Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)
Тема 1. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. -2ч.
Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
Тема 2. Анализ современных дидактических концепций-4ч.
Аспекты возникновения и развития классических обучающих систем: догматическая, объяснительно-иллюстративная, проблемная, программированная. Современные дидактические концепции: развивающее обучение, личностно ориентированное обучение.
Тема 3. Закономерности и принципы обучения -2ч.
Закономерности и принципы обучения. Классификация закономерностей обучения. Общие закономерности цели, содержания, качества, методов обучения, управления и стимулирования обучения. Конкретные закономерности — дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.
Тема 4. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. ФГОС.-2ч.
Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Адекватность целей и содержания. Содержание образования как интегративный элемент. Требования к содержанию образования и отбору, критерии отбора. ГОСТ: базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Учебные планы, программы, учебно-методические комплексы.
Тема 5. Методы, средства и формы обучения (виды и типы обучения).-4ч.
Понятие метода обучения. Классификация методов обучения. История вопроса (эволюция, функции, систематизация). Анализ возможностей различных методов. Выбор методов обучения. Методы оценки и проверки знаний. Требования к оценке знаний. Диагностика обучения. Целостность системы дидактических средств. Дидактические средства, их типология, уровневый характер. Функции дидактических средств. Современные взгляды на дидактические средства. Учебная ситуация. Технические средства обучения и их использование в учебно-воспитательном процессе. Компьютерные средства обучения.Понятие формы обучения. Классификация форм обучения. История вопроса (эволюция, функции, систематизация). Характеристика отдельных форм обучения. Урок как важнейшая форма обучения. Типы и структура урока. Модульная, концентрическая, компьютерные среды, дистанционное образование. Нестандартные уроки. Типология. Урок в условиях личностно ориентированного образования. Анализ урока. Подготовка к уроку.
Тема 6. Процесс обучения, функции обучения, процесс оценивания. Мониторинг развития индивидуальности ученика -2ч.
Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Дидактические отношения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
Тема 7. Современные модели организации обучения. -2ч
Гимназия и ее характерные черты. Современный лицей, его характеристика. Негосударственные образовательные учреждения.
Тема 8. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы.-2ч.
Авторские школы. Тенденции реорганизации современного образования: гуманизация, гуманитаризация, интеграция, дифференциация, компьютеризация, идея непрерывности и развивающего деятельност-ного характера образования. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность в школе.
Тематика семинаров
Семинар 1. Анализ современных дидактических концепций. Закономерности и принципы
Вопросы для обсуждения:
- Проблемное обучение.
- Программированное обучение.
- Теория поэтапного формирования умственных действий.
- Развивающее обучение:
- Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова
- Л.В.Занкова
- Модульное обучение.
- Классификация закономерностей обучения. Общие закономерности цели, содержания, качества, методов обучения, управления и стимулирования обучения.
- Конкретные закономерности — дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.
- Принципы обучения
Семинар 2.Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. ФГОС..
Вопросы для обсуждения:
1. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Адекватность целей и содержания. Содержание образования как интегративный элемент.
2. Требования к содержанию образования и отбору, критерии отбора.
3. ФГОС: базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
4. Учебные планы, программы, учебно-методические комплексы.
Семинар 3. Формы обучения
Вопросы для обсуждения:
Урок как форма организации процесса обучения.
Структура урока.
Структурные элементы.
Типология уроков.
Примерная схема поурочного планирования.
Примерная схема анализа урока.
Нестандартные уроки.
Вопросы к зачету
- Предмет и задачи дидактики. Ее место в педагогике и связь с другими науками. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- Закономерности и принципы обучения.
- Цели образования, обучения. Цели общие и конкретные. Целеполагание в деятельности учителя.
- Технология программированного обучения.
- Анализ дидактических концепций.
- Педагогические задачи и ситуации, их виды и варианты работы учителя.
- Функции процесса обучения. Способы их реализации. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- Формы обучения. Классно-урочная система обучения. Типы и структура уроков. Структура комбинированного урока.
- Содержание образования в современной школе. Государственные образовательные стандарты. Учебный план образовательного учреждения.Рабочая программа, учебная программа; учебники, учебный предмет и их функции, виды, способы построения.
- Развивающее обучение. Система В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.
Сравнительный анализ инновационного и традиционного обучения. (Дифференцированное обучение с традиционным и развивающим обучением) - Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
- Компьютеризация обучения. Модульное обучение (сущность, достоинства, недостатки).
- Методы обучения. Их классификация в современной дидактике
- Классификация средств обучения.
- Оценка знаний учащихся. Неуспеваемость учащихся. Проблемы, причины, преодоление.
- Понятие о технологии обучения. Педагогические технологии в современной школе. Специфические черты технологий обучения.
- Технология обучения по В.Ф.Шаталову, по Ш.А.Амонашвили, по С.Н.Лысенковой.
- Нетрадиционные формы обучения в мировой практике, поиск новых форм обучения.
- Технология проблемного обучения.
- Информатизация образования. Информационные технологии в образовании. Дистанционное обучение.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)
7.1 Основная литература
«Теория обучения»
- Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Юрайт, 2012.
2. Педагогика [Электронный ресурс]: учебник/ под ред. Л.П. Крившенко. – Москва: КНОРУС, 2010. МОРФ
7.2 Дополнительная литература
«Теория обучения»
- Подласый И.П.Педагогика: в 3-х кн. Ч.2: Теория и технологии обучения /И.П. Подласый. – М.:Владос, 2007. – 575 с.
- Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений /Н.М.Борытко, И.А.Соловцова, А.М.Байбаков; под ред. Н.М.Борытко. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 496с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. – М.:»Академия», 2008.-272 с.
- Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС –ПРЕСС, 2003. – 384 с.
5. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. Пед. Вузов: в 2 кн. – М., 2003. – 573 с. кн. 1. МОРФ.
6. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. Пед. Вузов : в 2 кн. Кн.2. Процесс воспитания. – М., 2003. – 256 с. МОРФ
7. Сластенин, В. А. Общая педагогика. В 2-х ч. Ч.1: учеб. Пособие. – М.: Владос, 2003. – 288 с. МО РФ
8. Сластенин, В. А. Общая педагогика. В 2-х ч. Ч.2 : учеб. Пособие. – М.: Владос, 2003. – 256 с. МО РФ
9. Сластенин, В.., Каширин, В. П. Психология и педагогика : учеб. Пособие. –М.: Академия, 2003. – 480 с. УМО