Мониторинг профессионального образовательного процесса и профессиональное развитие личности
Проектные технологии
В профессиональном образовании.
Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией ПРИЗНАКИ ПРОЕКТА УНИКАЛЬНОСТЬ(может быть характеристикой проекта в целом и отдельных его составляющих)ЧЕТКАЯ И КОНКРЕТНАЯ ЦЕЛЬ (обязательно связанная с ожидаемым качеством) ПОСТЕПЕННОЕ УТОЧНЕНИЕ (на каждом последовательном шаге проекта происходит уточнение информации и конкретных работ ВЫБОР ФОРМАТА ПРОЕКТАпо объектам: природные, технические (научно-технические), социальные, «человеческие»по субъектам: групповые, коллективные, сетевые;по целевому назначению: производственные, учебные, научно-исследовательские, акмеологическиепо территории охвата: международные, федеральные, региональные, локальныеЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА это промежуток времени между моментом формализации идеи или утверждения технического задания проекта и моментом его закрытия, т. е. от состояния, «когда проекта еще нет», до состояния, «когда проекта уже нет» ПРОЦЕССЫ ПРОЕКТА - процессы инициирования проекта - принятие решения о запуске проекта и предварительная разработка идеи, реализуемая в концептуальномплане проекта - процессы планирования - определение и фиксация целей и критериевуспеха проекта и разработка рабочих планов их достижения - процессы исполнения - координация трудовых и других ресурсов длявыполнения планаПРОЕКТИРОВАНИЕ ВХОДИТ В ЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ: - Определение проектной идеи - Разработка и описание идеи — проектирование - РеализацияПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕШАЕТ ТРИ ЗАДАЧИ: - Позволяет составить согласованный план действий при реализации проекта - Позволяет составить бюджет проекта - Обосновывает смету расходов и сроки проектаОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1ЭТАП - ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОЙ ИДЕИ, ЗАМЫСЛА ОСОБОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ТРАДИЦИОННУЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 ЭТАП - ЭТАП МОДЕЛИРОВАНИЯ, ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ПЛАНИРУЕМОГО ОБЪЕКТА
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 ЭТАП - ЭТАП ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ХОДА ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 ЭТАП - ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, НАПРАВЛЕН НА ПОЭТАПНУЮ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 ЭТАП – РЕФЛЕКСИВНЫЙ,ПРЕДПОЛАГАЕТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ ,ХОДА И РЕЗУЛЬТАТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОМУ ЗАМЫСЛУ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 ЭТАП - ОФОРМЛЕНИЕ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВСТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по И.А. Колесниковой,М.П. Горчаковой-Сибирской1. ПРЕДПРОЕКТНЫЙ ЭТАП - процедуры внутри этапа: - исследование (диагностика) - проблематизация, - концептуализация - целеполагание - ценностно-смысловое самоопределение форматирование проекта - его предварительная социализацияСТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по И.А. Колесниковой,М.П. Горчаковой-Сибирской ЭТАП ПРОЕКТИРОВАНИЯ (реализация проекта)
Процедуры внутри этапа: уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта, пошаговое выполнение запланированных проектных действий; , коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи, получение и внутренняя оценка проектного продукта, презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка) СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по И.А. Колесниковой,М.П. Горчаковой-Сибирской РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП, Процедуры внутри этапа: рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов (соответствие результата первоначальному замыслу) , качество полученного продукта качество совместной деятельности и отношений, перспективы использования продукта и развития проекта СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по И.А. Колесниковой,М.П. Горчаковой-Сибирской ПОСЛЕПРОЕКТНЫЙ ЭТАП Процедуры внутри проекта: апробация, распространение результатов и продуктов проектной деятельности, выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т.д.)
Мониторинг профессионального образовательного процесса и профессиональное развитие личности.
Основные задачи:-отслеживание трудностей, непонимания, препятствий, возникающих при усвоении нового материала;-создание реального механизма управления профессионально-образовательным процессом;-получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности;-индивидуализация педагогом своей деятельности;-обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном процессе.
Решение этих задач на основе традиционной оценки образовательного процесса, базирующейся на определении показателей сформированности знаний, умений и навыков, а в отдельных случаях – на диагностике психического развития, затруднено. Конечно, по результатам многолетних оценок информация такого рода имеется и на ее основе вносятся коррективы и в содержание образования, и в технологии обучения. Но оперативное отслеживание и корректировка образовательного процесса возможны на основе мониторинга.
Мониторинг мотивации учения может быть достаточно успешно осуществлен с помощью метода наблюдения. Наблюдая за деятельностью обучаемых в различных учебно-профессиональных ситуациях, анализируя их отношение к учебе и будущей профессии, оценивая их достижения, педагог делает заключение об уровне выраженности у обучаемых позитивной мотивации. В отдельных случаях целесообразно использование специальных методик на диагностику мотивов учения.
При отслеживании процесса формирования обобщенных способов учебно-профессиональных действий педагог оценивает уровень их выраженности, систематически анализируя организацию учебного (рабочего) места, планирование выполнения учебно-профессиональных заданий, методику работы с учебно-технологической документацией, соблюдение правил техники безопасности при работе.
Для отслеживания уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей целесообразно использование фрагментов интеллектуальных тестов, метода тестовых ситуаций и наблюдения за обучаемыми в процессе решения учебно-профессиональных задач.
Мониторинг является эффективной технологией, обусловливающей профессиональное развитие и саморазвитие личности. Его результаты выступают в качестве информационной основы принятия управленческих решений и проектирования профессионального роста и карьеры специалистов.
Профессиональное развитие личности– это процесс, в результате которого человеку удается сохранить качество и уровень своих профессиональных навыков и умений в течение всей своей жизни. Другими словами, недостаточно стать профессионалом один раз. Чтобы оставаться профессионалом, необходимо постоянное профессиональное развитие личности.
Профессиональное развитие относится к любым сферам деятельности, будь то педагог или менеджер, консультант или психолог.
Вот одно из определений профессионального развития: это систематическое подкрепление, усовершенствование и расширение спектра знаний, развитие личных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения обязанностей на протяжении всей трудовой деятельности сотрудника.
Профессиональное развитие должно быть не обязанностью или формальностью, а образом мышления, полезной привычкой. С точки зрения общественных интересов, профессиональное развитие человека можно также рассматривать как один из пунктов кодекса профессиональной этики: человек, не работающий над собой, не может быть признан профессионалом.
Профессиональное развитие требует от человека осознанного, направленного, активного обучения. Такое обучение отличается от всех остальных форм, поскольку оно не назначено сверху. Человек сам решает, в каком направлении ему необходимо развиваться, какими способами получать информацию, каким образом её осваивать и т.д.
Поэтапный план профессионального развития человека в виде ориентира выглядит так: 1. Работа, трудовая деятельность – выясните, какие навыки не используются и почему.
2. Профессиональные навыки – оцените Ваши навыки по пятибалльной шкале. Это поможет определить, какие навыки нуждаются в совершенствовании. 3. Ценности – проверьте, насколько Ваши ценности сочетаются с актуальными ценностями Вашей компании. Это поможет при необходимости пересмотреть ценности.
4. Обучение – выберите удобную для Вас стратегию освоения новых данных.