Сущностные характеристики детских и юношеских объединений
Каковы же сущностные характеристики детских и молодежных общественных организаций? «Сущность – потенциал общественной организации, как системное образование, интегрирующее качественно новые авангардные социальные ценности, инициативы, эксперименты молодого поколения, то есть детскую молодежную субкультуру, ориентированную, с одной стороны, на удовлетворение индивидуальных творческих потребностей, созидательных устремлений утверждающейся личности, жаждущей самоопределения, общественного признания, а с другой стороны, на сущностное преобразование окружающей действительности, совершенствование стереотипных общественных отношений, таящих в себе, по убеждению юношеского максимализма, немало несправедливости, лжи, лицемерия и прочих людских пороков, к борьбе с которыми во имя всеобщего блага готовым считает себя каждый молодой человек, особенно подросток». Рассмотрим некоторые аспекты деятельности молодежных общественных объединений.
Психологический аспект деятельности общественной организации в колледже связан с возрастными особенностями студентов. Учебная и внеучебная деятельность в рамках образовательных дисциплин не удовлетворяет полностью стремления подростка к общению. Общественное объединение расширяет представления подростка о себе, способствует реализации идеальных представлений о своей роли, о жизненном пути. Организация является своеобразной формой поиска подростком своей идентичности, переживания чувства общности и доверия в общественных отношениях.
С точки зрения педагогики сущность детского общественного объединения может быть представлена как совокупность специально созданных условий, обеспечивающих устойчивые социально-педагогические культурообразующие взаимоотношения подростков и педагогов как равноправных партнеров с различным социальным статусом, направленных на оптимизацию их общественного взаиморазвития и решения проблем, актуальных для данной ситуации и пространства.
Сущностной характеристикой воспитательного пространства в детской общественной организации являются создаваемые ею условия для влияния сверстников друг на друга. Воспитательная функция реализуется через освоение социальных отношений, которые становятся собственными целями детей, способствуют их личностному росту. Это не может сделать ни одно из звеньев воспитательной системы.
Сущностной характеристикой детской общественной организации являются отношения взрослых и детей, построенные на диалоговом общении со взрослыми, являющимися членами этих организаций. Взрослые, участвуя, как партнеры в совместной деятельности, помогают ребятам в осмыслении нового социального опыта, в выработке адекватных способов взаимодействия с миром, ориентации в системе ценностей. Партнерство строится на основе сотрудничества, сотворчества, сопричастности и созидания социально ценных отношений.
Таким образом, детская общественная организация как научная категория включает в себя социальные, психологические и педагогические смыслы. Они проявляются и в родовом понятии - детское движение, и в видовых – объединение, организация.
Детские объединения как институт воспитания.Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские объединения. Предшествующий опыт доказывает: у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских объединений — помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.
Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.
Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.
Детская общественная организация как институт воспитания открывает возможности для самовыражения детей и подростков, способствует формированию таких сторон социального опыта растущей личности, которые в других воспитательных организациях не могут получить полноценного развития.
Сущностной характеристикой воспитательного пространства в детской общественной организации являются создаваемые ею условия для влияния сверстников друг на друга. Воспитательная функция реализуется через освоение социальных отношений, которые становятся собственными целями детей, способствуют их личностному росту.