Анализ результатов теста «Светофор» в КГ и ЭГ
Класс | Уровни познавательного интереса |
2 “а” класс (контрольный) | 17% - высокий уровень 63% - средний уровень 20% - низкий уровень |
2 “б” класс (экспериментальный) | 17% - высокий уровень 54% - средний уровень 29% - низкий уровень |
Незначительность различий в уровнях интереса в классах позволяет оценивать эффективность экспериментальной работы через сравнение динамики уровня интереса к урокам русского языка в двух классах. Для повышения валидности можно вести экспериментальную работу в классе с немного более низкими исходными показателями, таким образом, 2”б” класс становится экспериментальным, а 2 “а” – контрольным.
Проведение опытно – экспериментальной работы предполагает, во – первых, получение достоверных значимых результатов, которые позволят правильно оценить изучаемое педагогическое явление, педагогический процесс; во – вторых - вмешательство в учебно–воспитательную практику, изменяя условия, в которых протекает изучаемое явление (одни условия ослабляются или исключаются, другие усиливаются или вводятся вновь). Для соблюдения этих позиций, а также для исключения влияния на формирование личности стихийных процессов, констатирующие эксперименты (начальный и конечный) проводят в двух группах. Первая группа, в которой осуществляется полный комплекс экспериментальной работы, получила название - экспериментальная группа. Вторая группа, выбираемая для чистоты эксперимента, называется контрольной.
При выборе экспериментальной и контрольной групп следует помнить, что они должны быть равнозначны по всем параметрам и характеристикам (по возрасту, полу, численности, уровню развития формируемого качества и т.д.). Но так как участвующие в педагогическом процессе педагоги, воспитанники, ученики отличаются по очень многим показателям как общим для некоторых групп, так и индивидуальным, то контрольная группа подбирается равнозначной по объективным параметрам (возрасту, полу, численности) и более подготовленной в области изучаемого явления. Если у более «слабой» экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента результаты будут выше или четче будет выражена положительная динамика, то можно говорить о правильном выборе методов формирующего эксперимента и достоверности полученных результатов.
Преобразующий эксперимент в педагогическом исследовании используется для глубокого изучения педагогического процесса и особенностей формирования личности при его протекании, а также для апробации новых методик обучения и воспитания, технологий и программ.
Построение данного этапа педагогического эксперимента осуществляется по плану: определение проблемы исследования; формулирование рабочей гипотезы; создание программы эксперимента и ее апробация; наблюдение, фиксирование результатов и их осмысление; сравнение уровня состояния до и после формирующего эксперимента; формулирование выводов и составление рекомендаций.
Одним из главных элементов преобразующего эксперимента является программа, составными элементами которой являются методы воспитания и обучения. Они представлены в схеме, составленной Т.А. Стефановской.
Где «С» –сознание; «П» – поведение; «Ч» - чувства.
Рис. 3. Методы воспитания и обучения
Основной частью данного этапа педагогического эксперимента могут также являться разработанные программы обучения по различным учебным предметам, системы уроков и занятий, игры, новые педагогические технологии и др. Практическая часть может представлять собой развивающую или досуговую программу, систему внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных и учебно-методических пособий и т. п. С обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению. В дошкольном образовании формирующий эксперимент может быть оформлен как перспективный план руководства какой-либо деятельностью воспитанников, программы коррекционно-развивающей индивидуальной или групповой работы и т.д.
Пример 6.
В качестве примера построения программы формирующего эксперимента, предлагаем структуру тематического периода, используемого в методике коллективной творческой деятельности И.П. Иванова как способа организации воспитательного процесса.
1. Тема периода
2. Основная идея
3. Образовательные цели (комплексные) и задачи (специальные: познавательно-мировоззренческие, эмоционально-волевые, действенно-практические; организаторские)
4. Жизненно-практические задачи
5. Содержание деятельности по схеме:
Таблица 3