четырех подсистемах образования: базовом общем, базовом профессиональном, дополнительном общем, дополнительном профессиональном.